ОНТОПСИХОЛОГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Онтопсихология
(от греч. on (ontos) — «сущее», psychi — «душа», logos — «учение») — по Б. Г. Ананьеву, синтетическая научная дисциплина, изучающая индивидуальное развитие человека как биологического и социального существа, т. е. как индивида и личности. Основа О. — возрастная и дифференциальная психофизиология в их интегральном единстве. По А. Менигетти, О. — психология Бытия в человеке, т. е. способ проявления и индивидуализации Бытия в человеческом существовании, изучение Бытия в психике человека.
Литература
Крылов А. А., Рыбалко Е. Ф. Онтопсихология. СПб., 2003.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М., 1997.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Онтопсихология
Эклектическая концепция, использующая психодинамические, гуманистические и биоэнергетические понятия и ориентированная на психопрофилактику и психопедагогику. Целью практической О. является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему in se («в себе») - априорной внутренней сущности. Все соматические и психологические нарушения рассматриваются как «ошибки» человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов in se и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие «монитора отклонения» под воздействием культурных стереотипов и социальных штампов.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ОНТОПСИХОЛОГИЯ
философско-психологическое направление, изучающее жизнь человека с точки зрения единства субъекта и объекта в целях достижения счастья полноценной, здоровой творческой личности. Особое внимание О. обращает на личностное смысловое поле, включающее вербальный, невербальный и экстрасенсорный уровни. Посредством смыслового поля человек общается с другими людьми и самим собой. Обосновывается, что выявление особенностей смыслового поля человека позволяет определить его неосознаваемую внутреннюю проблему и решение о средствах онтотерапии. Таким же путем могут быть обеспечены адекватное познание себя и мира, коррекция личности в соответствии с ее внутренней сущностью.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОНТОПСИХОЛОГИЯ
АНТАПСІХАЛОГІЯ / ONTOPSYCHOLOGY - школа и направление в психологии и психотерапии. Термин О. был предложен независимо друг от друга двумя учеными (Э. Сутичем и Б. Г. Ананьевым) в 1960-е гг., но при этом имел принципиально различное наполнение. Как школа О. основана итальянским философом, теологом и социологом А. Менегетти. О., по А. Манегетти,– «исследование психических процессов в их первичной актуальности, включая понимание бытия». Ее относят к гуманистической и экзистенциальной психологии, которая рассматривает личность в контексте жизненного пути и творческого потенциала. Личность рассматривается как экзистенциальный и исторический факт. О. может также рассамтриваться и как философско-психологическое направление, изучающее жизнь человека с точки зрения единства субъекта и объекта в целях достижения счастья полноценной, здоровой творческой личности. Особое внимание О. обращает на личностное смысловое поле, включающее вербальный, невербальный и экстрасенсорный уровни. Посредством смыслового поля человек общается с другими людьми и самим собой. Обосновывается, что выявление особенностей смыслового поля человека позволяет определить его неосознаваемую внутреннюю проблему и решение о средствах онтотерапии. Таким же путем могут быть обеспечены адекватное познание себя и мира, коррекция личности в соответствии с ее внутренней сущностью. Б. Г. Ананьев в 1960-е гг. работает над развитием новой комплексной дисциплины, посвященной развитию личности, называя ее О. Согласно Б. Г. Ананьеву, это новая синтетическая дисциплина, изучающая целостный онтогенетический ряд и жизненный путь личности. Предметом О., по Ананьеву, должно быть психологическое исследование самого бытия человека. С 2004 по 2017 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета функционировала кафедра О. На данный момент О. Манегетти подверглась резкой критике, в Италии считается религиозной сектой (психокультом), поскольку провоцирует экзальтированность и антисоциальность личности со стремлением к материальному превосходству и духовному аутизму. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ОНТОПСИХОЛОГИЯ

(А.Менегетти)
А. Менегетти (р. в 1936) - итал. психолог, психотерапевт, основатель школы и Между нар. ассоциации онтопсихологии (1970). Психологи, объединенные идеями этой школы, разрабатывают методы психол. и психотерапевтич. помощи пациентам в решении их психосоматич. проблем. Теоретико-методол. основой для О. явл. работы Адлера, Фрейда, Юнга, Роджерса, Маслоу, Мэя и др.
О., или "психология бытия", рассматривает чел. как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: 1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства; 2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Гл. целью О. явл. выработка у чел. этого второго рефлексивного, творч., нравств. отношения к собств. жизни.
Онтопсихологи полагают, что в основе человеч. природы лежит строго определ. замысел, который и обусловливает индивид, своеобразие чел., создает рамки его самореализации. Сущность этого замысла определяется энерг. ядром Ин-се (априорный порядок, сущность в себе), образующимся собств. волей и проявляющим себя во всех физич. и психических процессах человеч. организма. Ин-се - внутр. сторона любого действия, знания и представления чел. Оно проявляется в сознании, сомнениях, воле, неудовлетворенности, сновидениях, здоровье, болезни, симпатии, антипатии, юморе, темпераменте, инстинктах, желаниях и др. Воплощаясь в повседневной жизни, Ин-се остается трансцендентным. Его истоки в вечности, и оно всегда несет положит, заряд.
Человеч. сознание должно угадать этот код природы, стать максимально адекватным ей. Однако в каждом конкретном случае чел. трудно установить контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает Менегетти, обладает также существующий в мозге чел. монитор, функцией которого явл. коррекция истинной информации о жизни, производящаяся в угоду др. форме жизни, параллельно сосуществующей с нашей планетой. Монитор отклонений тоже проявляет себя в целом наборе негативных ощущений, которые воспринимаются чел. как холод, страх, ограничение пространства и др.
Определ. отпечаток на поведение личн. накладывают такие своеобразные психических структуры как комплексы - прижизн. формирования, складывающиеся в детстве в зависимости от характера любви, которую получал ребенок. Немаловажное значение имеет т. н. семантическое поле, трактуемое как форма энергии, конфигурация бытия, в которой реализовалось единство времени, пространства, взаимодействия чел. с окружающим миром в динамическом развитии. Изучение всех нюансов семантич. поля позволяет глубже понять чел., знать о любом действии, видимом или невидимом, имеющем к нему отношение.
Личн. становится сознательной уже после того, как она сформирована др. личностями: семьей, школой и др. Как позднее образование сознательно-логическое "Я" не в состоянии самостоятельно постичь все с ним происходящее. Тем более, что из представленной структуры личн. следует, что люди в основном явл. продуктом собств. подсознания. Т. о., справиться с психол. проблемами, обрести подлинное самосознание человек не в состоянии без помощи психотерапевта, в частности онтопсихолога.
Свои функции онтопсихологи видят в том, чтобы корректировать способность сознания к отражению изначального замысла природы и соответствия этому замыслу. Техники онтопсихотерапии (имагогика и др.) помогают поддержать сознательный и оперативный контакт с Ин-се, научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь, стать творцом и создателем себя самого.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

ОНТОПСИХОЛОГИЯ
греч. on (род. пад. ontos) - сущее). Эклектическая концепция, использующая психодинамические, гуманистические и биоэнергетические понятия и ориентированная на психопрофилактику и психопедагогику. Начиная с 1970-х гг. это направление разрабатывается итальянцем Менегетти (Meneghetti Т.). Возглавляемая им Международная ассоциация О. имеет отделение в России.
Целью практической О. является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему in se ("в себе") - априорной внутренней сущности. Все соматические и психологические нарушения рассматриваются как "ошибки" человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов in se и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие "монитора отклонения" под воздействием культурных стереотипов и социальных штампов.
Задача психотерапевта, опираясь на язык тела пациента и образы, проявляющиеся в его сновидениях и творческой деятельности, помочь ему в осознании своей внутренней сущности, в развитии и воплощении понятого им собственного предназначения, в принятии ответственности за свое бытие.
В О. большое значение придается информационно-энергетическому взаимодействию людей, их "семантических полей". Человек, согласно Менегетти (особенно значима в этой роли мать ребенка), в условиях фрустрации основных жизненных потребностей становится носителем "негативной энергетики и семантики", отрицательно воздействующих на окружающих при длительном контакте. Выделяются феномены "пустого эротизма" и "черного вагинизма" (поглощение энергии "негативным" человеком), "психического пениса" (внедрение чуждой негативной семантики) и "червивой позиции" (внедрение асексуальной семантики "мужчины-джентльмена" в семантику женщины, которая затем становится "стартером негативности" для других мужчин). В рамках онтопсихологической психопедагогики (психопрофилактики) подобные негативные семантические воздействия учитываются и корригируются.
Основными методами психотерапии, ориентированной на О., являются арттерапия, активная музыкотерапия и имагогика - работа с образами пациента, возникающими в его сновидениях, визуализациях, рисунках, способствующая самопознанию индивидуальных проблем и тенденций. В имагогике выделяются следующие принципы трактовки образов:
1) индивидуализации ("субъективной выгоды");
2) доминанты напряженной (фрустрированной) потребности;
3) функционального значения символов (специфичность и направление разворачивающегося действия, характер взаимодействия различных символов).
"Словарь образов" частично заимствован Менегетти из психоанализа.
Наиболее существенный вклад Менегетти в развитие психотерапии - его методология онтомузыкотерапии, особенностями которой являются: 1) принципиальная психопрофилактическая направленность, ориентированная на "приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья его тела и повышение его творческого потенциала"; 2) активный характер, акцент на спонтанном действии самого пациента, его танце и пении; 3) использование музыкального импровизационного сопровождения, "рождающегося в Непосредственном контакте с человеческим организмом и группой", а не из стандартных музыкальных программ; основным музыкальным инструментом является барабан-конгас с его звучанием и ритмами, соответствующими "здоровой висцеротонической хроматической тональности"; 4) диагностика основывается не только на наблюдении двигательных стереотипов и "блоков" пациента, но и на соматической идентификации музыкотерапевта, его способности в прямом смысле "временно ощутить болезнь другого через самого себя", уловить и интериоризировать диссонанс в Другом субъекте после собственной "настройки на ритм здоровья"; 5) ориентация на спонтанную двигательную активность пациента, регулируемую его "оргазмическим переживанием внутренней гармонии" и сочетаемую с ясным (не трансовым!) состоянием сознания; 6) групповая форма занятия с ориентацией пациентов на познание своей внутренней "музыки тела".

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ОНТОПСИХОЛОГИЯ
от греч. ontos - бытие + psyche - душа + logos - разум) - научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдегтера, а в психологическом - представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) и гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс). О. можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии - "4-й силы" в современной психологии. О. менее известна нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т. ч. и на рус. язык).
Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов: 1) Ин-се (сущность в себе) - внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин-се); 3) монитор отклонения - психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се; 4) искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов; 5) сознательно-логическое "я" - психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.
С т. зр. О., человек - продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: "Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем". По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се - универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.
Ин-се постоянно излучает свои эманации, но "я" воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего "я" совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т. к. все наше "благополучие" определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного "я". В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше "я".
Подобная ситуация порождает то, что в О. называется "экзистенциальной шизофренией". Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, социальным группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия. (А. Б. Орлов.)
Добавление: Термин "О." трудно признать удачным, т. к. его применение подразумевает, что др. психология, находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытий-ности. На самом деле, психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия-сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: "как океан объемный шар земной, / Земная жизнь кругом объята снами" (Ф. И. Тютчев). В нач. XX в. А. А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г. Г. Шпет, С. Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера) и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
452.80 кб

Онтопсихология: история и современность

В. А. Дмитриева, Н. В. Гришина
Читать PDF
262.55 кб

Эвристические возможности и гносеологические перспективы использования средств онтопсихологии для из

Кузнецов О. Ю.
Данная публикация представляет собой академический вариант речи, произнесенной в Колонном заде Дома Союзов 6 июня 2012 года по случаю вручения премии Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти за лучшую научну
Читать PDF
4.75 мб

ОБ УРОКАХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. К. АММОСОВА: ОПЫТ ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Михайлов Виктор Данилович
В статье на материале рефлексии над источниками, раскрывающими жизнь и деятельность одного из лидеров революционного переустройства традиционного якутского общества на принципах социализма М. К.
Читать PDF
192.05 кб

Репрезентация концепта «Субъект» как транзитивной функции в онтопсихологическом становлении личности

Статный Владлен Михайлович, Шаранов Юрий Александрович
В данной статье обосновывается предположение о том, что субъектные атрибуты являются имманентными характеристиками различных уровней человека индивида, личности, индивидуальности и, собственно, субъекта.
Читать PDF
393.43 кб

Влияние феноменологии Э. Гуссерля на онтопсихологическую теорию А. Менегетти

Благовестный М.Б.
В статье представлена попытка воссоздать логику восприятия наследия феноменологической философии Э. Гуссерля создателем онтопсихологической теории А. Менегетти. Подчеркивается значимость критики психологизма Э.

Похожие термины:

  • Онтопсихология общения

    только оформляющаяся область науч. исследований на стыке онтопсихологии и психологии О. Основы онтопсихологии - науки о сущности человека с позиций ее соответствия законам бытия, гармонии, нравст
  • Онтопсихологическая концепция творчества А. Менегетти

    содержательным центром онтопсихологической концепции творчества является процесс развития творческой индивидуальности с присущим именно ей духовным миром, ценностями, стремлениями, сферами от