метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
ОПРОС АНКЕТНЫЙ
АНКЕТНЫЙ ОПРОС
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Анкетный опрос
Категория. Метод диагностики.
Специфика. Ориентирован на получение от респондентов (лат. responsare - отвечать) сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Специфика. Ориентирован на получение от респондентов (лат. responsare - отвечать) сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
ОПРОС АНКЕТНЫЙ
метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В науках социальных проводится для выяснения биографических данных, мнений, ориентации ценностных, установок социальных и личностных черт опрашиваемого. В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения применяются различные типы опроса:
1) сплошной - например, перепись населения, или выборочный - охватывается возрастная группа, рабочий коллектив и пр.;
2) устный - интервью, или письменный - анкетирование;
3) индивидуальный или групповой;
4) очный или заочный - по почте, по телефону. При проведении любых опросов анкетных требуют предварительного решения две проблемы:
1) объем и однородность выборки: опрос лишается интереса, если охватывает слишком узкий круг лиц, и становится ненадежным (-> надежность), если опрашиваемые индивиды сильно различаются по измеряемым параметрам;
2) репрезентативность выборки - возможность распространения выводов, полученных при изучении части - выборки, на целое - генеральную совокупность.
1) сплошной - например, перепись населения, или выборочный - охватывается возрастная группа, рабочий коллектив и пр.;
2) устный - интервью, или письменный - анкетирование;
3) индивидуальный или групповой;
4) очный или заочный - по почте, по телефону. При проведении любых опросов анкетных требуют предварительного решения две проблемы:
1) объем и однородность выборки: опрос лишается интереса, если охватывает слишком узкий круг лиц, и становится ненадежным (-> надежность), если опрашиваемые индивиды сильно различаются по измеряемым параметрам;
2) репрезентативность выборки - возможность распространения выводов, полученных при изучении части - выборки, на целое - генеральную совокупность.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОПРОС АНКЕТНЫЙ
обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. О. а. – распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения О. а. является частным случаем общения, но обладает особенностями. О. а. является асимметричным общением, при котором интервьюер берет на себя преимущественно функции воздействия, т. е. субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет. Он может стремиться избегать участия в опросе. О. а. является общением, опосредованным личностью интервьюера и техническими средствами опроса, в т. ч. структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления. В конфликтологии О. а. применяется достаточно широко. С его помощью можно решать ряд важных прикладных задач. Основными среди них являются выявление мнений опрашиваемых по поводу конфликтных ситуаций, отношения к конфликтам и их участникам, прогноз поведения людей в конфликтах и др.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
АНКЕТНЫЙ ОПРОС
метод сбора первичных данных, используемый в социологии и социальной психологии.
Анкета-опросник, содержание которого и способ ответа на вопросы, заранее планируются и преследуют достижение запрограммированной исследователем цели. В отличие от интервью анкетный опрос чаще всего осуществляется заочно, вне присутствия анкетера, что требует тщательного отбора формулировок, вопросов и вариантов ответов. Соблюдение определенного порядка в постановке вопросов и соответствующего графического оформления.
Надежность данных анкетного опроса зависит от следующих основных условий: соответствие вопросов программе исследования и его задачам; выбраковка «лишних» и отбор необходимых вопросов; соблюдение правил развития темы, согласно которым простые вопросы, касающиеся событий и фактов, следуют в начале, далее – более сложные (мнения, оценки), еще более сложные (выбор решений, ответы в свободной форме о мнениях и т.п.) и в последней трети опросника – опять относительно простые вопросы. Ответы, на которые включают сведения демографического характера об опрашиваемом; ясность всех формулировок, их недвусмысленность и однозначность четкость вариантов ответа (в закрытых вопросах) и достаточное пространство для ответа на открытые вопросы; недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте событий), ненавязчивость вопроса, отсутствие каких-либо намеков на желаемый ответ; наличие контрольных вопросов по основной теме, комбинация прямых и косвенных, личных и безличных вопросов, контрольные вопросы на компетентность опрашиваемого и т.п.
Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями: а) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц (устойчивость информации) и б) контролем этих данных другими методами; опросам третьих лиц, наблюдением, анализом доступных документов.
Анкета-опросник, содержание которого и способ ответа на вопросы, заранее планируются и преследуют достижение запрограммированной исследователем цели. В отличие от интервью анкетный опрос чаще всего осуществляется заочно, вне присутствия анкетера, что требует тщательного отбора формулировок, вопросов и вариантов ответов. Соблюдение определенного порядка в постановке вопросов и соответствующего графического оформления.
Надежность данных анкетного опроса зависит от следующих основных условий: соответствие вопросов программе исследования и его задачам; выбраковка «лишних» и отбор необходимых вопросов; соблюдение правил развития темы, согласно которым простые вопросы, касающиеся событий и фактов, следуют в начале, далее – более сложные (мнения, оценки), еще более сложные (выбор решений, ответы в свободной форме о мнениях и т.п.) и в последней трети опросника – опять относительно простые вопросы. Ответы, на которые включают сведения демографического характера об опрашиваемом; ясность всех формулировок, их недвусмысленность и однозначность четкость вариантов ответа (в закрытых вопросах) и достаточное пространство для ответа на открытые вопросы; недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте событий), ненавязчивость вопроса, отсутствие каких-либо намеков на желаемый ответ; наличие контрольных вопросов по основной теме, комбинация прямых и косвенных, личных и безличных вопросов, контрольные вопросы на компетентность опрашиваемого и т.п.
Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями: а) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц (устойчивость информации) и б) контролем этих данных другими методами; опросам третьих лиц, наблюдением, анализом доступных документов.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
АНКЕТНЫЙ ОПРОС
англ. survey, survey research) – один из двух основных видов опросных методов (наряду с интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики. Существенная особенность А. о. – опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Виды А. о.: 1) в зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным; 2) по процедуре А. о. м. б. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным; 3) А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно первый побуждает респондента к большей откровенности). Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч. от: а) распространенности А. о. в обществе; б) правильного выбора адресата; в) умения мотивировать его; г) соответствия анкетных вопросов цели и задачам исследования (вопросы, стоящие перед исследователем, д. б. переформулированы в вопросы, предлагаемые респонденту); д) соблюдения правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в начале помещают более простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений и оценок и далее – вновь простые, обычно т. н. «паспортичка» – вопросы демографического характера о респонденте); е) понятности указаний по заполнению и возвращению анкеты; ж) четкости, понятности, доступности формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); з) полноты и сбалансированности списка предлагаемых ответов; и) использования разных типов вопросов – открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; к) отсутствия намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д. В отечественной конфликтологии А. о. используется достаточно широко. Одной из причин этого является трудность применения наблюдения и эксперимента при исследовании конфликтов. Главная проблема А. о. в конфликтологии – обеспечение достоверности получаемой информации.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
АНКЕТНЫЙ ОПРОС
англ. survey, survey research) - 1 из 2 основных видов опросных методов (2-й - интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики (напр., в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца).
Существенная особенность А. о. - опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. "отвечающим", от лат. гезропзаге - отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
1. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным. 2. По процедуре А. о. м. 6. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А. о. (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому А. о. (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю). 3. А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно 1-й побуждает респондента к большей откровенности).
Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч.: 1) распространенность А. о. в обществе; 2) правильный выбор адресата; 3) умение мотивировать его; 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем, должны быть переформулированы в те вопросы, которые он предлагает респонденту); 5) соблюдение правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в нач. помещают относительно простые фактологические вопросы, затем - касающиеся мнений и оценок и далее - вновь простые, обычно т. н. "паспортичка" - вопросы демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте); 6) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты; 7) четкость, понятность, доступность формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов; 9) использование разных типов вопросов - открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; 10) отсутствие намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д.
К достоинствам А. о. относятся: а) сравнительная экономичность; б) возможность охвата больших групп людей; в) применимость к самым различным сторонам жизни людей; г) хорошая формализуемость результатов; д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого. А. о. не свободен от недостатков (самый серьезный - невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). Кроме того, при заочных А. о. остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д. (II. А. Мещерякова.)
Существенная особенность А. о. - опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. "отвечающим", от лат. гезропзаге - отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
1. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным. 2. По процедуре А. о. м. 6. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А. о. (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому А. о. (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю). 3. А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно 1-й побуждает респондента к большей откровенности).
Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч.: 1) распространенность А. о. в обществе; 2) правильный выбор адресата; 3) умение мотивировать его; 4) соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем, должны быть переформулированы в те вопросы, которые он предлагает респонденту); 5) соблюдение правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в нач. помещают относительно простые фактологические вопросы, затем - касающиеся мнений и оценок и далее - вновь простые, обычно т. н. "паспортичка" - вопросы демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте); 6) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты; 7) четкость, понятность, доступность формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов; 9) использование разных типов вопросов - открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; 10) отсутствие намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д.
К достоинствам А. о. относятся: а) сравнительная экономичность; б) возможность охвата больших групп людей; в) применимость к самым различным сторонам жизни людей; г) хорошая формализуемость результатов; д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого. А. о. не свободен от недостатков (самый серьезный - невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). Кроме того, при заочных А. о. остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д. (II. А. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004