ОНТОПСИХОЛОГИЯ
Онтопсихология
(от греч. on (ontos) — «сущее», psychi — «душа», logos — «учение») — по Б. Г. Ананьеву, синтетическая научная дисциплина, изучающая индивидуальное развитие человека как биологического и социального существа, т. е. как индивида и личности. Основа О. — возрастная и дифференциальная психофизиология в их интегральном единстве. По А. Менигетти, О. — психология Бытия в человеке, т. е. способ проявления и индивидуализации Бытия в человеческом существовании, изучение Бытия в психике человека.
Литература
Крылов А. А., Рыбалко Е. Ф. Онтопсихология. СПб., 2003.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М., 1997.
Литература
Крылов А. А., Рыбалко Е. Ф. Онтопсихология. СПб., 2003.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М., 1997.
Онтопсихология
Эклектическая концепция, использующая психодинамические, гуманистические и биоэнергетические понятия и ориентированная на психопрофилактику и психопедагогику. Целью практической О. является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему in se («в себе») - априорной внутренней сущности. Все соматические и психологические нарушения рассматриваются как «ошибки» человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов in se и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие «монитора отклонения» под воздействием культурных стереотипов и социальных штампов.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ОНТОПСИХОЛОГИЯ
философско-психологическое направление, изучающее жизнь человека с точки зрения единства субъекта и объекта в целях достижения счастья полноценной, здоровой творческой личности. Особое внимание О. обращает на личностное смысловое поле, включающее вербальный, невербальный и экстрасенсорный уровни. Посредством смыслового поля человек общается с другими людьми и самим собой. Обосновывается, что выявление особенностей смыслового поля человека позволяет определить его неосознаваемую внутреннюю проблему и решение о средствах онтотерапии. Таким же путем могут быть обеспечены адекватное познание себя и мира, коррекция личности в соответствии с ее внутренней сущностью.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ
АНТАПСІХАЛОГІЯ / ONTOPSYCHOLOGY - школа и направление в психологии и психотерапии. Термин О. был предложен независимо друг от друга двумя учеными (Э. Сутичем и Б. Г. Ананьевым) в 1960-е гг., но при этом имел принципиально различное наполнение. Как школа О. основана итальянским философом, теологом и социологом А. Менегетти. О., по А. Манегетти,– «исследование психических процессов в их первичной актуальности, включая понимание бытия». Ее относят к гуманистической и экзистенциальной психологии, которая рассматривает личность в контексте жизненного пути и творческого потенциала. Личность рассматривается как экзистенциальный и исторический факт. О. может также рассамтриваться и как философско-психологическое направление, изучающее жизнь человека с точки зрения единства субъекта и объекта в целях достижения счастья полноценной, здоровой творческой личности. Особое внимание О. обращает на личностное смысловое поле, включающее вербальный, невербальный и экстрасенсорный уровни. Посредством смыслового поля человек общается с другими людьми и самим собой. Обосновывается, что выявление особенностей смыслового поля человека позволяет определить его неосознаваемую внутреннюю проблему и решение о средствах онтотерапии. Таким же путем могут быть обеспечены адекватное познание себя и мира, коррекция личности в соответствии с ее внутренней сущностью. Б. Г. Ананьев в 1960-е гг. работает над развитием новой комплексной дисциплины, посвященной развитию личности, называя ее О. Согласно Б. Г. Ананьеву, это новая синтетическая дисциплина, изучающая целостный онтогенетический ряд и жизненный путь личности. Предметом О., по Ананьеву, должно быть психологическое исследование самого бытия человека. С 2004 по 2017 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета функционировала кафедра О. На данный момент О. Манегетти подверглась резкой критике, в Италии считается религиозной сектой (психокультом), поскольку провоцирует экзальтированность и антисоциальность личности со стремлением к материальному превосходству и духовному аутизму. С. Л. Кандыбович
ОНТОПСИХОЛОГИЯ
(А.Менегетти)
А. Менегетти (р. в 1936) - итал. психолог, психотерапевт, основатель школы и Между нар. ассоциации онтопсихологии (1970). Психологи, объединенные идеями этой школы, разрабатывают методы психол. и психотерапевтич. помощи пациентам в решении их психосоматич. проблем. Теоретико-методол. основой для О. явл. работы Адлера, Фрейда, Юнга, Роджерса, Маслоу, Мэя и др.
О., или "психология бытия", рассматривает чел. как активного субъекта жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: 1) как к неуправляемому стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим тенденциям или воле большинства; 2) как к сознательному поиску и творению себя, своей жизни и жизни общества. Гл. целью О. явл. выработка у чел. этого второго рефлексивного, творч., нравств. отношения к собств. жизни.
Онтопсихологи полагают, что в основе человеч. природы лежит строго определ. замысел, который и обусловливает индивид, своеобразие чел., создает рамки его самореализации. Сущность этого замысла определяется энерг. ядром Ин-се (априорный порядок, сущность в себе), образующимся собств. волей и проявляющим себя во всех физич. и психических процессах человеч. организма. Ин-се - внутр. сторона любого действия, знания и представления чел. Оно проявляется в сознании, сомнениях, воле, неудовлетворенности, сновидениях, здоровье, болезни, симпатии, антипатии, юморе, темпераменте, инстинктах, желаниях и др. Воплощаясь в повседневной жизни, Ин-се остается трансцендентным. Его истоки в вечности, и оно всегда несет положит, заряд.
Человеч. сознание должно угадать этот код природы, стать максимально адекватным ей. Однако в каждом конкретном случае чел. трудно установить контакт со своим Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает Менегетти, обладает также существующий в мозге чел. монитор, функцией которого явл. коррекция истинной информации о жизни, производящаяся в угоду др. форме жизни, параллельно сосуществующей с нашей планетой. Монитор отклонений тоже проявляет себя в целом наборе негативных ощущений, которые воспринимаются чел. как холод, страх, ограничение пространства и др.
Определ. отпечаток на поведение личн. накладывают такие своеобразные психических структуры как комплексы - прижизн. формирования, складывающиеся в детстве в зависимости от характера любви, которую получал ребенок. Немаловажное значение имеет т. н. семантическое поле, трактуемое как форма энергии, конфигурация бытия, в которой реализовалось единство времени, пространства, взаимодействия чел. с окружающим миром в динамическом развитии. Изучение всех нюансов семантич. поля позволяет глубже понять чел., знать о любом действии, видимом или невидимом, имеющем к нему отношение.
Личн. становится сознательной уже после того, как она сформирована др. личностями: семьей, школой и др. Как позднее образование сознательно-логическое "Я" не в состоянии самостоятельно постичь все с ним происходящее. Тем более, что из представленной структуры личн. следует, что люди в основном явл. продуктом собств. подсознания. Т. о., справиться с психол. проблемами, обрести подлинное самосознание человек не в состоянии без помощи психотерапевта, в частности онтопсихолога.
Свои функции онтопсихологи видят в том, чтобы корректировать способность сознания к отражению изначального замысла природы и соответствия этому замыслу. Техники онтопсихотерапии (имагогика и др.) помогают поддержать сознательный и оперативный контакт с Ин-се, научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь, стать творцом и создателем себя самого.
Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001
ОНТОПСИХОЛОГИЯ
греч. on (род. пад. ontos) - сущее). Эклектическая концепция, использующая психодинамические, гуманистические и биоэнергетические понятия и ориентированная на психопрофилактику и психопедагогику. Начиная с 1970-х гг. это направление разрабатывается итальянцем Менегетти (Meneghetti Т.). Возглавляемая им Международная ассоциация О. имеет отделение в России.
Целью практической О. является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему in se ("в себе") - априорной внутренней сущности. Все соматические и психологические нарушения рассматриваются как "ошибки" человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов in se и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие "монитора отклонения" под воздействием культурных стереотипов и социальных штампов.
