Оценки первичные
Оценки первичные
(«сырые» баллы) - оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовых испытаний по методике. Как правило, это сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при их решении, времени выполнения заданий теста и т. п.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ОЦЕНКИ ПЕРВИЧНЫЕ
(«сырые» баллы) — оценки, получаемые испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики. Обычно это сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при их решении, реже — о времени выполнения
заданий.
О. п. в большинстве опросников личностных содержит результат подсчета ответов, совпадающих с кодом («ключом») исследуемого количества или свойства. В проективных методиках сырые оценки могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого,
подсчета частоты обращения к отдельным «темам» (см. ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ), классификации ответов с подсчетом каждого из выделяемых типов (см. РОЗЕНЦВЕЙГА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ ТЕСТ) и т. д.
В определенной группе методик (функциональные пробы, методики с качественным анализом и интерпретацией результата) О. п. являются окончательным результатом, на основании которого осуществляются интерпретация данных и формулировка заключения. В
большинстве психодиагностических тестов (психометрические методики, шкалированные личностные опросники) О. п. на основании норм и данных стандартизации теста переводятся в оценки шкальные, отражающие в той или иной форме отношение полученного
результата к показателям выборки стандартизации.
Получение О. п.— обычно формализованная процедура с четкой регламентацией правил оценивания результатов выполнения заданий. При этом легче всего задача формализации О. п. решается в случае применения задач закрытого типа. Чем больше число возможных
вариантов (или их комбинаций) допускается условиями задания, тем сложнее регламентация оценивания. Особенно сильно эта закономерность проявляется при оценке задач открытого типа. Даже в типичных психометрических процедурах часто возникают
определенные сложности выставления О. п. Так, напр., в субтесте KL Амтхауэра интеллекта структуры теста требуется объединить два предложенных объекта общим понятием. Результат каждого задания оценивается двумя, тремя или нулем баллов в зависимости
от степени обобщенности признаков в понятии. Задача такой оценки сложна и требует от экспериментатора определенного опыта. Составитель методики предлагает таблицу приблизительных ответов с соответствующими оценками.
Как видно из табл. 17, критерии разделения на «сильные» и «слабые» понятия условны и недостаточно конкретизированы. Наглядно проступает необходимость тщательной проработки системы оценивания для задач такого типа.
При подсчете количества правильных решений или совпадений с ключом повсеместно используются шаблоны. Технические ошибки в «ключе», возникающие при дублировании и размножении методик, являются одной из распространенных причин появления ошибочных
результатов. Точность подсчета О. п. в значительной мере обеспечивается рациональным оформлением и организацией бланка обследования.
заданий.
О. п. в большинстве опросников личностных содержит результат подсчета ответов, совпадающих с кодом («ключом») исследуемого количества или свойства. В проективных методиках сырые оценки могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого,
подсчета частоты обращения к отдельным «темам» (см. ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ), классификации ответов с подсчетом каждого из выделяемых типов (см. РОЗЕНЦВЕЙГА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ ТЕСТ) и т. д.
В определенной группе методик (функциональные пробы, методики с качественным анализом и интерпретацией результата) О. п. являются окончательным результатом, на основании которого осуществляются интерпретация данных и формулировка заключения. В
большинстве психодиагностических тестов (психометрические методики, шкалированные личностные опросники) О. п. на основании норм и данных стандартизации теста переводятся в оценки шкальные, отражающие в той или иной форме отношение полученного
результата к показателям выборки стандартизации.
Получение О. п.— обычно формализованная процедура с четкой регламентацией правил оценивания результатов выполнения заданий. При этом легче всего задача формализации О. п. решается в случае применения задач закрытого типа. Чем больше число возможных
вариантов (или их комбинаций) допускается условиями задания, тем сложнее регламентация оценивания. Особенно сильно эта закономерность проявляется при оценке задач открытого типа. Даже в типичных психометрических процедурах часто возникают
определенные сложности выставления О. п. Так, напр., в субтесте KL Амтхауэра интеллекта структуры теста требуется объединить два предложенных объекта общим понятием. Результат каждого задания оценивается двумя, тремя или нулем баллов в зависимости
от степени обобщенности признаков в понятии. Задача такой оценки сложна и требует от экспериментатора определенного опыта. Составитель методики предлагает таблицу приблизительных ответов с соответствующими оценками.
Как видно из табл. 17, критерии разделения на «сильные» и «слабые» понятия условны и недостаточно конкретизированы. Наглядно проступает необходимость тщательной проработки системы оценивания для задач такого типа.
При подсчете количества правильных решений или совпадений с ключом повсеместно используются шаблоны. Технические ошибки в «ключе», возникающие при дублировании и размножении методик, являются одной из распространенных причин появления ошибочных
результатов. Точность подсчета О. п. в значительной мере обеспечивается рациональным оформлением и организацией бланка обследования.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.