ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ

Предыдущий термин:
ОПОСРЕДОВАНИЕ

Следующий термин:
ОПОСРЕДОВАНИЕ ЗНАКОВОЕ

Содержание:

Найдено 3 определения термина ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

деятельностное опосредование

методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А.Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А.В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ОПОСРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ

методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида, а также межличностных процессов в группах содержанием, целями и социальной ценностью выполняемой деятельности. Опосредование деятельностное понимается как системообразующий признак коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики.

Принцип опосредования деятельностного по отношению к отдельному индивиду позволяет понять и объяснить некие принятые им решения, а также поведение индивида в деятельностной ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие решений групповых, причины поведения группового, процессы дифференциации и интеграции групповой. На базе этого принципа и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп (-> концепция опосредования деятельностного отношений межличностных).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Деятельностное опосредование

в детском возрасте)— детерминация сознания, личности и межличностных отношений деятельностью, в которую включен ребенок, ее содержанием, целями и ценностными характеристиками. Специфика Д. о. в детском возрасте определяется целевыми характеристиками совместной деятельности, ее функциями в детской группе. В совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу (в том числе и дружеские привязанности), опредмечиваясь в конкретных действиях, обмене информацией, взаимопомощи. Д. о. целями совместной деятельности проявляется в отношениях недоброжелательства, зависти, если цели конкурентны, и в отношениях содействия, кооперации, коллективистской идентификации, если цели социально и индивидуально значимы для всех и каждого. В детской группе старшего дошкольного — младшего школьного возраста сама внешняя структура совместной деятельности выступает как важный фактор опосредования отношений детей: чем выше степень кооперативного, тем интенсивнее протекает в ней процесс коллективообразования, рельефнее проявляются сотрудничество и взаимопонимание. Положительное или отрицательное стимулирование (наказание или награда) совместной деятельности является также важным фактором Д. о. в детской группе, причем положительное побуждение оказывается намного более эффективным средством регуляции деятельности, чем страх перед наказанием. И, наконец, содержательные характеристики совместной деятельности, т. е. то, ради чего, во имя каких ценностей она осуществляется, опосредуют проявление межличностных отношений и формирование личности. Д. о. межличностных отношений в детской группе, т. е. то, какие взаимоотношения возникнут и укрепятся в ней, какой будет сама эта группа, в какой мере она будет способна формировать личность ребенка, определяется тем, какая совместная деятельность объединяет детей в группу, каковы ее цели (индивидуальные или коллективные), каково ее содержание (социально позитивное или негативное), какова степень ответственной зависимости всех ее участников. Только через совместную деятельность, особым образом организованную взрослым, возможно создать и преобразовать сами отношения между детьми. В.В.Абраменкова

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Концепция инструментального опосредования деятельности в прикладных когнитивных исследованиях

Червинская Ксения Ральфовна
В статье описаны концептуальные рамки прикладных когнитивных исследований, проводимых для решения задач в различных сферах деятельности человека, в том числе и для построения когнитивных технических систем. Сформулирован основной принцип антропоцентрической парадигмы инженерно-психологических исследований инструментальное опосредование деятельности, предполагающий исследование познавательных процессов человека, деятельность которых опосредована взаимодействием с инструментами. Показана реализация этого принципа при построении концепции извлечения экспертных знаний как процесса взаимодействия когитолога и эксперта с целью моделирования экспертных рассуждений для проектирования когнитивных компьютерных систем.
Скачать PDF

От теории деятельностного опосредования к теории деятельного присутствия

Петровский Вадим
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений А. В. Петровского получает свое продолжение в разработке концепции деятельного присутствия человека в человеке мультисубъектной модели личности. В данной статье рассматривается вариант преломления этой концептуальной модели для интерпретации и прогнозирования действий человека в условиях потенциального успеханеуспеха. Вводится авторское понятие состоятельности как единства «могу и хочу» в конкретных жизненных обстоятельствах и понятие оптимума состоятельности. Формулируется положение о том, что в ряде ситуаций достижение оптимума состоятельности подразумевает построение цепочки межсубъектных отношений, реализация которых обеспечивает согласование интенций личности и ее благополучия в результате предпринимаемых действий. Проверяется и находит свое подтверждение гипотеза о том, что в условиях выбора «задачи по вкусу» (надситуативных задач, ценность которых для личности состоит в испытании собственных возможностей) деятельное присутствие нескольких субъектов и различные композиции взаимодействия между ними обеспечивают достижение оптимума состоятельности.A. V. Petrovskys theory of activity-mediated interpersonal relations is continued in multi-subject model of personality viz in conception of active presence of a man in a man. Variant of the models perspective for interpretation and prognosis of mans actions in the conditions of potential success failure is considered in the article. Authors notions consistency as unity of can and want in a certain life circumstances and optimum of consistency are defined. The proposition that under a number of circumstances achieving of an optimum of consistency implies construction of a chain of inter-subjects relations and its realization provides agreement between persons intentions and his wellbeing in the result of undertaken actions is formulated. Hypothesis that in conditions of a choice of a task to ones mind (abovesituational tasks, valuability of which for a person consists in testing of his own abilities) active presence of a number of subjects and different compositions of interaction between them ensured the achievement of an optimum of consistency is tested and confirmed
Скачать PDF

Инструментальное опосредование в профессиональном обучении и коммуникации: проблемы определения и ди

Коровкин Сергей Юрьевич
Данная статья посвящена проблеме трудной вербализуемости практического и профессионального опыта экспертов. Трудная вербализуемость приводит к затруднениям в процессе обучения новичков и ограничивает коммуникацию между экспертами. Здесь теоретически рассматриваются принципиальные возможности для интенсификации обучения через механизм инструментального опосредования в практическом мышлении.
Скачать PDF

Кризис юности и его рефлексивное опосредование

Медведев Александр Михайлович, Судьина Ирина Сергеевна
Исследуется самосознание молодых людей при переходе от подростничества к юности. Предполагается, что переход от инфантильного самосознания к зрелому опосредуется рефлексивной фазой и поиском смысла существования. В исследовании использована техника эпистолярной метафоры. В результате обнаружена феноменология, подтверждающая предположение о таком опосредовании.
Скачать PDF

Особенности психокультурного опосредования ментальности авторов граффити и процесса мультикультурной

Белкин А.И., Ионесов В.И.
Представлены результаты теоретического изучения особенностей психологического опосредования девиантного поведения в информационном обществе. Описаны социально-психологические характеристики смеховой, официальной и информационной типов психокультуры. Оказалось, что граффити в целом представляют собой выражение информационной культуры.
Скачать PDF

Особенности опосредованной памяти детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Мельникова Олеся Александровна
Статья посвящена изучению особенностей опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Особенности мнестических процессов раскрываются с помощью специально подобранного и адаптированного комплекса методик диагностики опосредованной памяти различной модальности (эмоциональной, двигательной, зрительной, слуховой). В статье дается количественная и качественная оценка результатов исследования, доказывается необходимость разработки специальной системы мероприятий по коррекции мнестических нарушений в старшем дошкольном возрасте у детей с дизартрическими расстройствами.
Скачать PDF

Психология и психофизиология: опосредованная взаимосвязь

Герасимов И. Г.
У 22 добровольцев (11 мужчин, 11 женщин, возраст 18 24 лет) исследовали работоспособность головного мозга (РГМ) количество ошибок, допущенных в ответ на предъявленный стимул. У них же с помощью теста Айзенка (EPI) определяли значения факторов психологического состояния ("нейротизм -психотизм" и "интраверсия-экстраверсия"), по величинам которых формировали интегральный показатель (ИП), а также измеряли суммарную холинэстеразную активность (ХЭА) крови.
Скачать PDF

Человек в пространстве опосредованной коммуникации. Феномен «Эпохе телесности»

Куликов Дмитрий Валерьевич
Статья представляет собой опыт феноменологической интерпретации ряда явлений, которые имеют место в пространстве опосредованной коммуникации в системе «Я» «Другой». Вводится понятие «эпохе телесности». Исследуется феномен аватары.
Скачать PDF

Мотивационно-смысловое опосредование саморегуляции психических состояний студентов

Мухрыгина Ольга Ивановна
Мотивационное опосредование саморегуляции психических состояний рассмотрено в специфике ситуации напряженного общения. Проведено сравнительное исследование мотивационных различий и коррелят саморегуляции состояний студентов гуманитарных и технических специальностей (на примере вузов г.Самары).
Скачать PDF

Особенности восприятия визуальной информации в опосредованной компьютером коммуникации

Мейтина Э.Б.
The research of the problem of perception oi visual information in computer related communication differs by the huge practical importance, as the sphere of application of modern computer technologies continuously extends, mentioning all new sides of living activity of people and society as a whole. The analysis of the literature shows that the given problem is considered in interdisciplinary aspect, mentioning subject domains of general, social, pedagogical, engineering psychology and technical sciences. It is necessary to pay attention to relative dissociation of separate empirical researches which have been carried out on the given theme, and on insufficient definiteness of a basic theoretical context, in which the given problem could be considered within the framework of a subject domain of general psychology. Besides, the question of personality-individual determinants of information perception in computer -related communication is left practically unexplored.
Скачать PDF

Роль малой группы в духовно-нравственном опосредовании социальных представлений современной учащейся

Чернышев А.С., Орешина И.А.
В статье представлены результаты многолетних эмпирических исследований по определению социально-психологических механизмов влияния малой группы на представления современной учащейся молодежи о межполовых отношениях. Показано, что малая группа, включенная в совместную активность различных социальных организаций в условиях развивающей социальной среды, приобретает статус субъекта совместной деятельности, общения и отношений. Группы такого статуса оказывают позитивное влияние на духовно-нравственную сферу личности (содержание идеала, понимание феномена «свобода», гуманизацию ценностной ориентации), что качественно изменяет социальные представления молодежи о межполовых отношениях.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия духовно-нравственного опосредования мироощущения современных подрос

Апатенко Я. Н.
В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению механизмов воздействия социальной среды на структуру мироощущения современных подростков. Показано, что группа членства, включенная в развивающую социальную среду, оказывает позитивное влияние на такие аспекты мироощущения, как его духовно-нравственное содержание, включающее личностно значимые социально ценные качества.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!