Личностной ориентации опросник это что такое Личностной ориентации опросник: определение — Психология.НЭС
Опросник критических ситуаций Опросник Личностные факторы принятия решений . Т. В. Корнилова

Опросник личностной ориентации

Найдено 3 определения термина Опросник личностной ориентации

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Опросник личностной ориентации

Personal Orientation Inventory, POI). Личностный опросник самоотчета, разработанный для измерения степени самоактуализации индивида.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

Опросник личностной ориентации

разработан Э. Шостромом в 1963 г. Основа методики — концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Идею о присущей душевно-здоровому человеку непрерывной актуализации способностей и талантов, осуществления своего призвания и предназначения конкретизируется в виде понятий "манипулятор" и "актуализатор". Эти понятия Э. Шостром связывает с концепцией временной компетенции личности. У человека, обладающего временной компетенцией желания связаны с настоящим. Временная некомпетенция отличается чрезмерным интересом к прошлому или будущему в ущерб настоящему. Описанную психическую реальность Э.Шостром описывает по принципу "здесь и теперь", дополняя ее системой внутренней и внешней направленности Рейзмана. Внутренне направленная личность руководствуется внутренними принципами и мотивами, внешне направленная — исходящими от внешних сил. Опора на себя считается предпочтительной. Л.Ф. Бурлачук

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Личностной ориентации опросник

Personal Orientation Inventory, POI) — опросник личностный. Предложен Э. Шостромом в 1963 г., предназначен для измерения степени самоактуализации личности. Л. о. о. состоит из 150 утверждений, которые были разработаны на основании ценностных суждений пациентов, выделенных психотерапевтами в своей практике. Задача обследуемого в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Л. о. о. включает в себя две основные шкалы личностной ориентации — "Времени" и "Опоры" и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение Времени (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и отношение Опоры (отношение опоры на других к опоре на себя). По мнению автора, относительные оценки шкал Времени и Опоры представляют две главные области, важные для развития личности по пути к самоактуализации. Отношение Времени самоактуализирующейся личности составляет приблизительно — 1:8, несамоактуализирующейся — 1:1. Отношение Опоры самоактуализирующейся личности равно 1:3, несамоактуализирующейся — 1:1. В случае необходимости быстрой диагностики степени самоактуализации личности можно использовать оценки только по двум основным шкалам. Оценки по каждой из 10 подшкал предназначены для отражения различных аспектов, важных в развитии самоактуализации. Утверждения основных шкал Времени и Опоры не перекрываются, а подшкалы состоят из утверждений, одновременно входящих в другие шкалы. 1. Отношение Времени (Т(I):T(C)) состоит из 23 утверждений и определяет, насколько человек живет в "настоящем" в противоположность "прошлому" и "будущему". Компетентная во времени личность (Т(С)) живет главным образом в настоящем, некомпетентная — (Т(I)) — живет в прошлом или будущем. 2. Отношение Опоры (O:I) состоит из 127 утверждений и определяет насколько способ реагирования индивида характеризуется ориентацией на "других" (O) или на себя (I). Направленные на себя или внутренне ориентированные индивиды руководствуются главным образом собственными принципами и мотивами, а направленные на других в большей степени зависят от окружения или внешних сил. Подшкалы: 1. Ценность самоактуализации (SAV) — измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. 2. Шкала экзистенциальности (Ex) — измеряет способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. 3. Шкала реактивной чувствительности (Fr) — измеряет сензитивность или отзывчивость на чувства и нужды других людей. 4. Шкала спонтанности (S) — измеряет, насколько свободно личность может спонтанно реагировать или быть собой. 5. Шкала самоуважения (Sr) — измеряет пособность человека утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. 6. Шкала принятия себя (Sa) — измеряет способность утверждать или принимать себя, несмотря на свои слабости и недостатки. 7. Шкала природы человека (Nc) — измеряет степень конструктивности взглядов на природу человека, природу мужественности и женственности. 8. Шкала синергии (Sy) измеряет способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. 9. Шкала принятия агрессии (A) — измеряет способность человека принимать чью-либо природную агрессивность как противоположность отрицанию и подавлению агрессии. 10. Шкала способности к близким контактам (C) — измеряет способность человека развивать широкие и близкие взаимоотношения с другими людьми, не обременяя себя ожиданиями и обязательствами. Обработка результатов проводится вручную или с помощью компьютера. Ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются и заносятся в специальный бланк. Завершается обследование построением индивидуального профиля, для чего сырые баллы с помощью таблицы переводятся в стандартные T-баллы, со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Оценки выше 50, но ниже 60 Т-баллов наиболее характерны для самоактуализирующейся личности. Отправным пунктом исследований Э. Шострома была концепция самоактуализирующейся личности, наиболее полно развитая в работах А. Маслоу (1954, 1962). Необходимость создания Л. о. о. была продиктована потребностью многих консультантов и терапевтов во всестороннем измерении ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имеющих наибольшее значение для развития самоактуализации. Тест является валидным и надежным инструментом. В СНГ существует адаптированный вариант методики. Стандартизация проводилась на студентах вуза (А. А. Рукавишников, 1991). Сообщается о высоких показателях его валидности и надежности. Л. о. о. может использоваться в клиниках и консультативных службах.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Опросник личностной ориентации — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты. Выявленная эмпирическая структура не согласуется с теоретическим конструктом. Все это ставит вопрос о необходимости создания надежной и валидной методики, изучающей феномен самоактуализации.
Скачать PDF

Концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс)

Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е.
В статье представлено концептуальное обоснование авторского опросника «Личностные экспектации» (ЛиЭкс). Проанализированы подходы зарубежных и отечественных исследователей к пониманию личностных экспектаций в контексте самодетерминации личности. Обосновываются выделенные диагностические блоки опросника: ожидания в сфере межличностных отношений, ожидания в контексте жизненной перспективы, ожидания к собственному личностному потенциалу с учётом теоретических предпосылок. Финансовая поддержка РГНФ (проект № 09-06-00067а).
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: определение надежности частей теста

Ласовская Татьяна Юрьевна, Сарычева Юлия Викторовна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Надежность частей «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Т. Ю. Ласовская, Ц. П. Короленко, С. В. Яичников) определялась на двух выборках. Клиническая выборка состояла из лиц с нарушением поведения, химических и нехимических аддиктов и пр. (всего 141 человек). Значение a-коэффициента Рюлона 0,96; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,85; Альфа Кронбаха 0,86. Неклиническую выборку составили студенты вузов (200 человек, средний возраст 19,4 года). Значение a-коэффициента Рюлона 0,98; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,77. Вывод: опросник для диагностики пограничного личностного расстройства имеет высокие показатели надежности.
Скачать PDF

Валидизация опросника для диагностики пограничного личностного расстройства: определение конструктно

Ласовская Татьяна Юрьевна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Цель исследования: определение конструктной валидности «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Яичникова С.В.). Батарею конвергирующих тестов составили Шкала диссоциации, Шкала оценки суицидального риска, Шкала депрессии Бека. Тест смысложизненных ориентаций выбран как дискриминантный тест. Также в качестве дискриминантного параметра выбран возраст. Батарею тестов заполнили 104 студента НГМУ, средний возраст 22,0 года. Коэффициенты корреляции валидизируемого опросника и группы конвергирующих тестов: шкала диссоциации 0,47; шкала депрессии Бека 0,46; шкала оценки суицидального риска 0,54. Выявлена обратная корреляционная связь значений теста смысложизненных ориентаций и валидизируемого опросника (-0,43). С таким параметром как возраст связи не выявлено (-0,25). Выводы: конструктная валидность опросника является удовлетворительной.
Скачать PDF

Возможности использования стандартизированных опросников для исследования личностных черт в ситуатив

