Опросник Оценка доверия к себе. Т. П. Скрипкина Опросник поведенческого здоровья Миллона

Опросник патохарактерологический диагностический для подростков

Найдено 1 определение:

Опросник патохарактерологический диагностический для подростков

ПДО). А. Е. Личко, Н. Я. Иванов. Предназначен для определения у подростков 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними нек-рых личностных особенностей. Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений. На основании описания типов патологических характеров Э. Крепелина, Э. Кречмера, К. Шнайдера, П. Б. Ганнушкина, Г. Е. Сухаревой, К. Леонгарда, А. Е. Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте при разных типах характера. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение), отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т. д.) и к нек-рым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). Текст ПДО включает 25 тем (отношений) с опр. набором утверждений («Самочувствие», «Настроение» и др.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов, из к-рых респондент должен выбрать не более 3 «подходящих» для него ответов (первое исследование) и не более 3 «неподходящих» (второе исследование). Результаты обследования определяются с помощью специального кода, составленного на основании статистически достоверных выборов для подростков соответствующего типа, опр. клиническим методом. Методика позволяет диагностировать след. патохарактерологические типы и типы акцентуации характера: Гипертимный (Г): осн. черты этого типа - преобладание повышенного настроения, высокий жизненный тонус, энергичность, неудержимая активность, постоянное стремление к неформальному лидерству. Сенситивный (С): большая впечатлительность, ранимость, склонность к переживанию чувства собственной несостоятельности и малоценности. Шизоидный (Ш): замкнутость, холодность, недостаток интуиции в процессе О., оригинальность и эксцентричность. Истероидный (И): эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и восхищения, аффективность, манипулятивность. Циклоидный (Ц): чередование фаз гипертимности и субдепрессии, к-рые, как правило, выражены нерезко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. Психастенический (П): нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Неустойчивый (Н): преобладание гедонистической мотивации, моральная незрелость, нежелание трудиться - ни работать, ни учиться, постоянная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. Лабильный (Л): крайняя изменчивость настроения, к-рое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Эпилептоидный (Э): педантичность, эмоциональная вязкость, склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на к-ром можно было бы сорвать зло. Конформный (К): постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде, неуверенность в себе, пассивность, зависимость от окружающих. Астено-невротический (А): осн. черты этого типа - повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрическим фиксациям. Кроме того, опросник позволяет диагностировать смешанные типы, а также квалифицировать нек-рые др. личностные особенности подростка: психол. склонности к алкоголизации, делинквентному поведению, диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности (шкала Т), а также оценить соотношение черт мужественности (шкала М) и женственности (шкала Ф). Эти показатели включены в осн. код оценки результатов, т. к. они используются в кач. дополнительных баллов при определении типов характера. Также в опроснике имеются дополнительные шкалы, предназначенные для оценки склонности к депрессиям, риску социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риску злоупотребления наркотиками и др. психоактивными веществами и др. ПДО непригоден для исследования подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью (т. наз., пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или находящихся в остром психотическом состоянии с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т. п., а также при выраженном психич. дефекте шизофренического, органического и др. типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта. Лит.: Личко А. Е., Иванов Н. Я. Диагностика характера подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. ПДО. Краткое руководство. СПб., 2001; Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Л. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына (Малкова)
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возможности опросника УСК для диагностики локус контроля личности в асоциальных подростковых группах

Быков Сергей Владимирович
Представлены результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью, проводится сравнение полученных данных. Исследуются возможности использования опросника УСК для диагностики интернальности-экстернальности в асоциальных подростковых группах
Скачать PDF

Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности»

Краснорядцева Ольга Михайловна, Баланев Дмитрий Юрьевич, Щеглова Элеонора Анатольевна
Предлагается вариант методического приема для диагностики психологической готовности к инновационной деятельности. Рассматриваются условия и возможности использования практическими психологами экспресс-методик подобного рода. Обсуждены полученные интересные исследовательские данные о возможностях психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность.
Скачать PDF

Психологические основы диагностической беседы педагога дополнительного образования с подростком из н

Ширманова Е.В.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей современного образовательного пространства российского общества, однако его возможности используются далеко не в полной мере. В статье рассматривается беседа как один из методов психологической диагностики подростка из неблагополучной семьи с целью установления контакта с ним для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования.
Скачать PDF

Теоретико-методологическое обоснование диагностического опросника «Специфика предвосхищения будущего

Малюченко Геннадий Николаевич, Карина Ольга Витальевна, Шустова Наталья Евгеньевна, Киселева Марина Анатольевна
В статье представлено теоретико-методологическое обоснование авторского опросника «Специфика предвосхищения будущего». Проанализированы существующие подходы к пониманию структуры и функций антиципации в контексте временной перспективы личности. Раскрываются теоретические предпосылки для выделения трех диагностических блоков опросника: когнитивного, эмоционального и сценарно-поведенческого. В каждом блоке выделены и рассмотрены критерии, позволяющие проводить диагностику индивидуальных особенностей предвосхищения будущего.
Скачать PDF

Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми

Гришина Анна Викторовна
В статье представлен тест-опросник, разработанный автором на базе методики К. Янг и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми - КИ). Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному. Исследование, проведенное на выборке из 304 школьников г. Нижнего Новгорода в возрасте 11-12 лет, показало, что разработанный тест-опросник дает возможность количественно оценить степень компьютерной зависимости младшего подростка; предоставляет возможность математической обработки; является относительно оперативным способом оценки большого количества респондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Скачать PDF

Опросник для оценки риска развития аддикции у детей и подростков и его апробация на старших дошкольн

Каменская В.Г.
Скачать PDF

Проведение диагностических и психокоррекционных мероприятий с детьми и подростками, совершившими суи

Иванова Е.Н.
Актуальность проблемы детско-подросткового суицида. Кризис подросткового возраста. Причины суицидальных попыток у детей и подростков. Влияние внутрисемейных отношений на поведение детей и подростков. Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками и их родителями.
Скачать PDF

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА «ПРИЧИНЫ ДЛЯ ЖИЗНИ» А. ОСМАНА И М. ЛИНИХЭН

Волочков Андрей Александрович, Левченко Дарья Викторовна
В условиях обострения ситуации с детскими и подростковыми суицидами российским педагогам-психологам остро недостает современных инструментов диагностики суицидального риска. Например, таких, как хорошо известный за рубежом опросник А. Османа и М. Линихэн «Причины для жизни» для подростков (The Reasons for Living Inventory for Adolescents (RFL-A). В статье представлены различные версии опросника «Причины для жизни», рассмотрены его особенности, результаты адаптации в России, а также проведен сравнительный анализ полученных на основе опросника данных психометрических исследований подросткового варианта в России и США. Предлагается текст русскоязычного варианта опросника и примеры психометрических характеристик, полученных на выборке 143 подростков Пермского края. Предварительный этап русскоязычной адаптации подросткового опросника А. Османа, М. Линихэн «Причины для жизни» показал высокую устойчивость его факторно-аналитической структуры к национальным особенностям отношения к суициду, особенностям социально-экономического развития, по отношению к фактору времени (1998 и 2017 гг.), а также по отношению к фактору процедуры обследования (карандаш-бумага и онлайн-тестирование). При этом уже на предварительном этапе выяснено, что российская адаптация по структуре полностью соответствует американскому оригиналу. Наибольшей согласованностью и значением в факторной структуре опросника отличается шкала «Семейный союз». В России этот фактор по значимости, в отличие от американской выборки, абсолютно лидирует. В русскоязычной выборке наиболее достоверной и соответствующей американским результатам оказалась процедура онлайн-тестирования респондентов, проведенного в социальных сетях. Надежность по внутренней согласованности шкал российской адаптации подросткового опросника «Причины для жизни» значительно превышает пороговые значения и в основном также соответствует американским психометрическим исследованиям. В целом уже на предварительном этапе русскоязычной адаптации опросника получены психометрические характеристики, достаточные для его использования не только в научных исследованиях, но и в скрининговых обследованиях суицидального риска.
Скачать PDF

Особенности переживания времени подростками

Кожурова Оксана Анатольевна
В статье рассматриваются современные взгляды на феноменологию психологического времени, показано влияние возраста на точность восприятия времени, а также описываются результаты проведенного эмпирического исследования, которое позволило выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и будущего подростками четырнадцатии семнадцати лет.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Скачать PDF

Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков

Титкова М.С.
В статье проанализированы научные взгляды на рефлексию и раскрывается ее психологическое содержание. Описанное в статье исследование позволило условно выделить смысловые аспекты рефлексивной активности подростков: эгоцентрический, эмотивный и когнитивный. В работе подробно раскрывается содержание смысловых аспектов рефлексии подростков и приводится их эмпирическое выражение.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: