ОПОЗНАНИЕ

Предыдущий термин:
Опознавательный

Следующий термин:
ОПОЗНАНИЯ ЛОЖНЫЕ

Содержание:

Найдено 7 определений термина ОПОЗНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ОПОЗНАНИЕ

процесс отнесения воспринимаемого предмета к какому-либо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ОПОЗНАНИЕ

следственное действие, состоящее в идентификации объекта по мысленному образу опознающего, который должен быть допрошен до проведения этого следственного действия для выяснения обстоятельств, при которых он наблюдал соответствующий объект, его особенности и приметы.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

ОПОЗНАНИЕ

процесс отнесения воспринимаемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов, за счет чего происходит построение осмысленного образа перцептивного. Важнейший момент этих процессов - результат сравнения перцептивного описания объекта (-> восприятие) с хранимыми в памяти эталонами описания соответственных (релевантных) классов. В ходе развития онтогенетического процессов перцептивных каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов. Для изучения опознания часто применяются хронометрические методики (-> время реакции).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ОПОЗНАНИЕ

англ. recognition) - процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе опознавательных признаков. Син. распознавание, (иногда) узнавание и идентификация. Согласно Дж. Брунеру, операция О. ("движение от признаков к категориям") - одна из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно (см. Категориалъность восприятия). Благодаря О. происходит преобразование воздействующих на органы чувств внешних сигналов в осмысленные перцептивные образы. Один из способов О. - сравнение совокупности свойств объекта с прототипами и эталонами, хранящимися в памяти (см. Теория прототипа, Теория эталона). В О. участвуют сенсорный анализ, процессы памяти и (в некоторых случаях) мышления. (См. Шаг Геффдинга.)

Обычно О. происходит достаточно легко и успешно: мы опознаем, напр., букву "А" вне зависимости от ее размеров, написания, цвета, пространственного положения и пр. Большую роль в процессе О. играют ожидания (перцептивные гипотезы), формирующиеся у наблюдателя благодаря знакомству с контекстом. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов совершается постоянное выделение новых опознавательных признаков, обеспечивающих О. сложных объектов, не выступавших ранее как одно целое.

Различают симультанное (одномоментное) О., осуществляемое как мгновенное "схватывание" системы признаков, и сукцессивное (развернутое) О., являющееся результатом последовательного обследования элементов и свойств объекта. Важное значение имеет О. в структуре деятельности человека-оператора при приеме информации, в связи с чем оно широко изучается инженерными психологами и служит одним из критериев эргономической оптимизации средств й способов отображения информации (см. Информационная модель). О нарушениях О. см. Агнозия. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Опознание

Категория. Когнитивный процесс.

Специфика. Процесс отнесения воспринимаемого предмета к какому-либо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ОПОЗНАНИЕ

заключительная стадия работы оператора при приеме информации, состоящая в классификации каждого вновь поступающего сигнала по определенной системе. В одних случаях О. завершается отнесением сигнала к соответствующему классу или номеру в алфавите поступившего сигнала. В других случаях дается полное описание каждого сигнала в терминах кодового языка данной системы или на языке реального объекта (О. опосредствуется здесь декодированием). В инженерной психологии проблема О. рассматривается в двух основных аспектах: 1) с точки зрения его результативности оцениваются характеристики входной информации: плотность потока входных сигналов, их вероятностные характеристики, сложность, смысловое содержание, способ кодирования состояний реального объекта. В зависимости от этих особенностей входной информации определяются основные характеристики продуктивности работы оператора — время и ошибки О.; 2) с точки зрения процессуальности оцениваются структура и свойства психических процессов, обеспечивающих выполнение данного режима О. Синонимом рассматриваемого понятия является распознавание.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Опознание

1. процесс отождествления предъявляемого объекта с одним из заранее фиксированных классов или категорий. Предполагается, что опознание является одной из фаз построения наглядного образа воспринимаемого объекта. Синоним: Категоризация. Ср. Узнавание; 2. узнавание кого- или чего-либо по каким-либо признакам, приметам; 3. установление идентичности личности на предварительном или судебном следствии. Синоним: Опознавание.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Опознание зрительных образов у детей с трудностями в обучении

Вишнёва Екатерина Александровна, Григорьева Лидия Петровна
В статье представлено комплексное психологическое и психофизиологическое исследование опознания незавершенных динамических изображений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Читать PDF

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения.
Читать PDF

Темпераментальные характеристики девушек с различным типом способностей опознания невербальной экспр

Дмитриева Е. В.
В статье приводятся отдельные результаты исследования индивидуально-типологических характеристик девушек 16-19 лет с различным типом способностей к опознанию невербальной экспрессии.
Читать PDF

Некоторые психологические аспекты процесса опознания

Иванова Л.Ф.
Читать PDF

Влияние транзиторной физиологической гипоксии на процессы опознания у спортсменов

Бажин А.В., Ахмадеев P.P., Тупиев И.Д.
Выявлено увеличение латентного времени опознания при относительно неизменном количестве ошибок опознания у спортсменов на фоне воздействия краткосрочной физиологической гипоксии и при восстановлении.
Читать PDF

Исследование опознания в условиях многозначной прайм-стимуляции

Куделькина Н.С.
Статья содержит эмпирические данные, полученные автором в ходе проведения исследования особенностей восприятия человеком многозначной информации.
Читать PDF

Функциональная организация произвольного направленного внимания и эффективность зрительного опознани

Петренко Н.Е., Фарбер Д.А.
Комплексное исследование поведенческих и нейрофизиологических показателей функциональной организации мозга при опознании неполных изображений и в период подготовки к выполнению этой когнитивной задачи
Читать PDF

СВЯЗЬ ЗАСТЕНЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ И ТОЧНОСТИ ОПОЗНАНИЯ СТИМУЛОВ

Кравченко Юнна Евгеньевна, Красоткина Ирма Алексеевна
Исследовались особенности чувствительности человека при опознании изображений ситуаций, вызывающих смущение, и нейтральных.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!