Погребицкая Виктория Евгеньевна
В статье рассматриваются подходы к изучению личностных черт и различные ситуативные подходы. Предлагается направление исследований для их синтезирования, которое открывает дополнительные возможности при использовании традиционных психодиагностических методов. Рассматривается возможность анализа ситуативных составляющих в вопросах тестовых методик. Данный подход позволит учитывать ситуационный контекст при использовании традиционных тестов-опросников.
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: достоинства и недостатки

Ласовская Татьяна Юрьевна, Короленко Цезарь Петрович, Яичников Сергей Владимирович
В статье проводится анализ опыта практического применения «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства формы А», разработанного на кафедре клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета. Достоинствами опросника является высокий уровень его валидности и надежности. Из недостатков — большое количество вопросов и риск гипердиагностики пограничного личностного расстройства. Для устранения этих недостатков предлагается новая форма опросника — форма «S»-скрининг, состоящая из 20-ти вопросов.
Скачать PDF

Использование 16-факторного личностного опросника Кэттелла для оценки и прогнозирования адаптационны

И.В.Соловьев
Скачать PDF

Факторизация опросника личностных достоинств

Водяха Сергей Анатольевич
Рассматриваются основные подходы к диагностике достоинств характера личности. Анализируется несколько подходов к исследованию достоинств характера личности. Рассмотрены особенности идентификации достоинств характера посредством VIA-классификации достоинств. Рассматриваются концептуальные проблемы группирования достоинств личности в группы добродетелей и факторизации опросника. Приводятся данные о надежности и факторной структуре опросника в целом и отдельных шкал. Полученные в исследовании данные подтверждают преимущества четырехфакторной модели достоинств личности.
Скачать PDF

Модификация опросника диагностики личностной и групповой удовлетворенности работой

Болотина Надежда Владимировна
Данная статья представляет собой стандартизацию инструментария, включает проверку полученных результатов на нормальность распределения и репрезентативность, а также расчет показателей надежности и валидности анкеты «Удовлетворенность работой в образовательной организации» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Для количественной обработки полученных результатов использовался пакет прикладных программ корпорации Stat Soft Statistica 7.1 для среды Windows (коэффициент корреляции t-Кендалла, факторный анализ (по методу главных компонентов с применением вращения Varimax normalized)). Полученные результаты подвергались проверке на нормальность распределения и репрезентативность выборки. Нормальность распределения данных рассчитывалась и была подтверждена критерием d-Смирнова-Колмогорова. Проверка репрезентативности данных общей генеральной совокупности осуществлялась методом деления испытуемых на две группы по принципу «чет нечет» с последующим корреляционным анализом по критерию t-Кендалла полученных двух половинок. Оценка надежности определялась при помощи Тета-надежности с применением факторного анализа Варимакс после вращения. В процессе валидизации анкеты вопросы-утверждения подвергались экспертной валидизации с применением критерия альфа Кронбаха. Модификация опросника для проведения исследования в образовательной организации заключается в специфике образовательной организации, проведении опроса в экспресс-форме и смысловом содержании вопросов, соответствующих деятельности педагога в образовательной организации.
Скачать PDF

Изучение психологических защит, ценностных ориентации у учащихся выпускных классов с разным личностн

Брянцева Е. В.
Статья раскрывает особенности психологических защит, а также ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у учащихся выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом.The article discusses issues of psychological defense mechanisms and value orientations related to normative ideals and individual priorities among male high school graduates with various personal adaptation potentials.
Скачать PDF

Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала, психологических защит, ценностных ориентаций и по

Брянцева Е.В.
Статья раскрывает особенности психологических защит, ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у девушек выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом и другие психологические факторы риска аддиктивного поведения.
Скачать PDF

Изучение психологических защит, ценностных ориентации у юношей выпускных классов с разным личностным

Брянцева Е. В.
Статья раскрывает особенности психологических защит, а также ценностных ориентации на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у юношей выпускных классов с разным личностным адаптационным потенциалом.
Скачать PDF

Похожие термины: