Оккультизм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОККУЛЬТИЗМ
(от лат. occultus – тайный) – учение о существовании потусторонних, не поддающихся научному изучению сил и явлений (парапсихология).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОККУЛЬТИЗМ
(лат. occultus — тайный) — идеалистическое учение о существовании потусторонних, не поддающихся научному изучению сил и явлений. В идеалистической психологии маскируется термином парапсихология.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

оккультизм

(от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших особую инициацию и специальную психическую тренировку. Оккультной наукой является парапсихология и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОККУЛЬТИЗМ
ненаучные учения, утверждающие и доказывающие существование некоторых «космических сил», восприятие и использование которых якобы доступно лишь избранным, посвященным в соответствующие «таинства», людям. В свою очередь, посвящение в тайну предполагает особый обряд инициации или специальную психологическую подготовку, содержание и проведение которой окружены таинством и мистикой. Примером О. может служить популярное в конце XIX и в начале ХХ в. среди части населения европейских стран учение Р. Штайнера, отраженное в его книгах «Как достигнуть познания высших миров?» и «Очерки тайноведения». См. психология альтернативная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Оккультизм
лат. occultus – скрытый, тайный) – сверхъестественный, паранормальный, не подвластный и не подлежащий научному анализу. Д.Фрезер указывает, что исторически наука появилась из лона оккультизма. Тем не менее отнюдь не парадоксальным представляется тот факт, что современный оккультизм несет в себе крайне антинаучный образ мышления и действия. Некоторые авторы выражают удивление по поводу того, что по мере развития науки, образования и технологического прогресса оккультизм не только не утрачивает своих позиций, но происходит нечто совсем обратное, как если бы люди пресытились плодами разума, науки, разочаровались в ней или решили что она не может ответить на волнующие их вопросы, которые они считают для себя жизненно важными. Так, в 2009 г. СМИ буквально захлебывались от мистического восторга по поводу таинственных и безошибочных предсказаний исходов футбольных матчей, которые, якобы делал осьминог Пауль. Осьминога, павшего на поле битвы с неизвестностью, в итоге, увековечили внушительным памятником, хотя было бы лучше поставить его человеческому простодушию или поместить такой монумент в музей человеческих благоглупостей. О прорицательнице Ванге в масс-медиа РФ в последние десятилетия упоминают много чаще, чем о выдающихся мыслителях вместе взятых. Важным фактором появления оккультных представлений считается низкий образовательный статус: чем более плачевным становится состояние системы образования, тем активнее распространяется оккультизм. По данным опросов, около 50% населения РФ ныне верят в существование оккультных феноменов. Труцци различает такие разновидности оккультизма: 1. протонаучный оккультизм, в котором признается желательной научная достоверность знания и предпринимаются попытки этого достигнуть; 2. квазинаучный оккультизм, который претендует на то, чтобы только внешне выглядеть как научное знание (например, астрология); 3. прагматический оккультизм – те области оккультизма, которые опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, однако не претендуют на статус научного знания; 4. коллективный мистический оккультизм относится к мистическим представлениям, которые основаны на свидетельствах других лиц, имевшим сходные переживания и 5. личный мистический оккультизм, связанный с исключительно личным подтверждением мистических представлений (полученных, например, путем откровений). Говорят также о философском оккультизме (Зусие, Джоунс), который фокусируется на личных результатах на пути к совершенству. Дж.Эллок (2005) считает маловероятным, чтобы люди когда-нибудь вообще смогут избавиться от склонности к магическому мышлению и от потребности в чудесах и мистических тайнах, хотя человек существует в столь загадочном мире, что ничего таинственного придумывать нет никакой необходимости, нужно лишь, насколько это возможно, стараться лучше понимать то, что происходит или встречается буквально на каждом шагу.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Оккультизм
occultism) Термин "О." (лат. occulere - скрывать, утаивать) употребляется по отношению к доктринам и ритуалам, к-рые, как считается, позволяют приобрести высшие психич. или духовные способности, но к-рые не признаются ни совр. наукой, ни официальной религией. Мистицизм, спиритизм, лозоискательство, нумерология, розенкрейцерство, йога, природная магия, масонство, колдовство, астрология и алхимия в ряду мн. др. оккультных наук оказали и в определенной мере продолжают оказывать влияние на зап. цивилизацию. Фундаментальный догмат О. - признание существования тайных и непостижимых ("скрытых") сил природы, к-рые могут быть поняты и использованы лишь теми, кто прошел соотв. обучение необходимым сокровенным знаниям, к-рые, как обычно утверждается, проистекают из древних источников мудрости. Предполагается, что эти силы могут привлекаться в целях управления окружающей сферой и предсказания будущего. Хотя совр. наука и отвергает такие магические представления, все естественные науки уходят своими ист. корнями в О. О. обладал определенной интеллектуальной респектабельностью по меньшей мере до конца XVII в., а астрологии наряду с астрономией продолжали обучать в ун-тах вплоть до 1800 г. Хотя большинство оккультных наук формулируют эмпирические утверждения в отношении реальной действительности, к-рые не признаются совр. наукой или официальной религией, границы между наукой, О. и религией не всегда очевидны. Парапсихол. занимает пограничное положение между наукой и О. Хотя мн. ее научные критики напрямую относят ее к области оккультного знания, исследователи, посвятившие себя парапсихол., стремятся использовать в своих исслед. строгую научную методологию и чуждаются любых связей с О. Тем не менее их осн. представления о гипотетических природных силах, к-рые предположительно служат причинами психич. телепатии, экстрасенсорного предвидения и т. д., относятся к представлениям, к-рые всегда были фундаментальными в большинстве оккультных систем. Для того чтобы отделить разновидности О., стремящиеся получить научные доказательства для своих представлений, от тех его направлений, к-рые этого не делают, М. Труцци предложил пятиразрядную классиф. Он использует термин "протонаучный О." (proto-scientific occultism) в отношении тех случаев, где признается желательной научная достоверность и предпринимаются попытки ее достигнуть, но где, в силу недостаточности имеющихся фактов, эти притязания не принимаются научным сообществом. Квазинаучный О. (quasi-scientific occultism) охватывает те области, к-рые претендуют на то, чтобы выглядеть научным знанием, хотя для этого в действительности предпринимается мало усилий, как в случае астрологии. Труцци использует термин "прагматический О." (pragmatic occultism) для тех областей О., к-рые опираются в своих представлениях на сходные с наукой основания, но вместе с тем не претендуют на статус научного знания. Коллективный мистический О. (shared mystical occultism) относится к мистическим представлениям, подтверждаемым отчетами др. лиц, имевшими сходный опыт личных переживаний, напр. в процессе трансцендентальной медитации. Наконец, личный мистический О. (private mystical occultism) связан с исключительно личным подтверждением мистического представления, когда индивидуум явным для себя образом получает определенного рода откровения от божественных или внеземных существ. Зусне и Джоунз предложили дополнить набор категорий Труцци категорией философского О. (philosophical occultism). Они описывают его как сходный с прагматическим О. Труцци, за исключением того, что индивидуум, вместо проявления интереса к практ. результатам в реальном мире, фокусируется - при помощи представлений эзотерической философии - на личных результатах, представляющих собой этапы духовного продвижения по пути к совершенству. Несмотря на все то значение, к-рое совр. наука придает рациональному мышлению, исслед. показывают, что люди обнаруживают такую же склонность к магическому мышлению, как и их первобытные предки. Хотя О. и отражает попытку путем магического мышления понять устройство окружающего мира, в его основе лежат мощные психол. потребности и процессы, к-рые действуют в общем и целом за пределами сознания и часто могут обслуживать потребности в усилении личного могущества и поиске успокоения перед лицом экзистенциальной тревоги. Представляется маловероятным, чтобы люди когда-либо освободились от таких потребностей или от склонности к магическому мышлению. См. также Парапсихология, Религия и психология Дж. Элкок

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
453.82 кб

Магия и оккультизм в религиозной ментальности эллинистического социума

Хазина Анна Васильевна, Строганов Д.А.
Статья посвящена анализу феноменов магии и оккультизма в эпоху эллинизма, которые прямо или опосредованно включались в повседневную жизнь, официальную религию, философские учения.
Читать PDF
307.52 кб

Оккультизм и романтизм как две формы «Секуляризованного эзотеризма» XIX - начала XX в

Носачев Павел
Отталкиваясь от теорий западных исследователей В. Ханеграафа, А. Фев-ра, И. Аспрема, автор предлагает анализ взаимоотношений науки и западного эзотеризма в XIX начале XX века.
Читать PDF
1.16 мб

Специфические особенности восприятия феномена оккультизма в современном российском обществе

Бочарникова Ирина Станиславовна, Боровая Инна Алексеевна
В данной статье рассмотрены результаты социологического исследования, направленного на изучение отношения населения к феномену оккультизма.
Читать PDF
113.93 кб

О магии и оккультизме в наследии О. Павла Флоренского

Василенко Л. И.
При рассмотрении вопросов о магии и оккультизме в творческом наследии о. Павла Флоренского, автор привлекает свидетельства современников Флоренского, которые хорошо знали его лично (о.С. Булгаков, А.Ф.
Читать PDF
113.93 кб

О магии и оккультизме в наследии О. Павла Флоренского

Василенко Л.И.
При рассмотрении вопросов о магии и оккультизме в творческом наследии о. Павла Флоренского, автор привлекает свидетельства современников Флоренского, которые хорошо знали его лично (о.С. Булгаков, А.Ф.
Читать PDF
288.75 кб

Отношение к нео-оккультизму жителей города Петропавловска-Камчатского (по материалам пилотажного соц

Михеева Марина Евгеньевна, Кошкарева Светлана Геннадьевна
In April 2002 in Petropavlovsk-Kamchatsky a preliminary sociological research in the framework of the project "Philosophic, psychological, information and analytic survey of the Russian neo-occults (based on the materials from Mos
Читать PDF
246.80 кб

Схема взаимодействия государственных и общественных структур по контролю за деятельностью оккультист

Щебеньков В. Ю.
В статье представлен алгоритм взаимодействия государственных и общественных структур по контролю за медицинской деятельностью оккультистов, магов и народных целителей