Задача психотерапевта, опираясь на язык тела пациента и образы, проявляющиеся в его сновидениях и творческой деятельности, помочь ему в осознании своей внутренней сущности, в развитии и воплощении понятого им собственного предназначения, в принятии ответственности за свое бытие.
В О. большое значение придается информационно-энергетическому взаимодействию людей, их "семантических полей". Человек, согласно Менегетти (особенно значима в этой роли мать ребенка), в условиях фрустрации основных жизненных потребностей становится носителем "негативной энергетики и семантики", отрицательно воздействующих на окружающих при длительном контакте. Выделяются феномены "пустого эротизма" и "черного вагинизма" (поглощение энергии "негативным" человеком), "психического пениса" (внедрение чуждой негативной семантики) и "червивой позиции" (внедрение асексуальной семантики "мужчины-джентльмена" в семантику женщины, которая затем становится "стартером негативности" для других мужчин). В рамках онтопсихологической психопедагогики (психопрофилактики) подобные негативные семантические воздействия учитываются и корригируются.
Основными методами психотерапии, ориентированной на О., являются арттерапия, активная музыкотерапия и имагогика - работа с образами пациента, возникающими в его сновидениях, визуализациях, рисунках, способствующая самопознанию индивидуальных проблем и тенденций. В имагогике выделяются следующие принципы трактовки образов:
1) индивидуализации ("субъективной выгоды");
2) доминанты напряженной (фрустрированной) потребности;
3) функционального значения символов (специфичность и направление разворачивающегося действия, характер взаимодействия различных символов).
"Словарь образов" частично заимствован Менегетти из психоанализа.
Наиболее существенный вклад Менегетти в развитие психотерапии - его методология онтомузыкотерапии, особенностями которой являются: 1) принципиальная психопрофилактическая направленность, ориентированная на "приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья его тела и повышение его творческого потенциала"; 2) активный характер, акцент на спонтанном действии самого пациента, его танце и пении; 3) использование музыкального импровизационного сопровождения, "рождающегося в Непосредственном контакте с человеческим организмом и группой", а не из стандартных музыкальных программ; основным музыкальным инструментом является барабан-конгас с его звучанием и ритмами, соответствующими "здоровой висцеротонической хроматической тональности"; 4) диагностика основывается не только на наблюдении двигательных стереотипов и "блоков" пациента, но и на соматической идентификации музыкотерапевта, его способности в прямом смысле "временно ощутить болезнь другого через самого себя", уловить и интериоризировать диссонанс в Другом субъекте после собственной "настройки на ритм здоровья"; 5) ориентация на спонтанную двигательную активность пациента, регулируемую его "оргазмическим переживанием внутренней гармонии" и сочетаемую с ясным (не трансовым!) состоянием сознания; 6) групповая форма занятия с ориентацией пациентов на познание своей внутренней "музыки тела".
Целью практической О. является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему in se ("в себе") - априорной внутренней сущности. Все соматические и психологические нарушения рассматриваются как "ошибки" человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов in se и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие "монитора отклонения" под воздействием культурных стереотипов и социальных штампов.
Задача психотерапевта, опираясь на язык тела пациента и образы, проявляющиеся в его сновидениях и творческой деятельности, помочь ему в осознании своей внутренней сущности, в развитии и воплощении понятого им собственного предназначения, в принятии ответственности за свое бытие.
В О. большое значение придается информационно-энергетическому взаимодействию людей, их "семантических полей". Человек, согласно Менегетти (особенно значима в этой роли мать ребенка), в условиях фрустрации основных жизненных потребностей становится носителем "негативной энергетики и семантики", отрицательно воздействующих на окружающих при длительном контакте. Выделяются феномены "пустого эротизма" и "черного вагинизма" (поглощение энергии "негативным" человеком), "психического пениса" (внедрение чуждой негативной семантики) и "червивой позиции" (внедрение асексуальной семантики "мужчины-джентльмена" в семантику женщины, которая затем становится "стартером негативности" для других мужчин). В рамках онтопсихологической психопедагогики (психопрофилактики) подобные негативные семантические воздействия учитываются и корригируются.
