ОНО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОНО
одна из подструктур личности, расположенная в бессознательном слое, это энергетическая основа личности, в ней содержатся врожденные бессознательные инстинкты (сексуальные и агрессивные), к–рые стремятся к своему непосредственному удовлетворению (З.Фрейд).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Оно (Es, Id)
Категория. Теоретический конструкт концепции личности З.Фрейда.
Специфика. Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и Сверх-Я.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Оно
Понятие, введенное в психологию, и в первую очередь в психоанализ Фрейдом 3., которым обозначается самое примитивное в человеке. «Оно» является совокупностью первичных инстинктов, наследственного, несознаваемого, энергии, движущей и направляющей усилия человека (личности). Сознание трудно контролирует эту энергию, являющуюся чем-то неясным для него и подчиняющуюся принципу удовольствия. Она стремится к удовлетворению глубоких потребностей человека, а когда ей мешают или ее вытесняют, находит обходное, более или менее скрытое решение, выражающееся в сновидениях, ошибочных действиях и невротических проявлениях.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ОНО
id) - (в психоанализе) часть психики на уровне подсознания; источник психической энергии или либидо. Эта энергия ищет немедленного воплощения в действии или в символах. Поэтому считается, что управление Оно осуществляется главным образом за счет получения удовольствия, а не благодаря логике или требованиям окружающей действительности. В ходе развития личности некоторые из функций Оно начинают преобладать над Эго. З.Фрейд выделил Оно как одну из трех инстанций в теории психического аппарата человека. Оно - это полюс влечений в личности; его содержания, связанные с психическим выражением влечений, бессознательны; они являются врожденными и наследственными, с другой стороны - вытесненными и приобретенными (ред.).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

оно (id)

один из компонентов структуры личности по З.Фрейду (см.: Психоанализ, Фрейдизм), сосредоточение в бессознательном инстинктивных (сексуальных, агрессивных и т.д.) побуждений, влечений, влияющих на поведение личности, ее психическую активность и заставляющих личность спонтанно удовлетворять их независимо от осознанных отношений субьекта к внешней реальности. Структура личности по З.Фрейду включает следующие инстанции: О., Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Особенность о. заключается в отсутствии для него логических законов, временных отношений, в неосознаваемости и противоречивости его импульсов. Управлять им можно путем осознания вытесненных влечений и их трансформации (сублимации, катарсиса и др.) с помощью психоаналитических методов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОНО
1) (лат. Id) одно из центральных понятий психоанализа.
Сфера бессознательного, в которой аккумулируются влечения человека. Управляется принципом удовольствия. Находится в противоречии с эго, регулируется с помощью суперэго.
Сущность понятия О. раскрыта в работах Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» («Jenseits des Lustprinzip», 1920), «Массовая психология и анализ человеческого „Я“» (1921), «Я и Оно» (1923).
«Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна.» М. Ярошевский. Предисловие к: З. Фрейд. Психология бессознательного. «Питер», 2010.
2) /разг., иронич./ – то же, что пассивный партнер в педерастии.
«Меня даже в одном из райкомов партии один начальник назвал «оно». Мы с Аллой пришли разговаривать по поводу заграничных гастролей, а этот мужик и спрашивает Аллу: «Что это за оно с вами пришло?» Б. Моисеев. Из интервью еженедельнику «Мир новостей», 1997.

Источник: Словарь доктора либидо

Оно
It, The», das Es) – термин З.Фрейда, обозначает ту часть «психического аппарата», в которой имеется психическое представительство инстинктного и врожденного, и из которого возникает Эго: «...тело и душа едины и дают приют для It, силы, благодаря которой мы живем, пока мы думаем, что мы живем... The Id» - понятие психологическое, оно «таинственным образом связано с сексуальностью, с Эросом – или назовите это как-то иначе, - будучи физиологически предопределенным, придает форму носу, так же как и руке человека, и формирует его мысли и эмоции...И подобно тому, как симптоматическая активность It при истерии и неврозе требует психоаналитического лечения, так же того требуют заболевания сердца и рак». Психоаналитического лечения ни рак, ни заболевания сердца, ни многие другие соматические патологии не требуют и такое лечение не имеет смысла, что было известно уже во времена З.Фрейда (исключая, впочем, психопрофилактику различных, включая соматические, заболевания), в целом же результаты аналитической терапии вообще не подвергаются верификации и в статистических отчетах обычно не фигугируют. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Оно
(бессознательное) «Я есть другой» (Рембо). Поэт интуитивно постигает, а психоаналитик формулирует гипотезу: нет ничего самого значимого в жизни человека, в его страданиях и радостях, как нет ничего самого чрезмерного в его страстных желаниях или в отвращении, что не нашло бы своего начала в определенном месте психики, недоступном для сознания. Схватка между психическими персонажами иногда пробивается наружу, когда Я сновидца посреди развернувшегося сновидения, осажденного кошмарными образами, явившимися невесть откуда, зря старается уверить себя: «Это всего лишь сон», – перед тем, как решиться ускорить пробуждение, чтобы полностью избавиться от ночного нашествия прорывающегося наружу Неизвестного. «Это было сильнее меня, это ускользнуло из-под контроля, это появилось так, вдруг…». Ошибочное действие, сновидение, симптомы сами по себе не предупреждают о присутствии чего-то или кого-то другого, в чьи одежды рядится бессознательное, равно как и те моменты жизни, в которых сознание и разум чувствуют себя переполненными, затопленными изнутри чем-то более сильным. Не существует ни одного нашего выбора, будь то выбор объекта любви, интересной для нас профессии, волнующего нас художественного произведения, который не уходил бы корнями в детский опыт и в значимые для нас события. «Бессознательное – это инфантильное» (Фрейд); но не все детское, а лишь его скрытые и запечатленные следы, которые невозможно стереть. Бессознательное игнорирует время, как и противоречия (любовь и ненависть адресованы одному и тому же объекту), словно издеваясь над реальностью. Психоаналитический опыт подтверждает эту гипотезу, парадоксальным образом поддерживая неуловимый характер бессознательного, который можно уловить только лишь посредством его дериватов. Бессознательное как вещь в себе, на этот раз психоанализ обращается к заслугам интуиции философов (Кант). От бессознательного к Оно меняется лишь название, а также акцент – его образ становится более размытым и хаотичным. Оно… инаковость бессознательного становится более безликой по ту сторону вытесненных желаний, которые в поисках выхода, стремясь к жизни, пытаются осуществиться, но на них оказывает враждебное, разрушающее давление влечение, очарованное небытием, – влечение к смерти .

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ОНО
Ид) - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда (-> психоанализ, фрейдизм) - особая психологическая инстанция, целиком бессознательные желания и влечения.
Представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений - сексуальных либо агрессивных, - стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности (-> принцип удовольствия).
Самая мощная сфера личности - не признающий течения времени, действующий по принципу удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности (в основном - агрессивных и сексуальных влечений), инстинктов и прочих компонент. Котел, полный бурлящих возбуждений, и большой резервуар либидо, где сосуществуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих душевных процессов.
Для процессов, идущих в нем, не существует логических законов, поэтому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные импульсы, могущие под давлением принципа экономии - для разрядки энергии - объединяться в компромиссные образования. Оно не знакомо ни с какими оценками, с добром и злом, ни с какой моралью. Оно иррационально и бессознательно и потому находится в антагонизме со Сверх-Я, включающим моральные стандарты и запреты.
Особенность Оно-отсутствие хода процессов во времени. Импульсивные желания, пребывающие в нем, и через десятилетия ведут себя так же, будто возникли заново. Признать в этих влечениях прошлое, обесценить их и лишить заряда энергии можно, сделав их осознанными в процессе психоаналитической работы. На этом в существенной степени основано психоаналитическое лечение.
В начале жизни Оно руководит ребенком; подчиняясь ему, ребенок действовал бы согласно принципу удовольствия, делая, что хочет. Но желания должны реализоваться в приемлемых формах; для этого из Оно выделяется - и достаточно быстро - структура, называемая Я, задача коей - найти такие пути. Я ориентировано на принцип реальности. Но в этом возрасте, начиная с четырех лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям Оно; и формируется еще одна инстанция - Сверх-Я, действующая в направлении, противоположном действию Оно и Я и выступающая, в частности, как голос совести, подавляя недопустимые влечения. С этого момента основной внутренний конфликт ребенка - а затем и взрослого - это конфликт между желаниями и внутренними запретами - между Оно и Сверх-Я.
В асоциальном, алогичном и аморальном Оно идет борьба между сексуально окрашенным инстинктом жизни и влечением к смерти, коей обусловливается функционирование этой сферы и ее роль в структуре личности (Оно - Я - Сверх-Я). Контакты Оно с внешним миром определяются его связями с Я, кое замещает для него внешний мир.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОНО (ИД) (ID)

Одна из сил (или структур) трехуровневого строения психики, предложенной Фрейдом (1923) при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Оно охватывает психические репрезентации инстинктивных влечений и некоторых, хотя не всех, содержаний системы бессознательного, рассмотренного Фрейдом в предшествовавшей - топографической - теории. (Некоторые функции Я и Сверх-Я также бессознательны.) В широком смысле Оно включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В 'Очерке о психоанализе' (1940) Фрейд отмечает, что Оно "...охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное в конституции, то есть прежде всего влечения, проистекающие из соматической организации и здесь (в Оно) находящие первое психическое выражение в формах, нам неизвестных" (с. 145).
Однако в этой же работе Фрейд постулировал существование недифференцированной матрицы, дающей начало и Оно, и Я. Это и некоторые другие двусмысленности подвергнуты подробному рассмотрению в исчерпывающей монографии Шура (1966), посвященной понятию Оно.
В работе 'Новые лекции по введению в психоанализ' (1933) Фрейд подчеркивает, что Оно - 'темная, недоступная часть нашей личности... Мы подходим к Оно через аналогии: мы называем его хаосом, бурлящим котлом возбуждений' (с. 73). Однако как в этой роботе, так и последующих он апеллирует к впечатлениям, вытесненным в Оно и вечным, если бы не терапевтический эффект аналитического лечения. Это привело к утверждению о том, что основная цель аналитического лечения - сделать вытесненное осознанным: 'Там, где было Оно, должно стать Я' (1933, с. 80).
Соотношение между Оно и Я описано также с помощью знаменитой метафоры:
всадник и конь - ситуация, при которой куда большая сила коня должно держаться под контролем и направляться (1923). Сверх-Я Фрейд также рассматривает как погружающееся в Оно и черпающее из него силы. Из сказанного следует, что границы между Оно и другими органами психики представлялись Фрейду менее жесткими, нежели границы между системами бессознательного, предсознательного и сознательного.
Некоторые другие важные допущения Фрейда относительно Оно заключались в том, что Оно функционирует на основе первичного психического процесса, содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия. Эти допущения делают Оно подверженным всем противоречиям, сопряженным с теорией влечений, представлениями о психической энергии, экономическим подходом.
Нет единого мнения о том, располагает ли Оно каким-либо психическим содержанием или же полностью состоит из биологических сил (Panel, 1963), содержит ли Оно вытесненные бессознательные воспоминания и фантазии или лишь то, что никогда не осознавалось, каким образом следует выявлять события, соотносимые с Оно. Гилл (1963) приходит к выводу, что Оно и Я концептуально весьма схожи, несмотря на то, что Оно обычно сводят к представлению о неструктурированной энергии. Позже Слэп и Сайкин отметили, что, хотя психоаналитики в целом провозглашают приверженность структурной модели, понятие Оно оказывается хаотичным. Они отмечают, что за последнее десятилетие не появилось ни одной работы со словом "Оно" в заглавии [782].
Таким образом, несмотря на то, что Фрейд в 'Очерке' обозначил Оно как 'важнейший психический аппарат... в течение всей жизни', это понятие в настоящее время сравнительно мало используется и в целом рассматривается как вспомогательное по отношению к понятию 'Я'. И все же, как утверждает Шур, взаимоотношения Оно с другими психическими структурами до сих пор остаются краеугольным камнем концепции психического конфликта (1966).

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ОНО (ИД)

Нем.: Es. - Франц.: ?a. -Англ.:id. - Исп.: ello. - Итал.: es. - Португ.: id.
o Одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его второй теории психического аппарата. Оно - это полюс влечений в личности; его содержания, связанные с психическим выражением влечений, бессознательны: они являются, с одной стороны, врожденными и наследуемыми, с другой - вытесненными и приобретенными.
С точки зрения экономики, Оно - это первичный резервуар психической энергии; с точки зрения динамики, Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые, с точки зрения генетической, возникают, отпочковываясь из него.
o Это понятие используется Фрейдом в "Я и Оно" ( a) (Das Ich und das Es, 1923). Фрейд заимствовал его у Георга Гроддека ( ?) и ссылался на Ницше, который видел в Оно "...все, что есть в человеческом существе безличного и, так сказать, природно-необ-ходимого" (la).
