Опросник для исследования акцентуированных свойств личности ОПРОСНИК ЗАКРЫТЫЙ

Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения

Найдено 1 определение:

Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения

Questionnar a la maitresse, observation de comportement scolaire). Б. Заззо. Модификация Н. Г. Салминой, И. Г. Тихановой. Предназначен для диагностики адаптации ребенка к школе и выявление причин трудностей включения в ситуацию школьного обучения. Опросник разработан для 2 ситуаций - прямого наблюдения и непрямого наблюдения. Прямое наблюдение осуществляется взрослым (педагогом, психологом) на уроке во время выполнения задания учителя (переписывания слов и фраз с доски, решения примеров в сочетании с комментариями и вопросами учителя и др.), а так же в О., игре. Наблюдение осуществляется по выделенным поведенческим показателям. Непрямое наблюдение охватывает те же самые ситуации - поведение ребенка в процессе учебной деятельности и в О., игре. Непрямое наблюдение представляет собой анкету, включающую систему вопросов о поведении ребенка, к-рую заполняет учитель (психолог). Вопросы анкеты непрямого наблюдения включают 2 шкалы: 1) «Поведение среди др. детей», характеризующую социальную адаптацию ребенка, его интеграцию в группу сверстников; 2) «Поведение на уроке», характеризующую адаптацию к школьным требованиям в ходе учебной деятельности, успешность освоения учебной деятельности. В каждой шкале выделяются позитивные и негативные параметры, характеризующие поведение. В шкале «Поведение среди др. детей» в кач. позитивных указываются след. параметры: инициативность в О., нормативность в О., наличие связей с др. детьми (популярность). Негативные параметры: пассивность в О., не нормативность в О., отсутствие связей с др. детьми (непопулярность). Позитивные параметры оцениваются с т. зр. «позитивной роли», к-рую выполняет ребенок. Соответственно негативные параметры оцениваются с т. зр. «негативной роли». Строится профиль выраженности позитивных и негативных параметров на основе количественной оценки. В шкале «Поведение на уроке» в кач. позитивных параметров указываются след. параметры: инициативность, самостоятельность в учебной деятельности, удержание задачи (внимательность, стабильность), высокий темп деятельности, позитивное отношение учителя к поведению и работе ребенка на уроке. Негативные параметры: пассивность и несамостоятельность в учебной деятельности, неумение удержать задачу (невнимательность, нестабильность), низкий темп деятельности, негативное отношение учителя к поведению и работе ребенка на уроке. Данные параметры так же относятся к «позитивной» и «негативной роли». На основе количественной оценки строится профиль их выраженности. Кроме оценки профиля по негативным и позитивным параметрам, вычисляется суммарный балл по каждой шкале, к-рый соотносится с возрастными нормами. Анкета прямого наблюдения включает поведенческие показатели, характеризующие ребенка в след. типах активности: 1) деятельность - один (самост. активность ребенка в одиночестве); 2) активность с другими (активность ребенка с др. детьми); 3) отсутствие активности (ребенок сам ничего не делает, ни с кем не общается); 4) отсутствие активности - с другими (пассивное пребывание с др. детьми); 5) обращение к учительнице. Первая часть анкеты заполняется в ситуации О. и игры, вторая - в ситуации деятельности, регламентированной учителем (урок математики или письма). Длительность наблюдения 20 мин (для каждого типа ситуаций). Учитывается не длительность, а частота поведения, соответствующего тому или иному показателю. Проставляется количество раз наблюдаемого поведения по каждому показателю. Делается вывод о преобладающем типе активности (по процентному соотношению). Поведенческие показатели оцениваются как позитивные и негативные. Результаты прямого и непрямого наблюдения сравниваются, и определяется, какую роль «позитивную» или «негативную» ребенок в большей степени занимает по 2 шкалам: «поведение среди др. детей» и «поведение на уроке». Лит.: Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения // Психология обучения, 2009, № 5; Zazzo B. Un grand passage de l’ecole maternelle a l’ecole elementaire. Paris. Presse universitaires de France. 1979. Н. Г. Салмина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Функции и позиции учителя в развитии мотивации самопознания детей младшего школьного возраста