Основными методами психотерапии, ориентированной на О., являются арттерапия, активная музыкотерапия и имагогика - работа с образами пациента, возникающими в его сновидениях, визуализациях, рисунках, способствующая самопознанию индивидуальных проблем и тенденций. В имагогике выделяются следующие принципы трактовки образов:
1) индивидуализации ("субъективной выгоды");
2) доминанты напряженной (фрустрированной) потребности;
3) функционального значения символов (специфичность и направление разворачивающегося действия, характер взаимодействия различных символов).
"Словарь образов" частично заимствован Менегетти из психоанализа.
Наиболее существенный вклад Менегетти в развитие психотерапии - его методология онтомузыкотерапии, особенностями которой являются: 1) принципиальная психопрофилактическая направленность, ориентированная на "приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья его тела и повышение его творческого потенциала"; 2) активный характер, акцент на спонтанном действии самого пациента, его танце и пении; 3) использование музыкального импровизационного сопровождения, "рождающегося в Непосредственном контакте с человеческим организмом и группой", а не из стандартных музыкальных программ; основным музыкальным инструментом является барабан-конгас с его звучанием и ритмами, соответствующими "здоровой висцеротонической хроматической тональности"; 4) диагностика основывается не только на наблюдении двигательных стереотипов и "блоков" пациента, но и на соматической идентификации музыкотерапевта, его способности в прямом смысле "временно ощутить болезнь другого через самого себя", уловить и интериоризировать диссонанс в Другом субъекте после собственной "настройки на ритм здоровья"; 5) ориентация на спонтанную двигательную активность пациента, регулируемую его "оргазмическим переживанием внутренней гармонии" и сочетаемую с ясным (не трансовым!) состоянием сознания; 6) групповая форма занятия с ориентацией пациентов на познание своей внутренней "музыки тела".
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000
ОНТОПСИХОЛОГИЯ
от греч. ontos - бытие + psyche - душа + logos - разум) - научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдегтера, а в психологическом - представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) и гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс). О. можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии - "4-й силы" в современной психологии. О. менее известна нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т. ч. и на рус. язык).
Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов: 1) Ин-се (сущность в себе) - внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин-се); 3) монитор отклонения - психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се; 4) искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов; 5) сознательно-логическое "я" - психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.
С т. зр. О., человек - продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: "Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем". По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се - универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.
Ин-се постоянно излучает свои эманации, но "я" воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего "я" совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т. к. все наше "благополучие" определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного "я". В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше "я".
Подобная ситуация порождает то, что в О. называется "экзистенциальной шизофренией". Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, социальным группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия. (А. Б. Орлов.)
Добавление: Термин "О." трудно признать удачным, т. к. его применение подразумевает, что др. психология, находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытий-ности. На самом деле, психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия-сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: "как океан объемный шар земной, / Земная жизнь кругом объята снами" (Ф. И. Тютчев). В нач. XX в. А. А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г. Г. Шпет, С. Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера) и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В. П. Зинченко.)
Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов: 1) Ин-се (сущность в себе) - внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; 2) естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин-се); 3) монитор отклонения - психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се; 4) искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов; 5) сознательно-логическое "я" - психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.
С т. зр. О., человек - продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: "Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем". По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т. ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се - универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.
Ин-се постоянно излучает свои эманации, но "я" воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего "я" совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т. к. все наше "благополучие" определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного "я". В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше "я".
Подобная ситуация порождает то, что в О. называется "экзистенциальной шизофренией". Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, социальным группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия. (А. Б. Орлов.)
Добавление: Термин "О." трудно признать удачным, т. к. его применение подразумевает, что др. психология, находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытий-ности. На самом деле, психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия-сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: "как океан объемный шар земной, / Земная жизнь кругом объята снами" (Ф. И. Тютчев). В нач. XX в. А. А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г. Г. Шпет, С. Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера) и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004