содержательным центром онтопсихологической концепции творчества является процесс развития творческой индивидуальности с присущим именно ей духовным миром, ценностями, стремлениями, сферами отношений, представлениями о себе, других, о своем предназначении. Онтопсихология исследует, каким образом индивидуальность строит свою жизнь, реализует себя в деятельности, творчестве, общении.
Анализируя человека как активного субъекта жизни, онтопсихология выделяет два основных способа человеческого существования и соответственно два типа отношения к жизни. Первый способ — это жизнь, не выходящая за пределы связей, в которых живет человек, где каждое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. В этом случае человек не способен осмыслить весь свой жизненный путь как единое целое. Сама жизнь для него выступает неуправляемым стихийным процессом. Это способ отношения к жизни «неосознаваемый», подчинение доминирующим тенденциям или воле большинства. Второй способ связан с активным развитием рефлексии, это путь построения нравственной по своей сути человеческой жизни на сознательной основе, когда человек является творцом своей собственной жизни и жизни общества, к которому он себя относит. Цель онтопсихологии — реализация человека, достижение аутентичности, соответствия своей природе («ин се»), гармонизация («совпадение») сознания и бессознательного, выработка у человека рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни.
«Больное» сознание отражает реальность в искаженной форме (метафора — «кривое зеркало») и деформирует личность, блокирует развитие. Человек в данном случае находится в состоянии «экзистенциальной шизофрении», дробного, рассогласованного существования. Только те действия человека, которые совпадают с «ин се», соответствуют коду природы, являются здоровыми, позитивными, способствуют росту и развитию, отвечают законам жизни. Особую роль онтопсихология отводит художественной деятельности, искусству, которые, по мнению онтопсихологов, «благотворно влияют на окружение». В систему воздействия на личность включены музыка, танец, живопись, архитектура, мода и даже кулинария. В онтопсихологии разработаны практические технологии развития креативности, в том числе имагогика (от лат.«акция во мне»). Таким образом, позитивным для развития психологии творчества в онтопсихологии является антропологическая основа и разработанная технология совершенствования творческих возможностей. (Барышева Т. А.)
Онтопсихологическая концепция творчества А. Менегетти
Онтопсихологическая концепция творчества А. Менегетти
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014