Опросник Подростки о родителях . Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына

Найдено 1 определение
Опросник «Подростки о родителях» (ПоР). Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына
Направлен на выявление отношения подростков к воспитательной практике родителей. В результатах опросника, моделирующего опр. «воспитательные» ситуации, проявляется субъективное понимание и отношение подростков к гипотетической практике принятия воспитательных решений родителями, или, иначе говоря, создается образ, к-рый складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов. Т. о., методика ПоР как психодиагностический инструмент дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятий подростком своих родителей в разл. жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения, воспитания и болезни. Опросник имеет 4 варианта, к-рые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: 1) оценка отца дочерью; 2) оценка отца сыном; 3) оценка матери дочерью; 4) оценка матери сыном. В результате обработки полученных данных определяются показатели, отражающие поведение и установки родителей в отношении подростка. Опросник состоит из 50 высказываний, оценок поведения отца или матери, на к-рые респонденты могут отвечать тремя способами: «да», «частично», «нет», что выражается в количественных оценках 2, 1, 0. Утверждения формируют 5 шкал. 1) Шкала POZ - «Позитивный интерес» отражает степень принятия родителями своего ребенка. Высокие оценки - безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителя. Низкие оценки - непринятие ребенка, его эмоциональное отвержение. 2) Шкала DIR - «Директивность» отражает уровень контроля со стороны родителей в отношении ребенка. Высокие оценки - родители оказывают опр. давление и преднамеренно руководят детьми. Низкие оценки - потворствование и недостаточность требований к ребенку. 3) Шкала HOS «Враждебность» отражает уровень враждебности родителя по отношению к ребенку. Высокие оценки - отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. Низкие оценки - склонность к дружеским взаимоотношениям, принятие, положительная оценка личности ребенка. 4) Шкала AUT - «Автономность» отражает степень вовлеченности родителя в дела ребенка. Высокие оценки - отстраненность, отсутствие у родителя стремления к участию в жизни и делах ребенка. Низкие оценки - эмоциональная вовлеченность в дела ребенка. 5) Шкала NED - «Непоследовательность» отражает степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Высокие оценки родители крайне непоследовательны в проведении своих воспитательных мероприятий. Низкие оценки - родители недостаточно гибки, чрезмерно принципиальны и категоричны в реализации воспитательных принципов. Также авторами-разработчиками методики предлагается для интерпретации использование 2 дополнительных шкал. Фактор близости (POZ/HOS). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Позитивного интереса» и «Враждебности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках и преимущественного его отвержения - при низких стандартных оценках. Фактор критики (DIR/AUT). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Директивности» и «Автономности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью - при низких стандартных оценках. После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать) по каждой из 5 шкал подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов, к-рые при помощи специальных таблиц переводятся в стандартные значения от 1 до 5, где нормативным является среднее значение - 3 балла. Т. о., если по шкале набрано 1-2 стандартных балла, то можно говорить о том, что эта характеристика слабо выражена, если 4-5 балла, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Применению опросника должна предшествовать предварительная беседа с подростком, направленная на формирование доверительного отношения к экспериментатору, получение осн. данные о семье и детско-родительских взаимоотношениях. Большое значение имеют не только показатели по отдельным шкалам, общая характеристика графиков и их соотношение между собой, но подробный качественный анализ характера ответов на каждое конкретное утверждение опросника. Особое внимание также уделяется различию (если таковое имеется) «материнского» и «отцовского» профилей. Их сравнение весьма показательно в отношении особенностей семейных взаимоотношений, единства или разобщенности родительских установок, уровня конфликтности и общей напряженности в семье. Лит.: Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб., 2000. Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына (Малкова)

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011