Оканье ОКЕЛЬБО-СИНДРОМ

ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

Найдено 4 определения термина ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

OCEANIC FEELING) Выражение, употребленное Роменом Ролланом в письме Фрейду для обозначения мистической, космической эмоции, которая, по Роллану, есть истинный источник религиозных чувств (см. РЕЛИГИЯ). Фрейд не смог обнаружить этого чувства у себя. См. Freud (1930), где он интерпретирует это чувство как регрессию "к ранней фазе чувства ЭГО" и где воссоздает ощущения младенца у ГРУДИ до того, как он начинает отличать свое Эго от внешнего мира.

Оцените определение:

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

OCEANIC FEELING)

Первоначально заимствованный Фрейдом у Ромена Роллана для описания гипотетического мистического источника благотворно действующей энергии, этот термин стал относиться к невыразимому переживанию, включающему в себя ощущение выхода за пределы обычных пространственных и временных границ. Первое часто описывается как слияние, второе - как безвременность. Считается, что это чувство связано с психическим состоянием раннего младенческого возраста, когда нарциссический младенец воспринимает все пространство и время слитно со своим Я. Переживание океанического чувства взрослым является выражением крайней регрессии, обычно возникающей вслед за ощущением одиночества. Это переживание напоминает невротический симптом, поскольку защита от угрозы оказаться во власти чувства агрессии сосуществует с удовольствием, то есть иллюзией нарциссического блаженства.

Тесно связанное с этим понятие слияния также основывается на предположении о природе отношений между ребенком и матерью. Предполагается, что насытившийся и сонный ребенок возвращается к психическому состоянию, в котором коэнестетические восприятия физиологических и поведенческих проявлений аффекта у матери не дифференцируются от его собственных. Попытки восстановления этого состояния у взрослых, нередко инкорпорированные в религиозно-мистические обряды, могут вести к регрессивному поведению, сопровождающемуся фантазиями о физическом единении с матерью.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

ощущение вечности, безграничности, неразрывной связи с миром, принадлежности к Вселенной.

   Термин «океаническое чувство» был использован французским писателем, профессором истории и музыки Роменом Ролланом (1866–1944) в одном из писем З. Фрейду, в котором он высказал свои соображения по поводу оценки религии как иллюзии, данной основателем психоанализа в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927). Сожалея о том, что З. Фрейд не воздал должное подлинному, по его мнению, источнику религиозности, Р. Роллан заметил, что океаническое чувство обнаруживается у многих людей, оно никогда не покидало его самого, и на основании этого чувства человек может называть себя религиозным, даже если он отвергает какую-либо веру и иллюзию.

   В работе «Недовольство культурой» (1930) З. Фрейд предпринял попытку разобраться в том, что Р. Роллан назвал океаническим чувством. У себя он не нашел подобного чувства, которое для него имело скорее характер интеллектуального умозрения, чем чего-то реального. Личный опыт не убедил З. Фрейда в том, что океаническое чувство является первичным по своей природе. Не оспаривая на этом основании факта наличия подобного чувства у других людей, он поставил в то же время вопрос о том, насколько верно оно истолковывается и может ли считаться началом и истоком религиозных верований.

   Идея об изначальной связи человека с окружающим миром посредством океанического чувства представлялась З. Фрейду столь плохо совместимой с психологией, что ему пришлось прибегнуть к генетическому исследованию этого чувства. Обратив внимание на то обстоятельство, что не существует четкой границы между Я и бессознательной душевной инстанцией Оно, основатель психоанализа отметил, что по крайней мере в отношениях с внешним миром Я человека при нормальном, а не патологическом состоянии его, отделено от этого мира. Другое дело, что чувство Я взрослого человека прошло долгий путь развития, прежде чем установило некую границу между собой и внешним миром. Так, младенец не отличает своего Я от внешнего мира как источника ощущений, в младенческом возрасте нет различия между внутренним и внешним. Лишь впоследствии под давлением опыта границы примитивного Я исправляются. «Целенаправленная деятельность органов чувств и соответствующих умственных усилий учит человека методам различения внутреннего (принадлежащего «Я») и внешнего, пришедшего из окружающего мира». И если первоначально Я включает в себя все, то со временем у него выделяется внешний мир, происходит отделения Я от этого мира. Первичное всеобъемлющее чувство Я в той или иной мере сохраняется в душевной жизни многих людей, оно является своего рода спутником более узкого чувства Я в зрелом возрасте. Именно этим объясняются, по мнению З. Фрейда, «представления о безграничности и связи с мировым целым», именуемые океаническим чувством.

   Однако сведение океанического чувства к ранней инфантильной стадии чувства Я вовсе не означает, что притязание его на роль источника религиозной потребности является оправданным. Подобное притязание не представлялось З. Фрейду убедительным. Он исходил из того, что чувство может служить источником энергии только тогда, когда оно является выражением какой-то сильной потребности. В этом отношении религиозная потребность выводилась З. Фрейдом не из океанического чувства, а из детской беспомощности и связанным с ней обожанием отца. Первоначальный источник религиозных воззрений коренится, как считал он, в чувстве детской беспомощности. «Поэтому роль «океанического» чувства второстепенна, оно могло бы служить только восстановлению безграничного нарциссизма». Вместе с тем З. Фрейд допускал, что в дальнейшем это чувство оказалось связанным с религией.

   Выразив в работе «Недовольство культурой» свое несогласие с признанием океанического чувства как источника религиозной энергии, З. Фрейд послал эту работу Р. Роллану и тем самым продолжил начатый с ним в 1923 году обмен мнениями по целому ряду вопросов. Известно, что основатель психоанализа подарил французскому писателю такие свои работы, как «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) и «Будущее одной иллюзии» (1927). Последняя работа как раз и послужила исходной точкой размышлений З. Фрейда об океаническом чувстве.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Океаническое чувство

в психоанализе – выражение писателя Р.Роллана для обозначения истинного источника религиозных чувств (термин содержится в письме З.Фрейду). З.Фрейд не смог обнаружить это чувство у себя, но тем не менее он решил, что оно суть регрессия «к ранней фазе чувства Эго» и является ощущением младенца у груди матери до того, как он начинает отличать свое Эго от внешнего мира.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Оперативное чувство времени у спортсменов в зависимости от биомеханики вида спорта

Тихомиров А.И.
Скачать PDF

Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров

Гультяева Елена Геннадьевна
В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом (профессией и деятельностью). Показано, какие из компонентов чувства юмора можно считать профессионально важными качествами тренеров.
Скачать PDF

Диагностика чувства темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании

Bespalov Boris Ivanovich, Leonov Sergey Vladimirovich
The method of diagnostics of the sense of the musical tempo, pace of internal count and concurrent execution of movements of sportswomen in synchronized swimming is described. The results of testing of Russian youthful synchronized swimming team are presented at this article.
Скачать PDF

Изучение чувствительности показателей тестовой методики «Стиль саморегуляции поведения» при проведен

Тулынина Анна Юрьевна
В статье описывается исследование с использованием пиктополиграфического метода.
Скачать PDF

Нейрофармакологический анализ межполушарной асимметрии мозга в регуляции поведения, болевой чувствит

Михеев В.В., Шабанов П.Д.
У мышей животных разных генетических линий (CC57W, BALB/c, DBA/2J, C57BL/6J, беспородные) функциональная межполушарная асимметрия головного мозга проявляется в регуляции видотипичного поведения, болевой чувствительности и аналгезии. Она связана с доминированием одного из полушарий, характерным для каждой отдельной особи и для всей исследуемой выборки в целом. Направление и степень выраженности функциональной межполушарной асимметрии в высокой степени зависит от генотипа животного. Активация опиоидергических систем морфином существенно влияет на индивидуальное и незначительно на внутривидовое поведение, но в обоих случаях меняет исходный паттерн функциональной межполушарной асимметрии. Блокада опиоидных рецепторов норалфоном может как нивелировать исходные межполушарные различия, так и выявлять новые случаи асимметрии. При этом опиоиды оказывают большее влияние на левую гемисферу. Нейрофармакологический анализ показывает, что дофаминергические средства влияют преимущественно на правое полушарие мозга в регуляции видотипичного поведения. Норадренергические средства вызывают более разнообразные эффекты в поведении, чем дофаминергические. При этом они в большей степени действуют на левое полушарие мозга. Степень участия левого и правого полушария мозга в регуляции уровня соматической болевой чувствительности у животных разных генетических линий различна. При этом повышение уровня болевой чувствительности опиоидами и ГАМК-ергическими средствами происходит за счет вовлечения доминирующего полушария. Таким образом, в регуляции видотипичного поведения, болевой чувствительности и аналгезии существует фармакологическая асимметрия головного мозга. Это подразумевает различную чувствительность полушарий головного мозга к влиянию на них фармакологических средств медиаторного типа действия. Поэтому многие виды физиологической асимметрии невозможно выявить без воздействия фармакологических средств. Поддержано грантами РФФИ № 07-04-00549а и РГНФ № 00346а.
Скачать PDF

О чувственном восприятии в развитии личности

Кулик А.И., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Некоторые философские аспекты понимания роли ощущений на уровне чувственного познания

Мочалов С.М.
В статье на основе философского анализа традиционных и новых представлений российских ученых о роли ощущений в чувственном познании с учетом взглядов известного немецкого исследователя Г.Гельмгольца предложен новый подход, согласно которому ощущениями в процессе восприятия осуществляются две функции: описание изображения материальных объектов и доведение до человека факта реальности их существования в чувственной форме. Выполнение этих двух функций ощущениями в свою очередь указывает на наличие структуры их взаимодействия, которая с необходимостью должна рассматриваться в качестве рабоче-организационной формы процесса чувственного познания.
Скачать PDF

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Юлия Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию чувства юмора как субъективного феномена. Автор установила, что в процессе развития психологической науки сложились два доминирующих подхода в понимании чувства юмора как универсальной человеческой характеристики. Экономический подход, принципы рассмотрения юмора в котором заложены З. Фрейдом, характеризуется пониманием личности как совокупности компонентов управляемой бессознательными процессами, только в малой степени регулируемыми самим человеком. Вторым важным направлением в исследованиях индивидуально психологических предпосылок и особенностей проявления юмора являются разработки на основе когнитивного подхода. В статье приводятся взгляды Г. Айзенка, Р. Кеттела, У. Рача по этому вопросу. Автор также отмечает, что отдельное направление складывается в русле стилевых (функциональных) подходов к исследованию юмора. Делается заключение, что, несмотря на накопленные знания по этой проблеме, остаётся масса вопросов, ответы на которые должна дать современная психологическая наука.
Скачать PDF

Чувственный образ: сущность и его роль процессе интуитивного познания

Виноградова Наталья Викторовна, Бондаренко Александр Викторович
Проблема чувственного познания, формирования чувственного образа, его объективной и субъективной составляющих, материальной или идеальной природы входит в сферу интересов разных областей научного знания. Данное исследование показывает специфику чувственного познания и его реализацию в интуитивном мышлении.
Скачать PDF

Формирование чувства взрослости у подростков (на примере корякских, эвенских, ительменских школьнико

Мякотина О.В.
Скачать PDF

Исследование высших чувств в структуре личности педагогов и студентов будущих учителей

Банникова Диана Ярославовна
Скачать PDF

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Ю.И.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16