Одежда

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Одежда
1. в психологии - ныне исследования в области одежды сконцентрировались на том, что одежда способна делать с тем и для тех, кто ее носит, как она влияет на создание имиджа человека, какое влияние оказывает на формирование первых впечатлений, на привлекательность, а также на том, что с ее помощью люди пытаются скрывать от окружающих. Так темные тона уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физических черт, при этом гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью. Декоративные элементы одежды (оборки, тесьма, украшения) направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела. Набивка направляет движение глаз наблюдается таким образом, что возникает иллюзия более крупных размеров некоторых частей тела, чем они есть в действительности. Одежде, прическе и украшениям некоторые люди, особенно истерические натуры, уделяют куда больше внимания, чем своим внутренним качествам, понимая, что таким образом гораздо легче привлечь к себе внимание окружающих; 2. в психопатологии – характеристики одежды, указывающие на возможность психического расстройства ее обладателя (неопрятность, неряшливость, дисгармоничное и крикливое сочетание ее деталей, отсутствие эстетического вкуса, странное или символическое значение элементов одежды. Некоторые психотические пациенты по бредовым и иным мотивам могут вообще отказываться от одежды, выходить, например, обнаженными на улицу.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Одежда
dress) Лишь во второй половине XX в. психологи стали заниматься изучением О. По большей части, эти ранние психол. исслед. ставили своей целью определить, что мотивирует людей одеваться так, как они одеваются, и почему они выбирают именно эти вещи, а не другие; их мотивы привязывались к осн. челов. инстинктам. В наши дни психол. исслед. О. фокусируются на воздействии О. на тех, кто ее носит, и на том, как их оценивают другие по О., к-рая влияет на имидж. Др. словами, сегодняшние исслед. сконцентрировались на том, что О. может делать с теми и для тех, кто ее носит. Роль одежды в формировании имиджа Тот образ себя, к-рый человек преподносит другим, состоит из множества элементов; каждый из них вносит свой вклад. Наиболее важные элементы - внешность, речь и одежда. Несмотря на безусловную важность в определении имиджа человека черт лица, размеров и сложения тела, а тж опрятности, все они затмеваются О. Внешность играет доминирующую роль в имидже, поскольку она всегда зрима и всегда присутствует, сообщая о человеке определенные вещи, о к-рых не расскажет его речь или поведение. Во внешности же доминирующим элементом является О., потому что она служит невербальной формой коммуникации, говорящей другим, напр., о том, каков пол ее владельцев, насколько они сексуальны или несексуальны и каков их возраст и социально-экономический статус. Что еще более важно, О. дает ключ к личностным характеристикам ее владельца, напр., консервативный или радикальный этот человек, уравновешенный и уверенный в себе или страдающий от переживаний собственной неполноценности и неадекватности. Значение одежды в формировании первых впечатлений Результаты психол. исслед. говорят о том, что, будучи однажды сформированными, первые впечатления впоследствии не только демонстрируют высокую устойчивость, но и оказывают глубокое влияние на последующее отношение человека к др. людям. Лабораторные исслед. по формированию впечатления дали ключ к разгадке того, почему О. играет доминирующую роль в первых впечатлениях: что люди воспринимают других как целостности или "гештальты" до того, как начинают воспринимать их части. При первом взгляде на человека, напр., у наблюдателя возникает образ всего человека, а не его лица, рук или ушей. Затем, вслед за восприятием данного человека как целого, наблюдатель начинает воспринимать его отдельные части. Какие это части и как долго наблюдатель будет фокусировать на них свое внимание, зависит от двух важных факторов: во-первых, от степени внимания к конкретному аспекту человека, и во-вторых, от личного интереса или интересов наблюдателя. Знание типичного паттерна восприятия позволяет эффективно использовать О. для управления первыми впечатлениями. Вклад одежды в привлекательность Едва научившись ходить, дети узнают, что к привлекательным детям относятся более снисходительно, а проступки непривлекательных или некрасивых влекут за собой более строгое и суровое наказание. По мере взросления ценность привлекательности становится для них все более и более очевидной. По данным исслед., привлекательные мужчины и женщины обладают более широким выбором потенциальных брачных партнеров; чаще вступают в брак с успешными в профессиональном и соц. отношении людьми; и реже живут врозь или разводятся по сравнению с непривлекательными. На протяжении истории использовалось множество методов и способов создания привлекательного образа, однако во все времена и во всех культурах наиболее эффективными оказались О. и уход за собой. Причина в том, что, во-первых, они могут усиливать природную привлекательность конкретного человека и, во-вторых, они могут маскировать непривлекательные черты. Камуфляжное значение одежды Лабораторные исслед. иллюзий позволяют высказать важные соображения в отношении способов, к-рыми одежда может маскировать непривлекательные физ. черты и т о. формировать более благоприятный имидж. О. не только скрывает непривлекательные черты, но и отвлекает от них внимание, способствуя концентрации на привлекательных чертах. Осн. камуфлирующие роли в О. выполняют 5 элементов. Темные цвета уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физ. черт, таких как излишняя полнота, в то время как светлые цвета привлекают внимание. Гладкие ткани обладают гораздо большей камуфлирующей способностью, чем ткани с рисунком или узорами. Вечернее платье из покрытой рисунком ткани вызывает иллюзию крупной, плотной женщины, тогда как то же самое платье из гладкой ткани будет скрывать ее вес. Гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью, потому что на них нет ничего, что могло бы привлечь и задержать внимание наблюдателя. Поскольку направление линий позволяет контролировать движения глаз, когда О. разрабатывается в стиле, направляющем движения глаз наблюдателя вверх и вниз вдоль тела ее владельца, это создает иллюзию что ее владелец высок. И наоборот, горизонтальные линии в одежде направляют движения глаз поперек тела ее владельца, создавая тем самым иллюзию его более крупной фигуры. Декоративные элементы О. тж усиливают привлекательность и обеспечивают маскировку. Оборки, тесьма, пуговицы, или декоративные украшения не только повышают привлекательность одежды, но тж направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела и уводят его в сторону от непривлекательной области. Несмотря на то что набивка является формой маскировки, восходящей к началу истории платья, выяснения причин ее маскирующей способности пришлось ждать до тех пор, пока на это не был получен ответ в лабораторных исслед. иллюзий. Эти исслед. показывают, что набивка направляет движения глаз т. о., что у наблюдателя создается иллюзия, будто нек-рая часть тела крупнее, чем в действительности. Роль одежды в процессе взросления В каждой культуре существуют определенные, связанные с возрастом задачи или подлежащий усвоению опыт, к-рым, как ожидается, должны овладеть все дети и подростки. Однако не все дети или подростки справляются с этими задачами в том возрасте, в к-ром от них этого ожидает культурная группа. Чтобы показать роль О. в возникновении проблем у подростка, мы приведем в качестве примера неск. наиболее распространенных и наиболее болезненных проблем, связанных с личной и соц. адапт. Мы тж попытаемся показать, каким образом О. помогает уменьшать или преодолевать эти проблемы. Важнейшая задача детства для ребенка - стать принятым членом группы. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок имел товарищей по играм и учился быть соц. личностью. Несмотря на то что в групповую идентификацию вносят свой вклад множество личностных и поведенческих черт, доминирующим фактором здесь является внешность - и прежде всего О., сходство в к-рой с др. членами группы легко идентифицирует принадлежность к ней данного ребенка. В результате ребенок становится полноправным членом группы и участником групповой деятельности. Нек-рые дети достигают половой зрелости раньше и быстрее других. Это может приводить к возникновению у них серьезных проблем. Однако те, кто отстает от большинства своих сверстников - запаздывая в достижении половой зрелости, - продолжают выглядеть детьми, тогда как их сверстники выглядят как взрослые или почти как взрослые. Поскольку они выглядят как дети, взрослые обращаются с ними как с детьми, отказывая им в тех привилегиях, к-рые автоматически предоставляются их взросло выглядящим сверстникам. Столь же серьезным последствием является то, что прежние друзья часто прекращают с ними дружбу и исключают их из своей соц. жизни. Лучший способ справиться с проблемами, с к-рыми сталкиваются дети, медленно достигающие половой зрелости, - использовать одежду для создания иллюзии, что они старше и более зрелы в половом отношении, чем это есть на самом деле. См. также Поветрия и мода, Выбор супруга/супруги Э. Б. Харлок

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
426.28 кб

Традиционная одежда в обрядах и представлениях долган

Саввинов Анатолий Иванович
Традиционная одежда явление весьма разноплановое. Обладая сложной семиотической структурой, она занимает особую нишу в духовно-обрядовой культуре.
Читать PDF
710.98 кб

Традиционная одежда негидальцев и славян-переселенцев: к вопросу межэтнических контактов

Лебедева Валентина Владимировна
Автор обращается к проблеме межэтнического взаимодействия и взаимовлияния между коренным малочисленным этносом негидальцами, дальневосточными аборигенами и славянами-переселенцами, через традиционный национальный костюм и его отде
Читать PDF
227.50 кб

Одежда (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Одежда» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
96.71 кб

Хасидская одежда: самобытность через традиционнность

Аркин Никита Олегович
Статья представляет собой обобщающее исследование одежды хасидов.
Читать PDF
314.35 кб

Е. Е. Левкиевская. Народная одежда. Семантика и прагматика

С.Г.
Читать PDF
225.41 кб

Одежда в мировоззрении японцев

Ольга Хованчук
Читать PDF
268.34 кб

А.В. СКИПЕРСКИХ. ПОЛИТИЗАЦИЯ ГАРДЕРОБА: ОДЕЖДА БУНТУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА КАК ПОВЕРХНОСТЬ ПРОТЕСТА

Э.Ж.
Читать PDF
387.71 кб

Одежда в родильном ритуале мордвы

Шигурова Татьяна Алексеевна
Представлен опыт исследования ритуального костюма мордвы середины ХIХ начала ХХ вв. как важнейшего компонента этнокультуры. Рассмотрены разные аспекты функционирования костюма в родильной обрядности.
Читать PDF
886.79 кб

Одежда и мода как средство формирования советской идентичности

Бобрихин Андрей Анатольевич, Егорова Софья Игоревна
В статье рассматривается роль костюма как средства формирования советской идентичности.
Читать PDF
1.04 мб

Тувинская национальная одежда «Чени - чок»

Ондар А.Б., Бадыргы А.Ш.
В статье изложены материалы о традиционной верхней одежде тувинцев безрукавки « чени-чок ».
Читать PDF
290.68 кб

Генезис и семантика понятий «Костюм» и «Одежда» в культуре

Шипилова Е.А.
Костюм, представляет собой наиболее общее понятие, включающее все способы изменения внешнего облика человека и создания определенного образа в культуре эпохи. Статья раскрывает содержание определений «костюм» и «одежда».
Читать PDF
441.08 кб

Символические коды телесности: одежда как индикатор трансформаций социокультурных практик: рецензия

Троцук Ирина Владимировна, Морозова Анастасия Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Традиционная одежда как объект музейного хранения и экспонирования (культурологический аспект)

Сиюхова Аминет Магаметовна
В статье раскрывается вопрос музейного хранения и экспонирования традиционной одежды. Обосновывается значимость одежды как культурной универсалии.
Читать PDF
364.16 кб

Традиционная одежда башкир как феномен практической и духовной деятельности народа

Рахматуллина Зиля Нурмухаметовна
Статья посвящена исследованию национального костюма как феномена практической и духовной деятельности народа на основе социально-философского анализа традиционной одежды башкир.
Читать PDF
453.62 кб

Одежда как репрезентация отношения «Связь - дистанцирование» между сферами ритуально-мифологического

Трещенок Юлия Михайловна
В данной статье автором предпринята попытка продемонстрировать способы репрезентации характера взаимодействия между сферами мифоритуального пространства, конструируемыми в рамках ритуального сценария, на примере ритуального употре