ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ
см. Опросники личностные, Тесты личности.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ
совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Личностный опросник
Тест, предназначенный для оценки характеристик личности. Личностный опросник Айзенка, основанный на теории личности Г. Дж. Айзенка, измеряет личность по параметрам стабильность/невротическое состояние и экстравертность/интровертность.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Личностный опросник
personality inventory) - тест, предназначенный для измерения разнообразных личностных характеристик, которые заключаются в утверждениях о поведении, убеждениях и чувствах. Тестируемые оценивают эти утверждения с точки зрения того, свойственны ли они лично им или нет.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Личностные опросники
Категория. Класс психодиагностических методик.
Специфика. Предназначены для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Представляют собой списки вопросов, ответы испытуемого на которые могут быть обработаны количественно.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
Способ оценки личности, основанный на большом количестве пунктов, на которые субъект отвечает, указывая те из них, которые подходят ему или описывают его. Часто встречаются три типа опросников: в одном индивид отвечает на утверждения словами "да", "нет", "сомневаюсь"; в другом индивид выбирает из пар утверждений то, которое ему в большей степени подходит; в третьем используется шкала Лайкерта. Например, см. Миннесотский многопрофильный личностный опросник.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Опросники личностные
разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. О. л. могут быть подразделены на:
- опросники черт личности;
- опросники типологические;
- опросники мотивов;
- опросники ценностей; - опросники установок.
Возможна и другая классификация личностных опросников: - опросники черт личности; - опросники типологические:
- опросники мотивационно-потребностной сферы (вкл. опросники интересов, мотивов, ценностей и установок).

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ
ашл.ртош-lity inventories) - одна из разновидностей психологических тестов, входящих в категорию тестов личности. О. л. предназначены для психологической диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или др. психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число определенных ответов на определенные пункты О. л. Разработаны и широко применяются различные О. л. для диагностики устойчивых черт личности (индивидуальности, темперамента, характера); отдельных видов мотивации (напр., мотивации достижения); психических и эмоциональных состояний (напр., тревожности); профессиональных и др. интересов и склонностей. Наряду с одномерными О. л., предназначенными для диагностики к.-л. одной характеристики, существуют также многомерные О. л., дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности. О. л. применяются в прикладных и в исследовательских целях, как в ситуации индивидуального, так и группового обследования. В последнее время активно используется перевод О. л. на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обработкой результатов. Возможность и эффективность использования О. л. как психологического инструмента определяется их соответствием психометрическим требованиям надежности, валидности, репрезентативности и достоверности (см. Психодиагностика), а также стандартизацией процедуры проведения обследования и интерпретации результатов. Ср. Тесты проективные. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ
класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик являет собой стандартизованную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием коих испытуемый (информант) может согласиться либо не согласиться. Вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных позиций, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими, и пр.
Опросники личностные позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого - от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов.
Опросники личностные создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить некое свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, называемые шкалами, различаются по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и пр.). Полученные после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизованные баллы, обычно изображаемые в виде графика.
Ныне создано огромное число опросников личностных самых различных типов - в зависимости от некоей теории личности. Некоторые предназначены для одновременной оценки многих сторон личности (например, опросник личностный многофазный миннесотский), но большинство направлено на изучение ее отдельных свойств. Во многих опросниках определение черт личности основано на использовании различных техник анализа факторного.
Основной недостаток опросников личностных - то, что испытуемые, более или менее понимая показательную ценность ответов, иногда могут отвечать на вопросы, учитывая требования ситуации опроса и ожидания, приписываемые лицу, ведущему опрос, - вольно или невольно искажать сообщаемые сведения.
Среди опросников личностных выделяется несколько групп:
1) опросники типологические;
2) опросники черт личности;
3) опросники мотивов;
4) опросники ценностей;
5) опросники установок;
6) опросники интересов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ
суммация дифференциальных психологических тестов, связанная с иссл. и оценками-критериями отдельных предикатов-свойств-феноменов субъекта; О. л. предназначены для критериезации-диагностики-модальности степени параметров у субъекта личностно-индивидуальных качеств или других психомодальностей-психохарактеристик экстенсивно-количественным выражением коих служит аддитивное число ответов на параграфы самих опросников; каждая из таких методик есть специфическая анкета, кот. состоит из комплекса предложений с содержанием коих испытуемый может либо согласиться, либо нет, а вопросы в самой анкете эксплицируются таким модусом, дабы референцируя ответы на них субъект-испытуемый сообщал субъекту-экспериментатору о своих переживаниях, настроениях, актоповеденческих интерпретациях в дифференциально-онтологических ситуациях, а также критериеизировал-измерял свое Эго, с различных точек зрения, позиций и оповещал экспериментатора о специфике своих коммуникаций, контактов с другими субъектами, друзьями-конкурентами-недругами; дифференциальные 0.д. в генеральном порядке сынтенционированы для диагностики-мерилоизации константных черт характера субъекта, с целью выявления его базальных мотиваций, психоэмотивных состояний тревожности, фобий и дефиниции его профориентации, интересов, замыслов, склонностей, потребностей; сами О.Л., таким модусом, позволяют заполучать информмодели, информструктуры, кот. характеризуют субъекта в глобальном диапазоне, с учетом его физическо-психических состояний и этико-эстетическо-социальных воззрений, а создаются они на фундаменте одной или же нескольких шкал-установок, вопросы интегрируются так, чтобы сами ответы на них и позволяли критериеизировать-аксиологизировать какой-либо предикат его характера, психики, социоориентации или же психосостояние субъекта; в совр. псих. О.л. дифференцируются и иссл. по шкалам тревожности, шкалам эскалационности, шкалам лидерства, шкалам фобиеизации, шкалам целеинтенциональности, а полученные регистрационные данные уже с помощью спецстатистическо-спецдиагностических процедур-профилактик баллоизируются-стандартизируются в индексные баллы, кот. голографируются-пиктографируются в дифференциально-специфические графики-таблицы; в совр. эпоху создано громадное количество О.л. самых различных модификаций-форм-кластеров, в зависимости от того, какие цели преследует исследователь-экспериментатор, в зависимости отличностных установок-ориентаций и темперамента индивида и в зависимости от тех или иных концепций, кои отражаются в дифференциально-современных теориях, связанных с личностью; широкой популярностью пользуются Миннесотский мультиматричный личностный опросник, кот. эксплицирует-трактует кардинальные оценки-критерии многогранных аспектов психики субъекта; тесты Кеттела и Гилфорда сынтенционированы на различные методики-модусы факторного анализа, а тесты Айзенка коррелируются с изучением-интерпретацией отдельных психосвойств-психопредикатов субъекта, спроецированных на индексы-требования-ожидания индивидом различных ситуативно-онтологических феноменов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ
разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода (см. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД) и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных О. л. обычно считают
разработанный Ф. Вудвортсом (1919) «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие десятилетия О. л. получили широчайшее распространение в зарубежных психодиагностических
исследованиях.
О. л. могут быть подразделены на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.
Основные проблемы использования О. л. связаны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.
Фальсификация ответов, о вероятности которой следует помнить при проведении некоторых обследований (напр., в случае психологической экспертизы), типична не для всех диагностических ситуаций. Накоплено немало данных, свидетельствующих о стремлении
обследуемых быть искренними. Сложнее обстоит дело с установками, реализующимися в процессе ответов на вопросы О. л. Одна из наиболее известных установок — стремление обследуемых к выбору «социально одобряемого» ответа, т. е. того, который
предписывается общественными или групповыми нормами. Влияние этой установки особенно велико в тех О. л., содержание вопросов которых тесно связано с «хорошими» или «плохими» особенностями личности. Стимулом к социально одобряемым ответам является
и установление обследуемым зависимости (реально существующей или воображаемой) собственного благополучия от результатов обследования. Избегнуть влияния этой установки можно с помощью маскирующей формулировки вопросов, введения «буферных» вопросов,
создания особых шкал (см. ШКАЛЫ КОНТРОЛЬНЫЕ) и другими способами. Следует учитывать, что установки, действующие при ответах на вопросы, могут быть рассмотрены также в качестве своеобразных личностных индикаторов.
Помимо факторов, имеющих установочную природу, на достоверность ответов в О. л. существенно влияет интеллектуальная оценка вопросов обследуемым (особенности понимания вопросов). Было показано, что неясность, трудность вопросов приводят к изменчивости
ответов при повторном обследовании, а это свидетельствует о малой надежности методики (Л. Голдберг, 1963). В то же время оказывается, что вопросы, ответы на которые остаются неизменными при повторном обследовании, нередко обладают низкими
дискриминативными возможностями (см. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС). В зарубежных исследованиях ведется разработка моделей, интегрирующих разнообразные факторы, влияющие на процесс формирования ответов (Д. Фиске, 1971; М. Новаковска, 1975 и др.).
Анализируя проблемы, возникающие в связи с разработкой и применением О. л., необходимо подчеркнуть, что переменная, которую мы стремимся измерить, воплотив ее в вопросе, является одной из причин, приводящих к тому или иному ответу, а ее связь
с ответом будет выражаться статистически, а не детерминистически. Ответ обследуемого зависит от многих переменных, выступающих в различных связях и вариантах у разных лиц.
Исследователь должен отчетливо представлять себе, что ответы на О. л. формируются вне связи с теориями, отделяющими, напр., особенности личности от особенностей индивида. И те, и другие будут в той или иной мере представлены в ответах. Поэтому
следует признать некорректными попытки объяснения ответов на вопросы О. л. лишь свойствами нервной системы, темперамента или, напротив, характера (см. ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК). Диагностические показатели, получаемые
с помощью О. л., имеют вероятностно-ориентирующее значение, их истинная природа должна быть выявлена путем сопоставления с соответствующими объективными данными (С. Л. Рубинштейн, 1959).
Формирование отношения к О. л. в советской психологии проходило через несколько этапов. В 50-е гг. они полностью отвергаются в качестве инструмента исследования личности. В 60-е гг. О. л. начинают робко, а затем все более активно использовать,
вплоть до того, что в определенный период начинается «эпидемия опросников» (Б. В. Зейгарник, 1971). В 70-е — начало 80-гг. переводятся наиболее известные зарубежные О. л., которые используются, как правило, без адаптации и рестандартизации.
Появляются и многочисленные отечественные опросники, созданные «на глазок», не отвечающие элементарным психометрическим требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам. Сегодня советскими психологами уделяется все более возрастающее
внимание вопросам разработки оригинальных О. л., адаптации известных зарубежных во взаимосвязи с изучением их валидности и надежности (И. Н. Гильяшева, 1983, А. Е. Личко, 1983; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт.,
1987 и др.).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.