Само слово "Оно" привлекало внимание Фрейда как иллюстрация мысли Гроддека: "...то, что мы называем нашим Я, ведет себя в жизни совершенно пассивно, а зато внутри нас живут неизвестные и неподвластные нам силы" (1Ь, у); это видно из обычных выражений пациентов: "это было сильнее меня" или "это внезапно пришло мне в голову" и пр. (2).
Слово Оно появляется при пересмотре фрейдовской топики* в 1920-1923 гг. Позиция Оно во второй топике примерно соответствует бессознательному* (Без) в первой, однако здесь есть и ряд различий.
1) Если оставить в стороне ряд филогенетически приобретаемых схем и содержаний, бессознательное из первой топик" совпадает с "вытесненным".
В "Я и Оно" (глава I), напротив, Фрейд подчеркивает, что вытесняющая инстанция (Я) и его защитные действия тоже большей частью бессознательны. Следовательно, понятие Оно отныне обозначает те самые содержания, которые ранее обозначались понятием Без, хотя и не все бессознательное психическое целиком.
2) Переосмысление теории влечений и развитие понятия Я потребовали нового различения. Невротический конфликт поначалу определялся через противопоставление сексуальных влечений влечениям Я, причем именно последние были главной силой, побуждающей к защите (см.: Конфликт). С 1920-1923 гг. группа влечений Я потеряла свою независимую роль и была включена в более широкое противопоставление - влечения к жизни - влечения к смерти. Тем самым Я перестало определяться особым типом энергии влечений, а новая инстанция Оно предстала как изначальное вместилище двух типов влечений.
Короче говоря, та инстанция, против которой направлена защита, определяется уже не как полюс бессознательного, но как полюс влечений в личности.
Именно в этом смысле Оно выступает как "большой резервуар" либидо ( 8) и шире - энергии влечений (1с, Id). Используемая Я энергия черпается из этого общего источника и используется прежде всего в виде "десексуализованной и сублимированной" энергии.
3) Границы между этой новой инстанцией и другими инстанциями, а также областью биологии определяются иначе, причем в целом менее строго, чем в первой топике:
а) граница с Я проведена менее четко, чем бывшая граница между Без и Псз - Сз, представленная цензурой: "Я не отделено четко от Оно и соединяется с ним изнутри. Однако вытесненное также сливается с Оно, будучи его частью. Вытесненное отделяется от Я лишь вследствие связанных с вытеснением сопротивлений и может общаться с Я через Оно" (le). Это совпадение Оно с инстанцией вытеснения связано у Фрейда прежде всего с представлением о возникновении этой инстанции, а именно: Я - это "...часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему "восприятие - сознание"" (If);
б) точно так же и Сверх-Я нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и "погружена в Оно" (За);
в) наконец, граница между Оно и биологическим субстратом влечения менее ясна, чем его граница с бессознательным и с источником влечения: дальняя граница Оно "открыта телесным воздействиям" (Зb). Мысль о "записи" влечения, удостоверяемой самим понятием "репрезентатора", явно не отвергается, но и не подтверждается вновь.
4) Следует ли считать Оно особым способом организации или своего рода внутренней структурой? Фрейд считал, что Оно - это "хаос": "но наполняется энергией, получая ее из влечений, но лишено организации и не порождает единой воли..." (Зс). Оно определяется чисто отрицательными признаками - как то, что противостоит способу организации, свойственному Я.
Однако Фрейд переносит на Оно большинство признаков, определявших в первой топике систему бессознательного: этот особый способ организации характеризуется воздействием первичного процесса, структурой, основанной на комплексах, многоуровневым наслоением разновременно возникших влечений и пр. Подобно этому, и новое противопоставление влечений к жизни* и влечений к смерти* показывает, что влечения образуют диалектические оппозиции. Отсутствие внутренней организации в Оно, однако, лишь относительно: речь идет об отсутствии отношений, свойственных Я. Это отсутствие организации выражается прежде всего в том, что "противонаправленные влечения существуют бок-о-бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга" (3d). Как подчеркивал Д. Лагаш, более всего характерно для Оно отсутствие единого субъекта, обозначаемое у Фрейда местоимением среднего рода (4).
5) В конечном счете лучше всего помогает понять переход от бессознательного первой топики к Оно второй топики различие обстоятельств и условий их возникновения.
Бессознательное происходит из вытесненного, которое в обоих смыслах - историческом и мифическом - вводит в психику радикальный разрыв между системами бессознательного и предсо-знательного - сознания.
Введение второй топики лишает этот момент разделения инстанций основополагающего характера. Происхождение различных инстанций рассматривается скорее как постепенно нарастающее расчленение, как возникновение различных систем. Отсюда - забота Фрейда о преемственности на том пути, который ведет от биологической потребности к Оно и от Оно к Я, a также к Сверх-Я. Именно в этом смысле новая фрейдовская концепция психического аппарата столь легко (во всяком случае, легче, чем первая) допускает "биологические" и "натуралистические" истолкования.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

ОНО
понятие, использовавшееся в классическом психоанализе для обозначения той части психического аппарата, которая включает в себя бессознательные влечения и импульсы, оказывающие предопределяющее воздействие на поведение человека.
   Понятие «Оно» было введено в психоаналитическую литературу немецким врачом Г. Гроддеком (1866–1934), который обозначил им неизвестную силу, управляющую поступками человека. З. Фрейд был знаком с ним и рекомендовал его работу «Искатель души» (1921) к публикации в венском психоаналитическом издательстве. В письме Г. Гроддеку от 17 апреля 1921 г. основатель психоанализа выразил свое понимание по поводу того, почему его коллега использовал понятие Оно, и, чтобы избежать недоразумения, рекомендовал аналитикам противопоставлять не сознательное и бессознательное, а взаимосвязанное Я и отщепленное от него вытесненное. «Итак, – подчеркивал З. Фрейд, – более правильным будет считать, что наблюдаемые нами членения и разделения проявляются только в относительно поверхностных слоях, но не в глубине, для которой наиболее верным обозначением будет Ваше «Оно».
   Два года спустя в своей работе «Я и Оно» З. Фрейд сослался на «Книгу об Оно» Г. Гроддека, датированную 1923 годом. Он открыто заявил о том, что взглядам данного врача следует отвести надлежащее место в науке и предложил исходящую из системы восприятия сущность назвать именем Я, а другие области психического, в которых эта сущность проявляется в качестве бессознательного, «обозначить, по примеру Гроддека, словом Оно».
   Позаимствовав данное понятие у Г. Гроддека, З. Фрейд использовал его в своей работе «Я и Оно» (1923). При этом он ссылался на немецкого философа Ф. Ницше, который употреблял грамматическое выражение Оно для описания безличного, природно-необходимого в человеке.
   С точки зрения З. Фрейда, психика представляет собой триединство, включающее такие части (сферы, инстанции, элементы), как Оно, Я и Сверх-Я. Оно – глубинный пласт бессознательных влечений, под воздействием которых человек стремится к получению удовольствия. Я – сфера сознательного, посредник между внешним и внутренним миром человека, способствующий его ориентации на реальное положение вещей. Сверх-Я – совесть, родительский авторитет и идеалы, благодаря которым человек в своей деятельности учитывает запреты социального, нравственного и семейно-исторического характера.
   В понимании З. Фрейда Оно – темная и во многом недоступная часть личности, наделенная необузданными влечениями и неукротимыми страстями. В нем находят свое психическое выражение инстинктивные потребности человека. Оно – древнейшая психическая сфера, включающая в себя все, что наследуется, то есть «все, что уже присутствует при рождении, что заложено в конституции – а следовательно, прежде всего инстинкты, которые берут начало в соматической структуре».
   Наполненное содержащейся во влечениях энергией, Оно не имеет четкой организации и не обладает общей волей. Оно представляет собой огромный резервуар либидо, энергии сексуальных влечений. Это котел кипящих страстей, готовых в любую минуту обрушиться на человека. В нем преобладает стремление к удовлетворению инстинктивных потребностей. Оно функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия.
   В Оно нет никаких нравственных оценок, различий между добром и злом, моральных установлений. В нем нет никаких конфликтов, противоречия и противоположности находятся рядом друг с другом и часто сглаживаются компромиссными образованиями. Оно бессвязно, отдельные его стремления преследуют свои цели, независимо и вне учета друг от друга. В нем все подчинено принципу удовольствия, когда экономический или количественный момент, связанный с необходимостью разрядки энергии, играет важную и решающую роль. По своему объему, силе и могуществу Оно (бессознательное) значительно превосходит Я (сознание). Если взять в качестве примера айсберг, то Оно можно сравнить с двумя третями его подводной части, в то время как Я – одна треть его надводной части.
   Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно З. Фрейд прибегнул к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому, как в свое время немецкий философ А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Воля, согласно А. Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаружить свой дикий норов и отдаться своей первобытной природе. Нечто подобное во взаимоотношениях между Оно и Я имеет место и по убеждению З. Фрейда. Оно также являет собой лишь видимость подчинения Я: подобно всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, не остается ничего иного, как вести ее туда, куда она захочет, так и Я превращает волю Оно в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как и всадник, лошадь которого дает энергию для его движения, Я заимствует свою энергию от Оно. Подобно всаднику, обладающему преимуществом определять цель и направление движения лошади, Я стремится управлять Оно. Однако, подчеркивал З. Фрейд, как между всадником и лошадью, так между Я и Оно бывают такие далеко не всегда идеальные отношения, в результате которых всадник вынужден уступать необузданному нраву лошади, а Я идти на поводу у Оно.
   Сверх-Я – это не сверхсознание, в котором нет места для бессознательного. С точки зрения З. Фрейда, по своему происхождению и природе Сверх-Я есть не что иное, как своего рода адвокат внутреннего мира человека, то есть представитель Оно. Сверх-Я уходит своими корнями в Оно и является по существу бессознательным, терроризирующим и наказывающим Я укорами совести.
   Это означает, что в классическом психоанализе Я оказывается несчастным существом, испытывающим давление со стороны внешнего мира, бессознательных вожделений Оно и бессознательного чувства вины, исходящего из Сверх-Я. Отсюда невротизация человека, основанная на внутренних конфликтах, разыгрывающихся в глубинах его психики.
   С точки зрения З. Фрейда, в принципе между Я и Оно «нет никакой естественной вражды, они составляют одно целое, а в случае здоровья их практически нельзя отделить друг от друга». Однако, когда Я не справляется с опасностью, исходящей от влечения, предпринимает вытеснение его побуждений и попытку бегства от самого себя, отождествляя между собой внешнюю и внутреннюю угрозы, его синтез нарушается, а часть Оно остается для него «постоянной запретной зоной». Попытка подавления определенных частей Оно оказывается неадекватной и Оно «начинает за это мстить», сохраняя характер упрямой неуступчивости. Таким образом, как считал З. Фрейд, возникает невроз, являющийся следствием конфликта между Я и Оно. Если рассматривать невротические заболевания в общем плане, то «как невроз, так и психоз являются выражением возмущения Я против внешнего мира, выражением его неудовольствия приспособиться к реальной необходимости».
   Психоанализ вскрывает связи и зависимости Я от Оно и Сверх-Я, показывает силу бессознательных влечений человека, управляющих его жизнедеятельностью. Он способствует осознанию того трагического положения, в котором находится человек, и раскрывает механизмы, благодаря которым попытки разрешения внутрипсихических конфликтов нередко завершаются «бегством человека в невроз».
   Основная цель психоаналитической терапии – доведение до сознания человека того, какую роль в его жизни играют бессознательные влечения. Психоаналитик подводит пациента к пониманию, что бессознательное разрешение внутрипсихических конфликтов ведет к далекоидущим последствиям, чреватым психическими расстройствами. Благодаря аналитической технике отыскиваются производные вытеснения и инициируются побуждения Я к коррекции, чтобы разрешить имеющиеся конфликты более приемлемым способом, чем просто попытка к бегству.
   По выражению З. Фрейда, «там, где было Оно, должно стать Я». Разрешение внутрипсихических конфликтов должно основываться на сознательном отношении человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.
   Помимо работы «Я и Оно» представления З. Фрейда об Оно содержались в таких его публикациях, как «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Симптом, торможение и страх» (1926), «Невроз и психоз» (1924), «Утрата реальности при неврозе и психозе» (1924), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конечный и бесконечный анализ» (1937), «Очерк о психоанализе» (1940).
   Последователи З. Фрейда предприняли попытки содержательного уточнения его представлений об Оно. Обсуждались спорные вопросы, касающиеся соотношений между биологическими основаниями и психическими составляющими Оно, бессознательными компонентами в Оно, Я и Сверх-Я. Однако по мере выявления многогранности бессознательного, смещения исследовательского акцента с Оно на Я и изменения терапевтических техник в центре внимания многих психоаналитиков оказались защитные и адаптивные механизмы Я, в результате чего понятие Оно стало использоваться в большей степени в контексте обсуждаемых работ З. Фрейда, а не в рамках реальной психоаналитической практики. Во всяком случае в современной психоаналитической литературе большое внимание уделяется исследовательским и терапевтическим задачам, связанным с концептуальной проработкой бессознательных содержаний Я и Сверх-Я.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001