Николаева Елена Сергеевна
В статье описаны типы взаимоотношений между учителем и учениками, выделены их особенности. Также рассмотрены функции и позиции учителя и учащихся в учебной деятельности.
Скачать PDF

Разработка опросника измерения установок на креативность у учителей

Кожуховская Алена Сергеевна
Статья посвящена проблеме диагностики установок. В работе описан процесс проектирования авторского опросника: сформулирована цель, описаны принципы и методы наполнения методики содержанием, изложены основные результаты ее психометрической проверки. Полная версия опросника содержит семьдесят одно утверждение. При обработке будет учитываться сформированность у педагогов десяти установок на креативность.
Скачать PDF

Авторский опросник диагностики личности и деятельности учителя начальной школы

Слепко Юрий Николаевич, Калинина Мария Николаевна
В статье представлен анализ основных проблем педагогической психологии, которые имеют отношение к профессиональной деятельности педагога. Отмечаются ограничения существующих подходов к пониманию структуры труда педагога. Автор обозначает важность комплексной оценки трудовой деятельности педагога и обращается к определению категории отношения, выступающего в качестве средства оценки. В качестве базового используется понимание отношения в теории В. Н Мясищева. Указывается форма выражения отношения вербальные характеристики (оценочные слова), которые учащиеся присваивают педагогу. Подчеркивается необходимость объективного измерения отношений учащихся и учителя друг к другу. Обозначается важность определения психологических параметров, валидных к взаимоотношениям ученика и учителя. Предложен диагностический инструмент опросник, направленный на оценку отношения учащихся начальной школы к личности учителя и его деятельности. Представлены этапы разработки и апробации опросника: анализ пунктов опросника, оценка опросника на надежность и валидность. Результаты диагностики, полученные с помощью опросника, подверглись процедуре факторного анализа. Выделены независимые аспекты (факторы) профессиональной деятельности педагога, рассматриваемые учащимися в качестве компонентов труда учителя: «педагогическая деятельность, обучение»; «педагогическое общение»; «личность педагога», «педагогическая направленность личности педагога».
Скачать PDF

Невербальные паттерны ролевого поведения учителя

Представлены результаты изучения невербальных паттернов ролевого поведения учителя.
Скачать PDF

Исследование формирующегося аддиктивного поведения у детей старшего школьного возраста

Лифанова Елена Викторовна, Верстакова О. Е., Будников М. Ю.
Статья посвящена изучению психофизиологических корреляций аддиктивного поведения детей старшего школьного возраста и разработке индивидуальных алгоритмов практического использования для повышения адаптационного потенциала, эмоциональной стабильности, снижения тревожности, усиления познавательных функций, оптимизации центральной нервной системы в балансе с функционированием вегетативной нервной системой.
Скачать PDF

Социально и личностно-значимые паттерны поведения у тревожных детей младшего школьного возраста

Скуратова Анна Викторовна
В статье раскрыта суть феноменов «тревожность» и «психологическая защита», предложена авторская интерпретация понятия «паттерн поведения»; на эмпирическом материале показаны особенности психологических защит и копинг-поведения у младших школьников с повышенной тревожностью, описаны ведущие механизмы психологической защиты у детей младшего школьного возраста, имеющих разные уровни тревожности.
Скачать PDF

Особенности психологических защит и копинг-поведения у тревожных детей младшего школьного возраста

Скуратова Анна Викторовна
В статье дан подробный анализ отечественных и зарубежных теорий, раскрывающих суть понятий «психологическая защита» и «копинг-поведение», дано разграничение этих понятий; на эмпирическом материале показаны особенности психологических защит и копинг-поведения у младших школьников с повышенной тревожностью.
Скачать PDF

Апробация и психометрическая проверка «Опросника влияющего поведения» (ibq-g) г. Юкла

Маничев Сергей Алексеевич, Романько Изабелла Николаевна
Была проведена серия исследований в государственных и коммерческих организациях Санкт-Петербурга и Надыма для оценки психометрической надежности и валидности «Опросник влияющего поведения», который был разработан Г. Юклом, профессором Школы бизнеса, государственного университета г. Нью-Йорка, США. Данный опросник предназначен для изучения и измерения проактивных тактик, используемых для влияния на сотрудников в организациях. Результаты проведенного исследования подтвердили психометрическую надежность 11-ти тактик из «Опросника влияющего поведения» Г. Юкла. Данный опросник может быть широко применим в различных направлениях как научной, так и практической работы психологов в рамках организационной психологии. Кроме того, представленный опросник может считаться наиболее валидным инструментом для изучения проактивных тактик влияния.
Скачать PDF

Копинг-поведение учителя: специфика и динамика стратегий реагирования в конфликтах в зависимости от

Цепков Алексей Юрьевич
В работе изучены группы стратегий копинг-поведения. Проведено исследование действий преодоления учителей средней школы в конфликтных ситуациях в педколлективе. Выявлены различия в способах реагирования в экстремальных ситуациях педагогов, детерминированные стажем профессиональной деятельности. Изучение копинг-поведения в конфликтах в педколлективе проводилось на основе методики И.Г. Сизовой и С.И. Филлипченковой «Когнитивноповеденческие стратегии преодоления».
Скачать PDF

Нейроэнергометаболизм у детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением

Сидорова Е.Ю., Антонова И.В., Подоплекин Артем Николаевич, Панков М.Н., Грибанов А.В.
Впервые проведено поперечное исследование уровня постоянных потенциалов головного мозга детей младшего школьного возраста с целью изучения психофизиологических особенностей у детей с агрессивным поведением. Всего обследовано 184 ребенка 7-11 лет из общеобразовательных классов. Основную группу (31 человек) составили учащиеся, проявляющие гипертрофированную и брутальную агрессию. В группу сравнения (153 человека) вошли дети с нормальным уровнем агрессивности. Исследование осуществлено с помощью физиологического метода нейроэнергокартирования и психологических методик анкеты «АГКТ» и опросника Айзенка. Анализ результатов выявил у детей с агрессивным поведением более низкий уровень постоянных потенциалов в лобных структурах по сравнению с другими структурами головного мозга на фоне значительного повышения церебрального энергообмена в целом (разница статистически значима на уровне 0,05 и 0,01) в сочетании с преобладанием левополушарной активности. Результаты дают комплексную оценку поведенческим нарушениям детей с возможностью выявления проблем адаптации и социализации детей с агрессивным поведением в школе.
Скачать PDF

Взаимосвязь шкал опросника SF-36 и показателей совладающего со стрессом поведения студентов северног

Шаламова Е.Ю., Сафонова Виктория Романовна
Проведён анализ взаимоотношений между стилем совладающего со стрессом поведения и субъективным благополучием студентов, обучающихся на первом курсе лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, 57 девушек и 22 юношей. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с учетом нормальности распределения признака. Исследование показало, что юноши были более благополучны по шкалам «физическое функционирование», «жизненная активность» и «психологическое (ментальное) здоровье». Девушки значимо чаще применяли субстиль «отвлечение». Для девушек обнаружили большее количество статистически значимых взаимосвязей между шкалами опросника SF-36 и показателями стилей совладания со стрессом. Из шкал физического компонента значимые корреляции обнаружили у девушек для шкалы «общее состояние здоровья», у юношей - для шкалы «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием». Показатели психологического (ментального) здоровья находились в статистически значимых взаимоотношениях у девушек со всеми исследованными показателями копинг-поведения, у юношей - с проблемно-ориентированным стилем и субстилем «социальное отвлечение». Применение эмоционально-ориентированного копинга в обеих группах сочеталось со снижением величин отдельных шкал опросника SF-36. Напротив, выбор проблемно-ориентированного копинга и копинга, ориентированного на избегание, а также его субстилей сочетался с повышением их величин.
Скачать PDF

Формирование совладающего поведения у детей младшего школьного возраста с психосоматическим расстрой

Плешкова Татьяна Анатольевна, Кибиткина Наталья Александровна
Описаны результаты изучения копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста с психосоматическими расстройствами желудочно-кишечного тракта, обследованных в связи с особенностями совладающего поведения их матерей и типами складывающихся детско-родительских отношений. Результаты исследования определили мишени психокоррекционного воздействия и положены в основу комплексной программы профилактики и коррекции нарушений психосоматического здоровья у детей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: