Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия

Найдено 1 определение:

Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия

ОДРЭВ). Е. И. Захарова. Предназначен для выявления детско-родительского эмоционального взаимодействия. Основанием для разработки опросника явилась практика возрастно-психологического консультирования, к-рая показала значение взаимодействия близкого взрослого с ребенком для его психич. развития. Опросник состоит из 66 утверждений, с к-рыми респонденту необходимо выразить степень согласия по 5-балльной системе. Процесс взаимодействия представляется сложным структурным образованием, к-рое характеризуется 11-ю параметрами, объединенных в 3 содержательных блока. Блок I - чувствительность: 1) способность воспринимать состояние ребенка; 2) понимание причин его состояния; 3) способность к сопереживанию. Блок II - эмоциональное принятие: 4) чувства, возникающие во взаимодействии; 5) безусловное принятие; 6) отношение к себе как родителю; 7) преобладающий эмоциональный фон взаимодействия. Блок III - поведенческие проявления эмоционального взаимодействия: 8) стремление к телесному контакту; 9) оказание эмоциональной поддержки; 10) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; 11) умение воздействовать на состояние. Каждый из структурных компонентов является самост. характеристикой, в то же время внутренне связанной со всеми остальными, что подтверждается данными корреляционного анализа. Каждая из 11 характеристик диагностируется с помощью 6 утверждений, 3 из к-рых сформулированы в позитивном ключе (согласие с этими утверждениями свидетельствуют о высокой степени выраженности данного качества), 3 - в негативном (согласие с ними свидетельствует о низкой степени выраженности качества). Результаты представляются в баллах. Степень выраженности характеристик взаимодействия оценивается в интервале от 1/5 до 5 баллов. Определены средние и критериальные значения по каждой из анализируемых шкал. Сравнение результатов отдельного респондента с областью средних значений позволяет говорить о дефиците или чрезмерной выраженности отдельных характеристик взаимодействия. Методика используется как средство в консультативной деятельности и исследовательских целях. Лит.: Захарова Е. И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1. Е. И. Захарова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоционально-личностные особенности подростков из детского дома, родительской и патронатной семьи

Попова Татьяна Ананьевна
В статье приводятся результаты сравнительного исследования самооценки, тревожности, агрессивности и субъективного переживания одиночества подростков, живущих в детском доме, родительской и патронатной семьях. По итогам исследования представлены данные сравнительного анализа показателей, а также их корреляты в изучаемых выборках. Установлено, что подростки из детского дома отличаются более высоким индексом общей тревожности, субъективного ощущения одиночества и агрессивности, у них выше показатели страха, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, нежели у их сверстников из родительских и патронатных семей. Обращается внимание на то, что изменение социальной ситуации развития при помещении из детского дома в патронатную семью может усиливать отрицательные переживания подростков, закрепляясь в их самооценке и личностных качествах.
Скачать PDF

Оптимизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений у родителей первоклассников

Адушкина Ксения Валериевна
В статье изложены результаты проведенного психологического исследования эмоциональной стороны детско-родительских отношений у родителей первоклассников. Согласно результатам многочисленных научных исследований, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослыми, в первую очередь, с родителями. Родительское отношение включает субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности восприятия ребенка, способ общения с ним, характер приемов воздействия. Эмоциональная сторона детско-родительских отношений во многом предопределяет благополучие психического развития ребенка, особенно это актуально при поступлении ребенка в школу, которое сопровождается психологическими трудностями, перестройкой социальных ролей и отношений. Данное исследование показало снижение интенсивности эмоциональных контактов родителей с ребенком, связанное с перестройкой семейных отношений после поступления ребенка в школу, и необходимость оптимизации детско-родительских отношений в этот период. В статье описана программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на оптимизацию эмоциональной стороны детско-родительских отношений, и представлены результаты апробации данной программы. Результаты исследования могут использоваться в работе школьных психологов, специалистов семейных центров.
Скачать PDF

Образы детско-родительских отношений в психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расст

Яковлев Виталий Анатольевич
Настоящая статья отражает опыт диссертационного исследования по использованию интегративной модели психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей 7–10 лет. Интегративная модель включила когнитивный, поведенческий и динамический подходы как соответствующие возрастным особенностям и возможностям детей исследуемой выборки. Психологическая коррекция была ориентирована на создание условий для приобретения испытуемыми позитивного опыта детско-родительских отношений через символизм игровых образов, что способствовало снижению тревожности и конструктивным изменениям копинг-стратегий поведения. Представленное исследование направлено на оценку динамики изменений эмоциональных состояний и поведения у детей в процессе психологической коррекции. В статье представлены актуальность исследования, краткое теоретическое обоснование, этапы психокоррекции, динамика результатов. Испытуемые имели возможность принятия позитивного «образа Я» в роли героя игры, который проживал в игре жизненный путь от рождения до символической сепарации от родителей в самостоятельную жизнь. Этапы психологической коррекции предусматривают последовательную динамику овладения конструктивной линией поведения от подражания взрослому до самостоятельного выбора через сотрудничество. В игре дети в образе героев имели возможность удовлетворить базовые потребности в эмоциональном принятии, доверительных отношениях, автономности и инициативе, в рамках группового взаимодействия. Результаты исследования наглядно представлены в форме диаграмм, даны статистические обоснования значимых изменений показателей тревожности и совладающего поведения испытуемых до и после психологической коррекции.
Скачать PDF

Эмоциональный компонент детско-родительских отношений у детей 7-11 лет с тревожно-фобическими расстр

Бычковский Дмитрий Александрович, Фесенко Юрий Анатольевич
Представленная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем педагогики и детской психоневрологии влиянию эмоциональных нарушений, в частности: тревожно-фобических расстройств у учащихся начальной школы на возможности их успешной адаптации к школе. Представлены основные факторы, выявленные в результате психологического обследования, которые обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и школьной деятельности. Отмечена роль педагога в преодолении проявлений тревожно-фобического расстройства у детей.
Скачать PDF

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Айгумова Заграт Идрисовна, Чижова Карина Игоревна
В статье представлен теоретический анализ понятия эмоциональной устойчивости личности. Рассматриваются онтогенетические особенности развития эмоциональной устойчивости подростка. Изучаются внутренние и внешние факторы развития эмоциональной устойчивости в подростковом возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей детско-родительских отношений в системе «мать-ребенок». Изучена связь эмоциональной устойчивости подростков с такими характеристиками детско-родительских отношении, как позитивный интерес, враждебность, директивность, автономность и непоследовательность.
Скачать PDF

Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников

Смолярчук Инесса Викторовна
Опираясь на эмпирическое исследование, автор анализирует особенности детско-родительских отношений, раскрьшает условия, способствующие или препятствующие социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста. Теоретическое обоснование и собственный опыт работы позволили определить компоненты социальной адаптации и выявить взаимосвязь с типами родительской привязанности.
Скачать PDF

Развитие эффективного детско-родительского взаимодействия как средства обеспечения безопасности дете

Захарченко Наталья Анатольевна, Ситдикова Светлана Николаевна, Кулинцева Юлия Сергеевна
В статье рассматриваются основные аспекты доверительного детско-родительского общения, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие эффективное взаимодействие в ситуации общения «родитель-ребенок». Кроме того, в данной статье представлена авторская программа формирования и развития навыков эффективного детско-родительского взаимодействия, обеспечивающего безопасность детей в ситуации общения с незнакомыми взрослыми, раскрыты основные этапы программы и особенности психологической деятельности на каждом из них. Представленная в статье программа способствует решению актуальной проблемы современности, связанной с безопасностью детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать PDF

Влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на формирование общественной подструктуры ц

Василец Нина Витальевна
Формирование ценностей современных подростков происходит в ситуации общей ценностной неопределенности, поэтому необходимо в семье искать точки опоры для обеспечения молодому поколению условий бесконфликтного формирования индивидуальной системы ценностей. Для выявления иерархий ценностей подростков и их родителей применялся комплекс методик, интегрированный в «Систему психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности», разработанный В.Г. Морогиным. В результате проведенного исследования установлено, что особенности детско-родительского взаимодействия достаточно сильно влияют на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков. Результаты исследования могут применяться в практической работе психологов, а также родителями подростков.
Скачать PDF

Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к

Васильева Е.Н., Орлов А.В.
В статье рассматриваются исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме ролевого взаимодействия членов семьи. Учитывая имеющиеся работы в сфере семейной психологии, авторами статьи разработаны определения родительской и детской функциональных ролей, восполняющих недостаток теоретических знаний в данной области. На основе созданной концепции ролевой структуры детско-родительского взаимодействия, сконструированы и апробированы психодиагностические методики «Социальные семейные роли» и «Социальные роли ребенка». В статье представлены результаты исследования, посвященного определению отношения молодых девушек к своим будущим родительским ролям и ролям своего будущего ребенка как составляющим когнитивно-рефлексивного компонента психологической готовности к родительству. В результате анализа полученных данных, были определены характерные особенности структуры образов будущих родительских ролей девушек и их представлений о ролях своего будущего ребенка. Разработанный авторами инструмент измерения ролевой структуры детско-родительских отношений может быть рекомендован специалистам, занимающимся вопросами семьи и подготовкой молодежи к семейной жизни и родительству.
Скачать PDF

ПРОЯВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ОСОБЕННОСТЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ Р

Зобнина Татьяна Венеровна, Моторина Надежда Владимировна
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния отношения матерей к своим детям раннего возраста на процесс их эмоционального взаимодействия. Описаны выявленные общие особенности эмоционального взаимодействия в исследованных диадах «мать дитя». Такими особенностями являются отсутствие дефицита параметров процесса эмоционального взаимодействия; наиболее высокие значения блока эмоционального принятия ребенка и наименьшие значения поведенческого блока процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей; дисгармоничность внутренней структуры поведенческого блока эмоционального взаимодействия. Показаны также специфические особенности процесса эмоционального взаимодействия матерей и детей в зависимости от типа родительского отношения. Наиболее тесное эмоциональное взаимодействие в диадах «мать дитя» отмечено у матерей с симбиотической привязанностью к своему ребенку, наименее тесное у матерей с типом родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация».
Скачать PDF

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕЙРОКОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ

Токарская Людмила Валерьевна, Лаврова Мария Александровна, Лазаускене Зоя Сергеевна
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), наличие особых образовательных потребностей являются одними из актуальных и серьезных проблем общества. В последние годы неуклонно растет количество детей с ОВЗ, не снижается количество детей, страдающих хроническими заболеваниями и имеющих инвалидность. Очевидно, при грамотном психолого-педагогическом сопровождении детей с рисками нейрокогнитивного развития можно серьезно снизить действие повреждающего фактора и в значительной степени восстановить ребенка. Детско-родительское взаимодействие рассматривается как фактор риска или предупреждения развития осложнений при ряде патологий, способных впоследствии повлиять на формирование сенсомоторных и когнитивных функций, основы которых закладываются в период младенчества. В исследовании приняли участие дети, имеющие семейный риск по возникновению расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также типично развивающиеся дети. По результатам двухфакторного дисперсионного анализа данных методики Parent-child interaction такие особенности взаимодействия родителя, как «Поддержка взаимодействия» и «Директивность» влияют не только на поведение, социально-эмоциональные навыки, но и на моторное развитие детей, имеющих семейный риск развития РАС/СДВГ. С помощью опросника МакАртура выявлена крайняя разнородность в речевом развитии детей, принимавших участие в исследовании, и значительно меньший пассивный словарный запас у детей с семейным риском РАС/СДВГ. Среди родителей, чьи дети принимали участие в исследовании, были выделены две группы: те, у кого сформировалось субъективное мнение о недостаточном развитии речи ребенка; и те, кто проявляет недостаточное внимание к развитию речи ребенка в раннем возрасте. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для создания программы, направленной на коррекцию детско-родительских отношений и обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с детьми для предупреждения и снижения отклонений в сенсорной и когнитивной сферах, что в конечном итоге будет способствовать уменьшению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Скачать PDF

Взаимосвязи личностных черт супругов как отражение паттернов родительско-детских отношений

Осницкий Анатолий Викторович
Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам проблемы наследования личностных свойств. Автор, опираясь на результаты эмпирических исследований, формулирует новую гипотезу о механизме передачи характерологических черт личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: