Опросник «Подростки о родителях» (ПоР). Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына это что такое Опросник «Подростки о родителях» (ПоР). Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына: определение — Психология.НЭС
Опросник поведенческого здоровья Миллона Опросник посттравматического роста

Опросник Подростки о родителях . Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына

Найдено 1 определение:

Опросник «Подростки о родителях» (ПоР). Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына

Направлен на выявление отношения подростков к воспитательной практике родителей. В результатах опросника, моделирующего опр. «воспитательные» ситуации, проявляется субъективное понимание и отношение подростков к гипотетической практике принятия воспитательных решений родителями, или, иначе говоря, создается образ, к-рый складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосознаваемых факторов. Т. о., методика ПоР как психодиагностический инструмент дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятий подростком своих родителей в разл. жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения, воспитания и болезни. Опросник имеет 4 варианта, к-рые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: 1) оценка отца дочерью; 2) оценка отца сыном; 3) оценка матери дочерью; 4) оценка матери сыном. В результате обработки полученных данных определяются показатели, отражающие поведение и установки родителей в отношении подростка. Опросник состоит из 50 высказываний, оценок поведения отца или матери, на к-рые респонденты могут отвечать тремя способами: «да», «частично», «нет», что выражается в количественных оценках 2, 1, 0. Утверждения формируют 5 шкал. 1) Шкала POZ - «Позитивный интерес» отражает степень принятия родителями своего ребенка. Высокие оценки - безусловно, положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителя. Низкие оценки - непринятие ребенка, его эмоциональное отвержение. 2) Шкала DIR - «Директивность» отражает уровень контроля со стороны родителей в отношении ребенка. Высокие оценки - родители оказывают опр. давление и преднамеренно руководят детьми. Низкие оценки - потворствование и недостаточность требований к ребенку. 3) Шкала HOS «Враждебность» отражает уровень враждебности родителя по отношению к ребенку. Высокие оценки - отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. Низкие оценки - склонность к дружеским взаимоотношениям, принятие, положительная оценка личности ребенка. 4) Шкала AUT - «Автономность» отражает степень вовлеченности родителя в дела ребенка. Высокие оценки - отстраненность, отсутствие у родителя стремления к участию в жизни и делах ребенка. Низкие оценки - эмоциональная вовлеченность в дела ребенка. 5) Шкала NED - «Непоследовательность» отражает степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Высокие оценки родители крайне непоследовательны в проведении своих воспитательных мероприятий. Низкие оценки - родители недостаточно гибки, чрезмерно принципиальны и категоричны в реализации воспитательных принципов. Также авторами-разработчиками методики предлагается для интерпретации использование 2 дополнительных шкал. Фактор близости (POZ/HOS). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Позитивного интереса» и «Враждебности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует степень проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при высоких стандартных оценках и преимущественного его отвержения - при низких стандартных оценках. Фактор критики (DIR/AUT). Вычисляется путем определения алгебраической разницы «сырых» баллов по шкалам «Директивности» и «Автономности» с последующим переводом полученного результата в стандартный балл. Данный показатель характеризует высокую заинтересованность и тотальный контроль родителя в отношении своего ребенка при высоких стандартных оценках и отсутствие заинтересованности в сочетании с безнадзорностью - при низких стандартных оценках. После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать) по каждой из 5 шкал подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов, к-рые при помощи специальных таблиц переводятся в стандартные значения от 1 до 5, где нормативным является среднее значение - 3 балла. Т. о., если по шкале набрано 1-2 стандартных балла, то можно говорить о том, что эта характеристика слабо выражена, если 4-5 балла, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Применению опросника должна предшествовать предварительная беседа с подростком, направленная на формирование доверительного отношения к экспериментатору, получение осн. данные о семье и детско-родительских взаимоотношениях. Большое значение имеют не только показатели по отдельным шкалам, общая характеристика графиков и их соотношение между собой, но подробный качественный анализ характера ответов на каждое конкретное утверждение опросника. Особое внимание также уделяется различию (если таковое имеется) «материнского» и «отцовского» профилей. Их сравнение весьма показательно в отношении особенностей семейных взаимоотношений, единства или разобщенности родительских установок, уровня конфликтности и общей напряженности в семье. Лит.: Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб., 2000. Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына (Малкова)
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Опросник Подростки о родителях . Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возможности опросника УСК для диагностики локус контроля личности в асоциальных подростковых группах

Быков Сергей Владимирович
Представлены результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью, проводится сравнение полученных данных. Исследуются возможности использования опросника УСК для диагностики интернальности-экстернальности в асоциальных подростковых группах
Скачать PDF

Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителями

Рахманкулова Светлана Анатольевна
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями, именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка. Рассматривается возможность взаимосвязи cамооценки подростка с тем, насколько позитивно интерпретируются происходящие события эмоциональнозначимым родителем.
Скачать PDF

Трансформация отношений с родителями как ядро процесса психологического созревания в подростковом во

Михеева Н.Д., Мизинова А.В.
Авторы описывают психоаналитическую точку зрения на задачи подросткового периода, выделяя в качестве центрального пункта этого периода изменение отношений подростка с родителями. Проведя эмпирическое исследование, авторы подтверждают выдвинутую гипотезу о связи процессов деидеализации родителей с психологическим созреванием подростков. The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of the adolescent psychological development processes. The authors describe psychoanalytical point of view for the adolescent psychological developmental tasks, the central part of which assigns to child-parents separation. The authors conduct successful empirical verification of their hypothesis about the connection of parent deidealization and psychological maturation of the adolescents.
Скачать PDF

Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками

Карабанова Ольга Александровна, Поскребышева Наталия Николаевна
В статье рассматриваются детско-родительские отношения (ДРО) и отношения со сверстниками как составляющие социальной ситуации развития подростка. Подчеркивается их роль и значение в становлении личностной автономии подростка. В исследовании показана гетерохронность развития когнитивного, поведенческого, эмоционального и ценностного компонентов личностной автономии подростка. Выявлен сложный нелинейный характер связи между уровнем развития личностной автономии подростка и такими параметрами ДРО, как уровень родительского контроля, мера предоставляемой подростку в рамках ДРО автономности, характер сотрудничества в отношениях с родителями.
Скачать PDF

Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми

Гришина Анна Викторовна
В статье представлен тест-опросник, разработанный автором на базе методики К. Янг и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми - КИ). Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному. Исследование, проведенное на выборке из 304 школьников г. Нижнего Новгорода в возрасте 11-12 лет, показало, что разработанный тест-опросник дает возможность количественно оценить степень компьютерной зависимости младшего подростка; предоставляет возможность математической обработки; является относительно оперативным способом оценки большого количества респондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Скачать PDF

Психологические трудности в отношениях подростков с родителями

Соколова А.П.
Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений подростков с родителями. Проведенное исследование позволяет утверждать, что психологическими причинами семейных конфликтов являются: дисгармоничный тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностные факторы.This article is devoted to the relationship with the parents of teenagers. The study suggests that the psychological causes of family conflicts are disharmonious type of family relations; destructiveness of family education; children age crises; personal factors.
Скачать PDF

Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом воз

Коновалова Александра Михайловна, Захарова Елена Игоревна
В статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20. Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.
Скачать PDF

Проспективная идентичность и взаимодействие с родителями младших и старших подростков

Ходаковская О.В.
В статье представлены результаты исследования связи проспективной идентичности и взаимодействия с родителями у подростков. Обнаружены установки на прохождение кризиса идентичности у девочек 10-12 лет; возрастающая позитивность образа «Я в будущем: через 5 и 10 лет» старших подростков. Гармоничное взаимодействие подростков с родителями взаимосвязано с формированием позитивной проспективной идентичности, как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте.
Скачать PDF

Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста

Абдуллина Светлана Александровна
В статье рассматривается понятие «внутренняя позиция будущего родителя» среди детей подросткового возраста 15-17 лет. Обсуждается гипотеза о влиянии наполненности опытом выполнения специфических для родительства деятельностей в период до рождения собственных детей на формирование представлений о родительстве. В качестве методов исследования были использованы: «Анкета для выявления представлений о будущем ребенке», рисуночные методики «Моя семья» и «Моя семья в будущем», а также контент-анализ детских высказываний в «Родительском сочинении». В результате были выделены компоненты внутренней позиции и описано их содержание. Определены типы и критерии сформированности внутренней позиции родителя у подростков. Сделан вывод о наличии взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя. Полученные данные могут быть применены в составлении профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование родительской сферы у подростков.
Скачать PDF

Опросник для оценки риска развития аддикции у детей и подростков и его апробация на старших дошкольн

Каменская В.Г.
Скачать PDF

Особенности переживания времени подростками

Кожурова Оксана Анатольевна
В статье рассматриваются современные взгляды на феноменологию психологического времени, показано влияние возраста на точность восприятия времени, а также описываются результаты проведенного эмпирического исследования, которое позволило выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и будущего подростками четырнадцатии семнадцати лет.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Похожие термины: