ОДЕРЖИМОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Одержимость
постоянное пребывание человека во власти определенных чувств и идей; неуемное стремление к некоторым целям, многократное повторение попыток достижения этих целей, несмотря на повторяющиеся неудачи; особая значимость соответствующих целей для человека.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ОДЕРЖИМОСТЬ
1. Пребывание человека во власти определенных идей или эмоций без критического отношения к ним. 2. Неуемное стремление человека к реализации каких-либо планов, не сдерживаемое многочисленными неудачами и неблагоприятными условиями (обстоятельствами) достижения поставленной цели. 3. Повторение попыток достичь определенных целей, связанное с особой значимостью этих целей для человека.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Одержимость
общеславянск., от «дергати» - дергать; связано, повидимому с судорогами бесоодержимых пациентов) – 1. ощущение вселения во внутриличностное пространство чужой, вредоносной души, нередко персонифицируемой («бес», «дьявол» и др.). Ср. Вдохновение; 2. страстная увлеченность чем-либо. В психопатологии термин чаще употребляется с негативными коннотациями (например, «потерявший самообладание», «находящийся во власти чего-либо» и т.п.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Одержимость
буквально подразумевалось держание индивида бесом) – полная охваченность сознания каким-л. чувством или мыслью. Типичная оценка – отрицательная. Выражения с положительной оценкой типа Он одержим желанием делать добро вряд ли корректны.
А между тем он сознавал, что это вовсе не видение, что мертвые не возвращаются; это его больная душа, одержимая одной мыслью, одним незабываемым воспоминанием, единственная причина его страданий, это она напоминает ему об умершей… (Г. Мопассан, Маленькая Рок)
Ср. бешенство, мания.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Одержимость
Словообразование. Происходит от лат. obsession - одержимость.
Категория. Понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами.
Специфика. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что-то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Различали одержимость внешнюю (circumsessio) и внутреннюю (obsessio posessio). Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики) характеризовались как "одержимые", что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по "изгнанию" духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Начиная с эпохи Просвещения понятие "одержимости" было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде.
Терапия. Процесс изгнания злых духов (экзорцизм) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий.
Литература. Oesterreich T.K. Die Besessenheit. Langensalz, 1921;
Ringger P. Das Problem der Besessenheit. Zurich, 1953;
Dieckhofer K., Lungerhausen E., Vliegen J. Zur Problem der Besessenheit // Confin. Psychiatr. 14. 1971, S. 203-355;
Zutt J. (Hrsg.) Ergriffenheit und Besessenheit. Bern - Munchen, 1972

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ОДЕРЖИМОСТЬ
Posession; Besessenheit) - понятие, используемое для описания идентификации сознания с бессознательным содержанием или комплексом; наиболее распространенные формы одержимости - одержимость тенью, комплексами противоположного пола, анимой и анимусом.
"Человек, который одержим тенью, всегда пребывает в собственном свете и попадает в собственные ловушки. Везде, где это только возможно, он предпочитает производить неблагоприятное впечатление на других. Удача не сопутствует ему, поскольку он живет ниже своих возможностей, и лучшее из того, что он достигает, ему не подходит. В отсутствие социальной лестницы, по которой он мог бы подняться, такой человек изобретает ее для себя сам и верит в полезность проделанного. Одержимость анимой или анимусом являет иную картину. Прежде всего, подобная трансформация личности дает преимущество чертам, характерным для противоположного пола; в мужчине это женские качества, а в женщине - мужские. В состоянии одержимости обе фигуры теряют свой шарм и свои ценности; они сохраняют их только тогда, когда обращены не к внешнему миру, а вовнутрь, находясь в интровертном состоянии, когда они служат мостами в бессознательное. Обращенная к миру анима оказывается непостоянной, капризной, мрачной, бесконтрольной и чисто эмоциональной; иногда она наделена демонической интуицией, а в остальном беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна. Анимус в подобном положении упрям, цепляется за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству. Оба схожи своим дурным вкусом: анима окружает себя низкими людьми, а анимус идет на поводу у второсортного мышления" (CW 9i, pars. 222f).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ОДЕРЖИМОСТЬ
понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, в генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем-то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде всего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться - наряду с другим-тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного.
Сам процесс изгнания злых духов - экзорцизм - в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий:
1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа;
2) дух-помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем изгоняемый дух;
3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое время молиться и поститься. Важно, Что все его действия при экзорцизме направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в решимости освободиться от заболевания, но против мучающего его духа.
Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) - с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного.
Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового "жилища" для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из официальной западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и традиционной медицине соответственные представления сохранились.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОДЕРЖИМОСТЬ
(Posession; Besessenheit). В общем употреблении англ. «to possess» означает «обладать», «владеть», «овладевать» и включает такие оттенки значения, как удержание, захват и контроль. В психологической терминологии «posession», означает одержимость, овладение или захват эго личности каким-то комплексом или другим архетипическим содержанием (см. АРХЕТИП). Поскольку рабская зависимость и О. до известной степени являются синонимами, то эго всякий раз оказывается целью «государственных переворотов» в психике. Сила и упорство невротического или психотического симптома лишают человека выбора — он не властен над собственной волей. Степень утраты свободы сознанием пропорциональна силе вторгающегося автономного психического содержания и выражается в явной однобокости, односторонности сознания (см. КОМПЕНСАЦИЯ; НЕВРОЗ). Это подвергает опасности не только сознательную свободу, но и психическое равновесие. Индивидуальные цели фальсифицируются в интересах психического фактора О., будь то, к примеру, материнский комплекс или идентификация с персоной или одержимость анимой/анимусом. В статье, написанной для базельской газеты сразу же после смерти Зигмунда Фрейда (Собр. соч. Г. 15), Юнг дает краткое объяснение развития аналитической психологии, исторически связывая ее с открытием Шарко, что «истерические симптомы — это следствие определенных идей, которые овладевали «мозгом» пациента». На основании этого, по мнению Юнга, Брейер выдвинул теорию, которую Фрейд объявил «совпадающей со средневековым взглядом (на О.), как только мы заменим «демона» поповской фантазии психологической формулой». Юнг усматривал аналогию между поисками причины О., чтобы излечить пациента и средневековыми попытками раз и навсегда изгнать духов зла (см. ЭТИОЛОГИЯ НЕВРОЗА; ИСТЕРИЯ; ПАТОЛОГИЯ). Отталкиваясь от этой аналогии, Юнг в своей работе продолжал следовать собственной линии. После того как Фрейд признал, что современный невроз обладает свойствами, аналогичными средневековой О., фрейдовское толкование снов стало попыткой проследить глубинные причины такой О. Но, согласно Юнгу, это был такой подход к «одержимой» психике, в котором ставилась задача развенчать подавляющий фактор, разоблачить вторгшегося «демона». Соглашаясь с известной эффективностью данного подхода, Юнг находил его весьма ограниченным. В одном из принципиальных разговоров с Фрейдом, сообщает Юнг, он поставил вопрос о том, что, возможно, мы не способны раскрыть индивидуальную подоплеку и, в конечном итоге, смысл впадения жертвы в невротическую О. В этом сущность телеологической точки зрения Юнга.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Одержимость как предмет психологического исследования

Гримсолтанова Разет Эльбрусовна
В данной статье рассматривается психологический аспект понятия «одержимость» в контексте психологического воздействия на восприятие молодежью данного феномена, проводится анализ восприятия феномена «одержимости» среди студенческой
Читать PDF
0.00 байт

Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка проблемы

Гримсолтанова Разет Эльбрусовна
В данной статье рассматривается особенности интерпретаций понятия одержимости в контексте наиболее авторитарных мировых религий (ислам, христианство, иудаизм).
Читать PDF
0.00 байт

Одержимость, служение, лицедейство: о границах культового и художественного в традициях колам (дайва

Рыжакова Светлана Игоревна
В статье анализируется феномен религиозного и художественного освоения контролируемого транса на материале традиций колам ( дайва-нема ) Южной Каннады и калияттам ( тейям ) Северной Кералы в Индии.
Читать PDF
0.00 байт

Рец. На кн. : христофорова О. Б. Одержимость в русской деревне. М. : неолит, 2016

Ляхова Юлия Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Оккупация психики и комплексная одержимость личности в истолковании К. Г. Юнга

Водолагин А.
Читать PDF
0.00 байт

Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия

Гримсолтанова Р.Э., Батыгов З.О.
В статье раскрываются вопросы экзистенциального значения религии в социализации и адаптации молодежи в условиях постконфликтного региона.
Читать PDF
0.00 байт

Гетероагрессивное и суицидальное поведение больных параноидной шизофренией с бредом одержимости

Логутенко Роман Михайлович
Обследованы 140 больных шизофренией, параноидной формы с бредом религиозного содержания (женщины 49,2%; мужчины 50,8%; возраст от 20 до 60 лет).

Похожие термины:

  • Транс и одержимость

    Расстройства, при которых имеется временная потеря как чувства личностной идентичности, так и полного осознавания окружающего. В некоторых случаях отдельные поступки управляются другой личност
  • Бред одержимости

    патологическое убеждение пациента в том, что в него вселилось некое враждебное существо, злой дух, нечистая сила, дьявольское начало. Ср. с Бредом вдохновения.
  • ТРАНСА И ОДЕРЖИМОСТИ, РАССТРОЙСТВО

    обычно массовый истерический психоз с ощущением и бредом одержимости «нечистой» силой. См. Культурно определяемый синдром.
  • Симптом одержимости

    ощущение пациента, будто бы в его внутриличностном пространстве находится некая посторонняя, чуждая сила («дух», «душа») либо в его физическом теле находится другое живое существо.
  • ТРАНСА И ОБЛАДАНИЯ РАССТРОЙСТВО (ОДЕРЖИМОСТИ РАССТРОЙСТВО)

    временное изменение сознания человека, сопровождающееся потерей чувства идентичности, избирательной концентрацией внимания на специфических аспектах окружения и стереотипным поведением, кото