складывается из двух резко разнонаправленных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое запаздывает к моменту рождения и в отношении миелинизации проводящих путей заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями. Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания: рефлекс поиска груди, сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный, шейно-тонический, рефлекс Моро (если голове ребенка придать некоторое ускорение, напр., слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться). В младенческом возрасте на 1-2 месяце наблюдается асинхронная, неупорядоченная активность мышц антагонистов, а на 5-8 месяце появляется синхронная их активность, но без признаков экономичной регуляции. К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (напр., рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы (напр., сосательные движения при позе кормления). Если в первые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные движения, то на 6-м месяце тонус и координация активности мышц-антагонистов становится благоприятными для осуществления произвольных движений. В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно, появляются зачатки произвольных движений. Он может успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки еще довольно неуклюжи. В 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватить одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывая ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, хватает их, машет ими, стучит, бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве. На 5 месяце ребенок может брать предмет двумя руками. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик. Игры с предметами носят манипулятивный характер. В течение первого года жизни происходит основное развитие систем управления антигравитационными позами тела: поднятие головы, удержание тела в сидячем положении. На 8-м месяце ребенок способен ползать на животе, а на 9-10-м - на четвереньках, а, придерживаясь за что-то, может вставать на ноги и даже ходить. Начиная с 10-12 месяцев наступает новый качественный скачок в психомоторном развитии ребенка. У него сформирован физиологический базис ходьбы - автоматический шагательный рефлекс, а также умение сохранять равновесие тела и даже ходить. Во-вторых, его игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укачивают, расческой «расчесываются», машину катают.
В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. Дети до трех лет осуществляют управление произвольными движениями, как правило, на основе обратной зрительной афферентации. Предварительная афферентация практически ими еще не используется. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются, «читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных. К двум годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться. В три года при ходьбе дети ставят ноги уже гораздо ближе друг к другу, передвигаются более плавно. В дошкольном возрасте четырехлетние дети могут менять ритм бега, прыгать. Они могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции). В этом возрасте появляется новый этап в развитии зрительно-моторной координации. Многие эффективно используют механизм предварительной зрительной афферентации, улучшается функция равновесия и дети могут ходить по бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе. В возрасте 6-7 лет наблюдается максимальный прирост скорости бега, что обусловлено не только совершенствованием управления движениями, но и ростом конечностей и повышением гибкости суставов. В 6 лет формируется устойчивое умение совершать прыжки, отталкиваясь двумя ногами. Улучшается и тонкая моторика, поэтому дети могут застегиваться и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельностей - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать, кататься на коньках и т.д. Большинство к 7 годам владеют прыжками в длину и высоту. В 7-9 лет у детей хорошо развита способность к формированию пространственной программы движения; механизм кольцевого регулирования достигает значительного совершенства; в 9 лет начинается переход к использованию механизма центральных команд в регуляции команд произвольных движений. В 10-11 лет механизм центральных команд уже широко используется для организации произвольных движений, однако по уровню своего совершенства он еще уступает таковому у взрослых. Значительно повышается быстрота произвольных реакций за счет развития способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движения. Таким образом, к концу периода второго детства система произвольного управления движениями в основном сформирована - с 1011 лет используются все механизмы, присущие взрослому человеку. Дальнейшее совершенствование продолжающееся до 17 лет, связано с усложнением функциональных связей между структурами мозга и налаживанием взаимодействия координационных уровней.
Е.П. Ильин (2003) выделяет ряд общих закономерностей развития с возрастом психомоторных качеств: гетерохронность, разнонаправленность и наличие сензитивных периодов. Первой особенностью возрастного развития является то, что разные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте, что свидетельствует о гетерохронности (разновременности) созревания функциональных систем. Быстрота и частота движений достигают максимального развития уже в 13-15 лет. К этому же возрасту заканчивается, в основном, развитие координационных возможностей человека: меткости баллистических движений, точности дифференцирования амплитуд и усилий. Позже достигает максимального развития выносливость к статическим усилиям (в 18-20 лет). Мышечная сила и аэробная выносливость к динамической работе достигают максимума в 25-30 лет. У женщин сроки достижения максимума развития психомоторных качеств короче на 1-2 года. Второй особенностью возрастного развития психомоторных качеств является разнонаправленность их изменения в отдельные возрастные периоды, в частности - в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот период растут интенсивно, а координированность (точность дифференцирования и воспроизведения амплитуд и усилий) часто даже ухудшается. Третьей особенностью возрастного развития психомоторных качеств является наличие сензитивных периодов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при ее упражнении. Напр., практика показывает, что научить человека кататься на коньках, ездить на велосипеде и плавать легче в дошкольном возрасте, потому что в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены защитные реакции, связанные со страхом. Четвертой особенностью возрастных изменений психомоторных качеств является наличие критических периодов инволюции, во время которых у взрослых наблюдается наибольшее снижение отдельных психомоторных качеств. Причем у мужчин и женщин в разные периоды. Например, скоростные - бег на 60 м у мужчин в 26-30, 31-35, 36-40 лет, а у женщин в 36-40 и 46-50 лет. Пятой особенностью возрастных изменений двигательных качеств является наличие индивидуальных различий в темпах их развития, что обусловлено возрастом, в котором происходит половое созревание: у одних (акселератов) оно наступает раньше, у других (ретардантов) значительно позже. Те, у кого это происходит раньше, имеют преимущество в сроках развития двигательных качеств. Шестой особенностью является наличие двух типов изменений психомоторных качеств: двухфазный тип, включающий фазу поступательного развития и фазу инволюции, и трехфазный тип, в котором кроме двух предыдущих фаз присутствует промежуточная фаза относительной стабилизации какого-либо психомоторного показателя. Наблюдая возрастную динамику психомоторных качеств, следует учитывать не столько паспортный, сколько биологический возраст. В зависимости от стадии биологической зрелости эта динамика может существенно отличаться.