Опросник «Профессиональное выгорание» это что такое Опросник «Профессиональное выгорание»: определение — Психология.НЭС
Опросник посттравматического роста опросник психологические затруднения

Опросник Профессиональное выгорание

Найдено 1 определение:

Опросник «Профессиональное выгорание»

Maslach Burnout Inventory, MBI). Модификация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. Предназначен для оценки симптомов выгорания у представителей социономических профессий. Данная методика является сокращенной версией известного западного опросника MBI-Maslach Burnout Inventory, разработанного на основе трехфакторной модели «синдрома выгорания» К. Маслач и С. Джексон (Maslach, 1982; Maslach, Jackson, 1986). Данный синдром развивается как следствие дезадаптации к эмоционально напряженным и когнитивно сложным ситуациям О. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями. Такое понимание подвергло опр. видоизменению и понимание его осн. компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности. Русскоязычная версия опросника «Синдром профессионального выгорания» рассматривает синдром выгорания в профессиональном контексте, т. е. как последствие воздействия профессиональных стресс-факторов. Методика состоит из 22 вопросов. Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов). О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), к-рые имеют возрастные и гендерные особенности. Напр., нек-рую степень эмоционального истощения можно считать норм. возрастным изменением, а опр. уровень деперсонализации - необходимый механизм психол. защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации. При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом нек-рой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает опр. напряженность (психол. стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из-за изменения отношения к работе. При исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем 3 субшкалам, так и их взаимосвязь. Разработано неск. вариантов опросника, предназначенные для разл. групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания. Опросник ПВ обладает достаточными психометрическими свойствами. Проведенные исследования подтвердили надежность и валидность российской версии опросника «Профессиональное выгорание». Статистическая обработка полученных данных подтвердила ретестовую надежность как для отдельных пунктов, так и для шкал опросника. Полученные данные могут рассматриваться как устойчивые - репрезентативные по отношению к генеральной совокупности, и могут служить основой для определения тестовых норм для работников социальных профессий. Результаты исследования (проведенная оценка) концептуальной, содержательной, внутренней, конструктивной, конвергентной, эмпирической валидности подтверждают возможность использования данной методики для измерения синдрома выгорания. Лит.: Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2008; Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005; Maslach C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout / Ed. W. S. Paine. Beverly Hills: Sage, 1982; Maslach C., Jackson S. E. Maslach Burnout Inventiory. Manual (2nd ed.). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Опросник Профессиональное выгорание — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий

Водопьянова Наталия Евгеньевна, Старченкова Елена Станиславовна, Наследов Андрей Дмитриевич
В статье представлено современное состояние проблемы выгорания: понятие, взаимосвязь профессионального выгорания с параметрами психологической регуляции разных уровней субъектноличностной организации человека. Дано описание российской версии методики «Профессиональное выгорание» (ПВ) для специалистов социономических профессий. Опросник ПВ позволяет оценивать степень выраженности профессиональной деформации субъекта деятельности в виде совокупности негативных признаков нарушения эмоциональной, коммуникативно-установочной сфер и удовлетворенности его самореализацией (профессиональной эффективностью). Первая русскоязычная версия опросника была разработана на основе трехфакторной модели «burnout» К. Маслак, С. Джексон и валидизирована в 2002 г. для специалистов социономических профессий. С тех пор были накоплены дополнительные эмпирические данные, что позволяет провести новую стандартизацию субшкал методики для уточнения тестовых норм выраженности профессионального выгорания. Опросник ПВ содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Он состоит из 3-х субшкал: эмоциональное истощение, деперсонализация и профессиональные достижения. Предполагаемый адресат теста — личность как субъект профессиональной деятельности на разных этапах профессионализации. Методика может быть использована как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики выраженности профессиональной деформации и риска нарушения профессионального здоровья с целью оказания психологической помощи в виде консультирования, коучинга, организации психологического сопровождения специалистов, подверженных профессиональному выгоранию. Приведены таблицы оценок (в стенах) отдельных субфакторов профессионального выгорания и итоговое уравнение для вычисления интегрального показателя ПВ для мужчин и женщин. Тестовые оценки отражают степень выраженности (уровни) профессионального выгорания, что позволяет соединить результативную и процессуальную модели выгорания.
Скачать PDF

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

Мерзлякова Дина Рафаиловна
Проблема и цель. Проблема данной работы связана с большим количеством стресс-факторов, негативно влияющих на педагогов. Цель статьи разработка и апробация опросника самооценки профессионального «выгорания». Методология. Исследование проводилось с помощью психодиагностического комплекса, включающего следующие методики: методика MBI К. Маслач и С. Джексон, шкала субъективного благополучия и авторский опросник самооценки профессионального «выгорания». Было проведено тестирование 730 педагогов и воспитателей. Результаты. Полученные данные позволили создать и апробировать опросник самооценки профессионального «выгорания», который включает интегральную шкалу, а также четыре коррелирующие между собой шкалы: негативного отношения к микросоциуму; негативного отношения к макросоциуму; негативного отношения к профессиональной роли; негативного оценивания временной перспективы. Рассматриваются особенности отношения педагогов к обучающимся и коллегам, к общественным институтам. Анализируется отношение педагогов к своей профессиональной роли и возникающие в результате этого конфликты. Изучается специфика временной перспективы у педагогов с высоким уровнем профессионального «выгорания». Заключение. Сделаны выводы о том, что данный опросник может быть использован в практической деятельности психологов для профилактики и коррекции профессионального «выгорания».
Скачать PDF

ОЛЬДЕНБУРГСКИЙ ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: ДИАГНОСТИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУ

Смирнова Анна Юрьевна
В статье обсуждается проблема соотношения феноменов профессионального (психического) выгорания субъекта труда и увлеченности работой, анализируются положительные и отрицательные стороны диагностики профессионального (психического) выгорания и увлеченности как биполярных и независимых конструктов, приводятся результаты валидизации русскоязычной версии Ольденбургского опросника профессионального выгорания Е. Демерути с коллегами (The Oldenburg Burnout Inventory, Demerouti E. et. al. 1998, 2005, 2007, 2010) в переводе и адаптации А. Смирновой. Дается краткая версия Ольденбургского опросника, разработанного для русскоязычной выборки А. Смирновой, при этом на основании данных конфирматорного факторного анализа обосновывается, что краткая версия опросника в большей степени, чем его полная версия, позволяет выполнить экспресс-диагностику изменения психического состояния субъекта труда по континууму: увлеченность работой профессиональное выгорание, так как демонстрирует более высокие, чем полная версия, корреляционные связи с увлеченностью, диагностируемой по Утрехской методике диагностики увлеченности персонала работой А. Беккера и В. Шауфели (UWES, Schaufeli, & Bakker, 2003). Эмпирический базис исследования составили инженерно-технические работники промышленного предприятия: 392 работника, средний стаж работы 7,4 года, средний возраст 44,3 года, мужчин 312, женщин 80.
Скачать PDF

Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деят

Асеева Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности возникновения и динамика развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников в зависимости от специфики профессиональных функций и стажа работы. Уточнено содержание синдрома для данной профессиональной группы
Скачать PDF

Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей выс

Буртовая Наталия Борисовна
Представлено теоретическое и практическое исследование по проблеме формирования эмоционального выгорания у преподавателей вуза.
Скачать PDF

Профессиональное выгорание специалистов в сфере фитнеса

Баранова Елена Борисовна
Синдрому профессионального выгорания подвержены представители творческих, «коучинговых» (связанных с обслуживанием и поддержкой клиентов) профессий. Среди них стоит особо остановиться на проблеме профессионального «выгорания» работников фитнес-индустрии. Бурное развитие фитнеса в России, особенно в последнее время, говорит о том, что появилось большое число профессионалов, которые работают в этой сфере более 5 лет, а потому зачастую можно встретить «выгоревших» сотрудников, а иногда и целые «выгоревшие» коллективы спортивных клубов.
Скачать PDF

Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов

Францева Татьяна Николаевна
В работе выявлены основные мотивы профессиональной деятельности специалистов, в зависимости от лидирующих мотивов которых можно спрогнозировать их мотивацию к работе. Описан авторский опросник мотивации, позволяющий диагностировать сложную структуру мотивов профессиональной деятельности и выявлять факторы, регулирующие профессиональную деятельность работников в плане изменения их мотивов
Скачать PDF

Реализация состояния психического выгорания в структуре профессиональной идентичности педагогов высш

This article gives both the theoretical and empirical substantiation of research of a condition of mental burning out in phenomenological space of professional identity of the higher school teachers with a support on representation about a condition of mental burning out as to «antisystem» and professional identity of the higher school teachers as the structural formation consisting from the emotional-estimated, cognitive and motivational components of the person. The condition of mental burning out in structure of professional identity of the higher school teachers, first, defines such system parity of its substantial characteristics is emotional-estimated, cognitive and motivational components which can be considered as the mechanism of its transformation at stages of professional success teachers « the senior teachers » and «senior lecturers» «professor», secondly, destructively influences its components, carrying out «antimotivational» and «anticognitive» functions, increasing probability of adaptable infringements at teachers of the higher school and professors, constraining is emotional-estimated and cognitive potential of their activity.
Скачать PDF

Взаимосвязь профессионально эмоционального выгорания с субъективным благополучием личности медицинск

Сафонова Ирина Олеговна
В работе проанализированы основные теоретические подходы к изучению психического выгорания и субъективного благополучия. Изложены основные результаты исследований психического выгорания и субъективного благополучия медицинских сестер, определена взаимосвязь профессионально эмоционального выгорания с субъективным благополучием личности медицинских сестер
Скачать PDF

Анализ стратегий профессионального поведения при изучении проблемы психического «Выгорания»

Ожогова Е.Г.
Скачать PDF

Диагностика синдрома «Выгорания» в профессиональной деятельности

Михайлова О.Б.
Скачать PDF

Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов

Наличаева София Александровна
Анализируются эмпирические данные о взаимосвязи самоактуализации с профессиональным выгоранием у педагогов. Показано, что интегральный уровень самоактуализации отрицательно связан с уровнем выгорания у педагогов. Педагоги с высоким уровнем самоактуализации более резистентны к выгоранию, чем педагоги с низким уровнем самоактуализации.
Скачать PDF

Похожие термины: