ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Оперантное обусловливание (operant conditioning)
Способ научения поведению или изменение вероятности реакции с помощью их подкрепления.

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

Оперантное обусловливание
operant conditioning) - процесс научения, при котором поведение, приносящее удовлетворительные последствия или вознаграждения, будет, скорее всего, повторено.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Оперантное обусловливание
(operant conditioning) — тип научения, при котором вероятность повторения некоторого поведения увеличивается в зависимости от позитивного или негативного подкрепления.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Оперантное обусловливание
operant conditioning). Вид научения, при котором поведение изменяется в зависимости от последствий — положительное последствие усиливает поведение, а отрицательное — ослабляет его.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Оперантное обусловливание
увеличение частоты возникновения или вероятности реакции таким построением ситуации, когда возникновение реакции сопровождается подкреплением. Также называется обусловливанием по типу r.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Оперантное обусловливание
Категория. Форма научения.
Специфика. Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.
Синоним. Инструментальное научение, operant conditioning.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Оперантное обусловливание
operant conditioning). ТТип обусловливания, которое имеет место, когда организм получает подкрепление (вознаграждение или наказание) за произвольно получаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Оперантное обусловливание
общий теоретический подход, который использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и человека; – в узком смысле набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

Оперантное обусловливание
термин введен Б. Скиннером. О.об. - форма научения, при которой спонтанное или инициированное экспериментатором движение животного получает подкрепление. Оперант является синонимом для термина "подкрепление". О.об. лежит в основе программированного обучения.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ОПЕРАНТНОЕ
термин, введенный американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения такого пути образования условных связей между стимулом и реакцией, при котором сначала производится нужное действие, а лишь затем дается подкрепление, фиксирующее это действие в виде привычки, поведенческой схемы. О. о. является действенным средством воспитания военнослужащих, формирования у них смелости, решительности, ответственности и других личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения воинской деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ОПЕРАНТНОЕ
тип условно-рефлекторных связей, в которых оперантная реакция находится под контролем со стороны подкрепляющих ее стимулов. При О.о. обеспечивается подкрепление, зависящее от организма, порождающего соответствующий оперант (выполняющего соответствующее действие в сложившейся ситуации). О.о. отличается от классической процедуры формирования условного рефлекса, где подкрепление дается независимо от того, присутствует или отсутствует реакция организма. При О.о. новая реакция организма не возникает: она уже имеется до поступления соответствующих подкреплений и за счет подкреплений может только усиливаться или ослабляться. Иногда О.о. также называют инструментальным обусловливанием, но между ними есть и некоторые различия. См. научение оперантное, обусловливание инструментальное.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ОПЕРАНТНОЕ
термин, введенный американским психологом Б. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (-> рефлекс условный). В отличие от классического (Павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при обусловливании оперантном животное сначала производит некое движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление.
Это различение проводится безотносительно биологического смысла рефлексов условных. При этом упускается из виду важнейшая роль активной деятельности ориентировочной животного, посредством коей оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами среды и своими движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования рефлексов условных - и оперантных, и респондентных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Вид обусловливания, при котором оперантная реакция помещается под контроль стимула. Операцией, с помощью которой происходит такое обусловливание, является предъявление подкрепления непосредственно после реакции организма. Этот "операциональный" аспект является очень важным в различении процедуры оперантного обусловливания и процедуры классического обусловливания, где "подкрепляющий стимул" появляется независимо от того, реагирует организм или нет. Возможно, самый простой способ рассмотреть оперантное обусловливание состоит в том, чтобы относиться к нему, как к набору обстоятельств, при которых новые реакции в пределах произвольного набора организма начинают усиливаться чепосредственным подкреплением. Часто понятие оперантного обусловливания используется синонимично с инструментальным обусловливанием, но между этими терминами имеются тонкие различия, которые нужно оценить. См. инструментальное обусловливание. В заключение следует отметить, что сама фраза оперантное обусловливание фактически используется как для обозначения обеих процедур описанных выше, так и для обозначения вида научения, которое происходит при таких условиях. См. Скиннеровский.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
понятиев веденное в псих. амер. псих. Б. Скиннером для денотации-модальноизации-критериеальности образования условно-временных связей; согласно постулатам-взглядам Скиннера, при феноменах О.о. животное производит какое-либо действие, либо стихийно-спонтанное, либо спровоцированное субъектом-экспериментатором, — что отличает скиннеровские построения от предложенных Павловым классических образований условных рефлексов,—а только затем уже и получает подкрепление; само же подкрепление Скиннер интерпретирует не с позиций активно-ориентировочной деятельности животного, а несколько биологизирует оригинальную модификацию павловских моделей, связанных с тектоникой условного рефлекса; он упускает из виду дифференциальные модальности-характеристики ситуативных феноменов, не столь иерархично устанавливает значимые корреляты между ингредиентами экстеросреды и движениями животного, что, по Павлову, и детерминирует ходо-этапное конституирование-образование динамических моделей условных рефлексов; не столь последователен Скиннер в экспликациях, связанных с кругом операциональных действий, кои он трактует как модели-структуры физическо-измерительно-инструментальных операций, тогда как вербально-ментальные операции, связанные с обобщением отражения наличной реальности, лишь становятся производными единицами деятельности субъекта, если уже применить концепции-аксиомы Скиннера к актоповеденческо-апостериорным паттернам субъекта, метаболизирующим экстеросреду-онтос-социум.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
АПЕРАНТНАЕ АБУМОЎЛІВАННЕ / OPERANT CONDITIONING– это особенная цепь реакций, образующая условные, но устойчивые рефлексы. Особенность становления и развития рефлекторных оперантных реакций заключается в том, что образуются они путем подкрепления, а не стимуляции. Присутствует такой фактор, как раздражитель. Но ему отводится не ключевое значение, а роль первичной причины возникновения поведенческой реакции, т. е. в образовании устойчивого рефлекса он не задействуется. Основными понятиями теории О. о. являются оперант, обусловливание и контингенция. Оперантом называют хаотичное множество или же последовательность действий, которая определяется их непосредственным результатом. Оперант определяется не стимулом, а функционально, т. е. теми изменениями, которые следуют за действием, т. е. если какой-то поступок привел к приятным последствиям для совершившего его чело века, он обязательно будет повторен снова. Последствия, к которым приводит какойлибо поступок, обладающие побудительной силой к его повторению, называются постцедентными воздействиями. Обусловливание– это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняются состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства. Контингенцией называют взаимосвязи, устанавливающиеся между понятиями, составляющими цепь реакций, характеризующих О. о. Также термин отражает и связь между поведенческими реакциями и внешними факторами, событиями, ситуациями, обстоятельствами. О. о. лежит в основе приучения к чемулибо, воспитания и прививания полезных навыков. Любой воспитательный процесс происходит путем многократного повторения, с сопровождением каждого поступка неизменным подкреплением. Именно так и формируется привычка– как хорошая, так и плохая. Оперантное научение– это непосредственно сам образовательный процесс, в ходе которого и вырабатывается или же приобретается рефлекс. Основная смысловая нагрузка в этом термине лежит на слове «научение», т. е. его суть в том, чтобы научить рефлексу, определенной реакции, типу поведения. В качестве фундамента используется поведение, также называемое оперантным. Это особый тип проявлений реакций, оказывающий влияние на окружающую действительность или среду. Управленческий фактор при таком типе реагирования скрыт в последствиях самого поведения. Иначе говоря, заинтересованность и мотивация при проявлении оперантного типа поведенческих реакций заключены в наступлении последствий действия, в его результате. Оперантное научение рассматривается психологами в двух основных формах: 1) инструментальное научение– ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний, воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности; 2) творческое научение– нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении. Правила эффективного О. о.: простая инструкция, легкое начало, позитивный процесс обучения, регулярная система подкреплений, четкая методичность процесса обучения. Одна из ключевых идей в концепции Скиннера– это подкрепление, или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования: 1) с постоянным соотношением; 2) с постоянным интервалом; 3) с вариативным соотношением; 4) с вариативным интервалом. Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа: 1) первичные подкрепления– вода, пища, секс и т. п.; 2) вторичные (условные) подкрепления– привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п., оказывающие сильное влияние на поведение человека; 3) позитивные и негативные (аверсивные) подкрепления и наказания. Также в О. о. выделяют три типа научения: 1) метод проб и ошибок; 2) формирование автоматизированной реакции; 3) подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм– чистое подражание и викарное, т. е. повторение с пониманием). Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И наоборот: если во время воздей ствия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
Теория инструментального, или О. о. связана с именами Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип О. о. (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, - влияние на его результаты.
Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула инструментального условного рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd (дискриминантный стимул), а второй - Sr (pecпондентный стимул). Sd - стимул, по времени предшествующий определенной поведенческой реакции, Sr - стимул, подкрепляющий определенную поведенческую реакцию и по времени следующий за ней. Хотя в повседневной жизни эти стимулы часто совмещены в одном объекте, они могут быть разделены путем анализа с целью систематизации и определения последовательности мер воздействия на модифицируемое поведение. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому здесь очень важен этап функционального анализа или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих пациента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Это делается путем прямого наблюдения за поведением человека и установления связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении (независимая переменная).
Оперантные методы могут быть использованы для решения ряда задач.
1. Формирование нового стереотипа поведения, которого до этого не было в репертуаре поведенческих реакций человека (например, кооперативное поведение ребенка, поведение самоутверждающего типа у пассивного ребенка и т. д.). Для решения этой задачи может быть использовано несколько стратегий выработки нового поведения.
Под шейпингом понимается поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было свойственно ранее индивиду. В цепи последовательных воздействий важным является первый элемент, который, хотя и отдаленно, связан с конечной целью шейпинга, однако с большой степенью вероятности направляет поведение в нужное русло. Этот первый элемент должен быть точно дифференцирован, а критерии оценки его достижения четко определены. Для облегчения проявления первого элемента желательного стереотипа должно быть выбрано условие, которое может быть достигнуто быстрее и легче всего. Для этого используется разнообразное варьирующее подкрепление, от материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.). Например, при обучении ребенка навыкам самостоятельного одевания первым элементом может быть привлечение его внимания к одежде.
В случае "сцепления" используется представление о поведенческом стереотипе как о цепи отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим новый поведенческий акт. При реализации стратегии сцепления следует начинать с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к самому концу цепи, к цели. Рассмотрение сложного поведения как цепи последовательных поведенческих актов позволяет понять, какая часть цепи хорошо сформирована, а какая должна быть создана с помощью шейпинга. Тренинг должен продолжаться до того момента, пока желательное поведение всей цепи не осуществляется с помощью обычных подкрепляющих стимулов.
Фейдинг - это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно прочно сформированном стереотипе пациент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Фейдинг играет важную роль при переходе от тренировок с психотерапевтом к тренировкам в повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят от других людей, замещающих психотерапевта.
Побуждение является вариантом вербального или невербального подкрепления, который повышает у обучающегося уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных или на нужных действиях, или на объекте действия и т. д.
2. Закрепление уже имеющегося в репертуаре индивида желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи может использоваться положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, контроль стимула.
3. Уменьшение или угашение нежелательного стереотипа поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения.
4. Лишение всех положительных подкреплений.
5. Оценка ответа.
См. также Бихевиоризм, Поведенческая психотерапия, Положительное и отрицательное подкрепление.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Оперантное обусловливание
operant conditioning) Термин О. о. применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином О. о. обозначается общий теорет. подход, к-рый использует эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и чел. Оперантные процедуры Отличительные особенности процедур О. о. можно проиллюстрировать на следующем примере. Крысу помещают в тускло освещенную небольшую клетку, находящуюся в поглощающей звуки и изолированной от внешних источников света комнате. Из одной стены этой совершенно пустой клетки выступает небольшой рычаг, и когда крыса нажимает этот рычаг, в находящуюся рядом с ним чашку падает небольшой шарик пищи. Такое устройство часто называют ящиком Скиннера по имени психолога Б. Ф. Скиннера, к-рый его впервые сконструировал. Этот пример иллюстрирует одну отличительную особенность, к-рая позволяет наиболее четко отделить оперантные процедуры от др. процедур инструментального обусловливания. Интересующее нас поведение может многократно воспроизводиться обучающимся субъектом. В отличие от процедур, связанных с дискретными попытками, таких, как научение в лабиринте, в к-ром поведение состоит из серии отдельных эпизодов, реагирование в оперантных процедурах не прерывается извне и является свободным. В связи с возможностью повторного реагирования следует отметить две вытекающие отсюда особенности процедур О. о. Во-первых, реагирование измеряется скоростью появления реакции или ее частотой. Частота реагирования рассматривается в качестве аппроксимации осн. показателя силы реакции - ее вероятности. Наклон кривой, вычерчиваемой по совокупным данным наблюдений, служит прямой мерой частоты реагирования в каждый данный момент времени. Во-вторых, предоставление возможности повторного реагирования позволяет манипулировать взаимосвязями между различными качественными характеристиками реакции (напр., количеством ее повторений или длительностью) и критическим событием, поддерживающим эту реакцию (напр., появлением пищи). Правило, к-рое описывает характеристики реакции, необходимые для возникновения критического события, называется режимом подкрепления. Различные режимы подкрепления вызывают различные паттерны реагирования. Высокая частота реагирования и сложность мн. режимов подкрепления при проведении экспериментов по О. о. требуют обычно использования автоматического оборудования, включая компьютеры. Оперантная теория В более широком значении О. о. является одним из подразделов биологии, занимающимся идентификацией средовых детерминант поведения при помощи методов эксперим. анализа. Предполагается, что поведение животных и чел. имеет свои первопричины в окружающей среде. Родовая среда обитания индивида (особи) воздействует на его (ее) поведение через посредство генетических механизмов, действие к-рых суммируется принципом естественного отбора. Этими предшествующими формами поведения занимается эволюционная биология. Прошлое и настоящее окружения индивида (особи) воздействуют на его (ее) поведение через посредство нейрохимических механизмов (до сих пор практически неизученных), действие к-рых суммируется принципом подкрепления. Анализом этих воздействий индивидуальной среды на поведение как раз и занимается О. о. И принцип естественного отбора, и принцип подкрепления предполагают, что будущее поведение м. б. понято путем изучения последствий прошлого поведения. В случае естественного отбора отбираются те формы поведения (и структуры), к-рые повышают репродуктивную способность. В случае подкрепления усиливаются те формы поведения, за к-рыми наступают критические события и для к-рых был изобретен специальный термин - подкрепления. Когда средовые детерминанты идентифицированы и описаны их функциональные связи с поведением, в окружение могут вводиться изменения, к-рые могут влиять на направление изменений текущего поведения, подобно тому как генная инженерия может влиять на ход эволюции. Из базового допущения о том, что поведение всех организмов, включая людей, в конечном счете формируется средой, вытекает ряд методологических следствий. Во-первых, так как люди и животные на протяжении своей эволюции сталкивались с родовой (видовой) средой обитания, к-рая "отбирала" их за способность к модификации поведения в пределах отпущенного им жизненного цикла (т. е. за способность к научению), общая функциональная формулировка принципа подкрепления, по-видимому, выводится из изучения любого широко представленного биолог. вида. Во-вторых, поскольку изменение в поведении возникает в рез-те контакта организма со своей средой и поскольку родовая (видовая) и индивидуальная среды могут варьировать от одного организма к др. даже при максимально контролируемых условиях, процесс изменения должен изучаться на одном организме. Выводы, осн. на усредненных групп. рез-тах, могут заслонять и искажать поведенческие процессы, протекающие у отдельного индивида (особи). В-третьих, с учетом того, что рано или поздно будет получено нейрохимическое описание механизмов, лежащих в основе изменений поведения, и в надежде на свою способность воспользоваться этим знанием, О. о. стремится к анализу поведения как продукта одних только предшествующих воздействий среды, без обращения к постулированным на основе логического вывода процессам или структурам. Считается, что теорет. конструкты этого типа отвлекают от задачи эксперим. анализа и квалифицируются как объяснения по форме, но не по существу, поскольку они часто приводят к ошибкам гипостазирования (приписывания отвлеченным сущностям самостоятельного существования) и логической замкнутости. О. о. пытается разложить взаимодействие между организмом и его средой на последовательность или ситуацию из трех элементов. Рез-том успешного эксперим. анализа является идентификация, с одной стороны, средовых событий (сигнальных, или различительных стимулов), обусловливающих возникновение данного поведения (операнта), и, с др. стороны, средовых событий (подкрепляющих стимулов, или подкреплений), необходимых для приобретения и сохранения этого поведения. Поведение, к-рое требуется для появления подкрепления, называют оперантом, подчеркивая то обстоятельство, что оно действует на складывающуюся в дальнейшем среду, чтобы вызвать определенные последствия. Наконец, изменения в средовом контроле поведения, возникающие в рез-те О. о., не обязательно ограничиваются характеристиками конкретного стимула и реакции, выявленными в ходе первоначального эксперим. анализа. Как рез-тат О. о., эти изменения чаще всего затрагивают класс стимулов, к-рые контролируют класс реакций. См. также Модификация поведения, Оперантное поведение, Режимы подкрепления Дж. У. Донахью

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
175.39 кб

Использование оперантного обусловливания в процессе иноязычного профессионально ориентированного обу

Рякина Ольга Руфовна, Звягинцева Елена Петровна
В статье рассматривается проблема, с которой часто сталкиваются педагоги неязыковых вузов: обучение иностранному языку не приводит к научению общения на нем.

Похожие термины: