ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Специфика. Предназначены для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Представляют собой списки вопросов, ответы испытуемого на которые могут быть обработаны количественно.
- опросники черт личности;
- опросники типологические;
- опросники мотивов;
- опросники ценностей; - опросники установок.
Возможна и другая классификация личностных опросников: - опросники черт личности; - опросники типологические:
- опросники мотивационно-потребностной сферы (вкл. опросники интересов, мотивов, ценностей и установок).
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Опросники личностные позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого - от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.
Опросники личностные создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить некое свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, называемые шкалами, различаются по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и пр.). Полученные после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизованные баллы, обычно изображаемые в виде графика.
Ныне создано огромное число опросников личностных самых различных типов - в зависимости от некоей теории личности. Некоторые предназначены для одновременной оценки многих сторон личности (например, опросник личностный многофазный миннесотский), но большинство направлено на изучение ее отдельных свойств. Во многих опросниках определение черт личности основано на использовании различных техник анализа факторного.
Основной недостаток опросников личностных - то, что испытуемые, более или менее понимая показательную ценность ответов, иногда могут отвечать на вопросы, учитывая требования ситуации опроса и ожидания, приписываемые лицу, ведущему опрос, - вольно или невольно искажать сообщаемые сведения.
Среди опросников личностных выделяется несколько групп:
1) опросники типологические;
2) опросники черт личности;
3) опросники мотивов;
4) опросники ценностей;
5) опросники установок;
6) опросники интересов.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
разработанный Ф. Вудвортсом (1919) «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие десятилетия О. л. получили широчайшее распространение в зарубежных психодиагностических
исследованиях.
О. л. могут быть подразделены на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.
Основные проблемы использования О. л. связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.
Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении некоторых обследований (напр., в случае психологической экспертизы), типична не для всех диагностических ситуаций. Накоплено немало данных, свидетельствующих о стремлении
обследуемых быть искренними. Сложнее обстоит дело с установками, реализующимися в процессе ответов на вопросы О. л. Одна из наиболее известных установок — стремление обследуемых к выбору «социально одобряемого» ответа, т. е. того, который
предписывается общественными или групповыми нормами. Влияние этой установки особенно велико в тех О. л., содержание вопросов которых тесно связано с «хорошими» или «плохими» особенностями личности. Стимулом к социально одобряемым ответам является
и установление обследуемым зависимости (реально существующей или воображаемой) собственного благополучия от результатов обследования. Избегнуть влияния этой установки можно с помощью маскирующей формулировки вопросов, введения «буферных» вопросов,
создания особых шкал (см. ШКАЛЫ КОНТРОЛЬНЫЕ) и другими способами. Следует учитывать, что установки, действующие при ответах на вопросы, могут быть рассмотрены также в качестве своеобразных личностных индикаторов.
Помимо факторов, имеющих установочную природу, на достоверность ответов в О. л. существенно влияет интеллектуальная оценка вопросов обследуемым (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность, трудность вопросов приводят к изменчивости
ответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежности методики (Л. Голдберг, 1963). В то же время оказывается, что вопросы, ответы на которые остаются неизменными при повторном обследовании, нередко обладают низкими
дискриминативными возможностями (см. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС). В зарубежных исследованиях ведется разработка моделей, интегрирующих разнообразные факторы, влияющие на процесс формирования ответов (Д. Фиске, 1971; М. Новаковска, 1975 и др.).
Анализируя проблемы, возникающие в связи с разработкой и применением О. л., необходимо подчеркнуть, что переменная, которую мы стремимся измерить, воплотив ее в вопросе, является одной из причин, приводящих к тому или иному ответу, а ее связь
с ответом будет выражаться статистически, а не детерминистически. Ответ обследуемого зависит от многих переменных, выступающих в различных связях и вариантах у разных лиц.
Исследователь должен отчетливо представлять себе, что ответы на О. л. формируются вне связи с теориями, отделяющими, напр., особенности личности от особенностей индивида. И те, и другие будут в той или иной мере представлены в ответах. Поэтому
следует признать некорректными попытки объяснения ответов на вопросы О. л. лишь свойствами нервной системы, темперамента или, напротив, характера (см. ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК). Диагностические показатели, получаемые
с помощью О. л., имеют вероятностно-ориентирующее значение, их истинная природа должна быть выявлена путем сопоставления с соответствующими объективными данными (С. Л. Рубинштейн, 1959).
Формирование отношения к О. л. в советской психологии проходило через несколько этапов. В 50-е гг. они полностью отвергаются в качестве инструмента исследования личности. В 60-е гг. О. л. начинают робко, а затем все более активно использовать,
вплоть до того, что в определенный период начинается «эпидемия опросников» (Б. В. Зейгарник, 1971). В 70-е — начало 80-гг. переводятся наиболее известные зарубежные О. л., которые используются, как правило, без адаптации и рестандартизации.
Появляются и многочисленные отечественные опросники, созданные «на глазок», не отвечающие элементарным психометрическим требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам. Сегодня советскими психологами уделяется все более возрастающее
внимание вопросам разработки оригинальных О. л., адаптации известных зарубежных во взаимосвязи с изучением их валидности и надежности (И. Н. Гильяшева, 1983, А. Е. Личко, 1983; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт.,
1987 и др.).
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.