Оценка стиля жизни это что такое Оценка стиля жизни: определение — Психология.НЭС
Оценка степени уверенности Оценка труда работника

Оценка стиля жизни

Найдено 1 определение:

Оценка стиля жизни

lifestyle assessment) Сформулированная А. Адлером концепция стиля жизни стала существенным вкладом в понимание поведения чел. Адлер полагал, что понимание челов. личности требует признания того, что поведение каждого чел. имеет соц. смысл, носит целостный характер, содержит определенные паттерны (стиль жизни), основанные на субъективной перцепции, яв-ся намеренным, направленным на достижение определенных целей и мотивировано желанием преодолеть чувство неадекватности, сопряженным со стремлением к успеху. Фазы развития. Адлерианское консультирование характеризуется 4 последовательными фазами. 1. Между консультантом и клиентом устанавливается раппорт и взаимное доверие. По Адлеру, понимание стиля жизни др. чел. яв-ся высшей формой эмпатии консультанта. Люди, испытывающие межличностные конфликты, могут иметь затруднения в формировании близких отношений. Это делает процесс консультирования важным первым шагом клиента к соц. жизни. 2. Психол. исслед. фокусируется на систематическом расспросе о стиле жизни и использовании релевантных психометр. инструментов. Р. Дрейкурс считает, что исслед. стиля жизни должно начинаться с субъективной и объективной эксплорации. Первая включает все заботы, проблемы и симптомы клиента, а вторая оценивает модус функционирования клиента в 5 жизненных сферах - работе, дружбе, любви, самооценке и морально-этических убеждениях. 3. Интерпретация имеет целью увеличить инсайт и понимание базисных экзистенциальных вопросов жизни, себя и других. Используется конфронтация с расхождениями между действиями и словами или между идеальными и реальными целями. 4. Переориентация использует ободрение как важнейший терапевтический инструмент для коррекции аттитюдов и/или поведения. В заключительной фазе консультирования консультант и клиент вместе обсуждают альтернативные варианты представлений, поведения и аттитюдов - изменение в стиле жизни клиента. Отдельное внимание уделяется субъективным проблемам, о к-рых клиент сообщил в ходе исслед. стиля жизни. Консультант резюмирует стиль жизни, выделяя ошибочные представления и обреченное на неуспех поведение клиента. Как только эти препятствия признаются клиентом в диалоге с консультантом, они становятся предметом сознательной работы клиента. Теория стиля жизни. Систематическое исслед. стиля жизни включает учет формирующего опыта, полученного в детстве и определяющего экзистенциальные решения относительно жизни, себя и других, к-рые влияют на актуальное поведение и могут повлиять на поведение в будущем. Т. о., хотя в фокусе исслед. оказывается раннее детство, целью яв-ся определение его влияния на настоящее и будущее. Это исслед. в формате структурного интервью вовлекает такие семейные вопросы, как порядок рождения сиблингов, отношения между членами семьи, проблемы соперничества между сиблингами, семейные ценности и ранние воспоминания индивидуума о формирующем детском опыте. Такая позиция аналогична "модусу бытия в мире" Г. Олпорта и "модусу существования" Адриана ван Каама. Оптимистические философии подобных теоретиков включают представление о том, что прошлые решения и паттерны поведения индивидуума могут последовательно пересматриваться, модифицироваться и изменяться. Т. о., понимание стиля жизни чел. яв-ся первым шагом к изменению его поведения и/или аттитюдов. Раскрытие и О. с. ж. индивидуума делает возможным понимание конкретного чел. как самосогласованного и самоуправляемого организма, чей лейтмотив отражается во всех личных действиях, ориентированных на движение вперед, намеренных и определяемых не простыми физиолог. реакциями на внешнюю среду, а индивидуальными ценностями. Интерпретационные стратегии. Согласно Динкмейеру, Пью и Динкмейеру, адлерианское систематическое резюме стиля жизни включает идентификацию следующих моментов: - Проблемы индивидуума и содержание чувства недостаточности. - Направления, в к-рых индивидуум пытается преодолеть субъективно воспринимаемую недостаточность. - Отношение между таким направлением и соц. интересом сотрудничества. - Специфические зоны затруднений при решении жизненных задач. - Как индивидуум избегает решения проблем. - Как удается быть довольным собой, несмотря на избегание конфронтации с проблемами. - Значимые влияния прошлой жизни индивидуума. Д. Икстейн отмечает, что в ходе составления этого резюме должны также использоваться поддержка и ободрение в целях идентификации индивидуумом своих сильных сторон и ценных качеств. Следующие 3 общих типологии стиля жизни могут помочь сориентироваться в начале составления резюме: 1. Главные приоритеты. Адлер отмечал, что люди рано в жизни выбирают главные приоритеты для ответа на осн. экзистенциальный вопрос: "Что самое важное для моей принадлежности к данной группе?" Они включают превосходство, контроль, умение нравиться и комфорт. "Страхи, которых надо избегать" в связи с этими приоритетами включают собственную малозначимость, унижение, отвергание и стресс соответственно. 2. Четырнадцать тем общего стиля жизни. Г. Мозак выделил следующие типы личности по общему стилю жизни: добытчик (getter), стимулятор (driver), контролер (controller), правый (right), превосходящий (superior), нравящийся (liked), хороший (good), находящийся в оппозиции (opposed), жертва (victim), мученик (martyr), ребенок (baby), неадекватный (inadequate), избегающий чувств (avoid-feelings) и ищущий возбуждения (excitement-seeker). 3. Опросник стиля жизни. Р. Дрисколл и Д. Икстейн модифицировали предложенные Ф. Торном категории стиля жизни - агрессивный, конфронтирующий, защищающийся, индивидуалистичный и сопротивляющийся - в следующие, сравниваемые с животными, 5 описательных характеристик: 1) "Тигры" обычно агрессивны. Они наслаждаются проявлениями власти, любят находиться в центре внимания и могут настаивать на своем руководстве событиями. 2) "Хамелеоны" обычно конформны. Их гибкость позволяет им прямо встречать проблемы. 3) "Черепахи" обычно защищаются. Они серьезны, находчивы и ведут контролируемую ими, стабильную жизнь. 4) "Орлы" выглядят индивидуалистами. Их не заботит общественное мнение, они могут быть эгоистичными и попирают права других, идя своим путем. 5) "Лососи" обычно сопротивляются. Они предпочитают "плыть против течения", а не поддерживать разделяемые всеми ценности. См. также Адлерианская психотерапия, Клиническая оценка Д. Икстейн
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Оценка стиля жизни — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Субъективное качество жизни молодежи при разных типах атрибутивного стиля мышления

Кулик Анастасия Андреевна
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи между параметрами субъективного качества жизни и атрибутивным стилем мышления (в качестве основных параметров которого выступают оптимизм и пессимизм). Результаты проведенного исследования доказывают, что лицам с оптимистическим атрибутивным стилем свойственно более высоко оценивать основные параметры качества жизни, они обладают более сильной ресурсной системой, что расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни, и способствует успешному приспособлению к окружающему миру и практическому овладению им. Оптимисты в ситуации успеха склонны приписывать причины позитивного события непосредственно себе, они носят интернальный характер, успех находится под контролем и зависит от действий самого индивида, оптимисты верят в роль усилий и настойчивости, воспринимают жизнь как вызов, получая удовольствие от решения трудных задач и преодоления трудностей. Напротив, пессимисты, склонны верить в роль случая в достижении успеха, объясняя свой успех легкостью задачи и другими внешними неконтролируемыми факторами. Стабильный и глобальный атрибутивный стиль в отношении негативных событий приводит субъекта к ощущению, что он имеет ограниченный контроль над событиями, что в свою очередь ведет к состоянию беспомощности. Оптимистический атрибутивный стиль является более сильным предиктором субъективного благополучия. Описанные результаты могут стать основой для проведения уточняющих исследований с целью описания качественной специфики взаимосвязи субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и атрибутивного стиля мышления на разных выборках.
Скачать PDF

Медико-психологические аспекты стиля жизни: систематика и верификация

Руженков В.А., Руженкова В.В.
Целью исследования была разработка и стандартизация «Методики верификации стиля жизни учащейся молодежи». На первом этапе на основе анализа литературных данных обобщены и выделены 14 типов стиля жизни, из них 10 нормативных (конформисты, альтруисты, экстремалы, гедонисты, вещисты, прагматики, карьеристы, гламур, интеллектуалы, богема) и 4 патологических (выученная беспомощность, психическая несостоятельность, невротический и маргинальный). Описываются личностные особенности, характерные для каждого стиля жизни и поведенческие характеристики.На втором этапе стандартизации теста принимали участие 86 студентов старших курсов медицинского института. Установлено, что в 81 (94.2%) случае результаты тестирования совпали с результатами клинического интервью (истинноположительный результат). В 5 (5.8%) случаях результаты не совпадали (ложноотрицательный результат). Таким образом, чувствительность теста составила 94.2%. Специфичность и точность теста 94.2%. Конструктивная валидность теста также 94.2%. Проверка теста при помощи альфа Кронбаха показала высокую внутреннюю согласованность (0.83). Ретестовая надежность (повторное тестирование через 2 месяца) показало высокие корреляционные (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) связи по всем шкалам в диапазоне от 0.71 до 0.89, что свидетельствует о высокой воспроизводимости и надежности теста.The study aims to develop and standardize the «Methods of verification students’ lifestyle». In the first stage 14 lifestyle types were summarized and highlighted on the base of analysis of published data: 10 standard (conformists, altruists, extreme athletes, hedonistic, materialistic, pragmatic, careerists, glamor, intellectuals, bohemians) and 4 pathological (learned helplessness, mental unsoundness, neurotic and marginal). The personality traits and behavioral characteristics which are specific to different lifestyle are described.The second stage was the test standardization. A number of 86 senior students of medical institute participated. It was found that in 81 (94.2%) cases, test results coincided with the results of the clinical interview (truepositive result). In 5 (5.8%) cases, the results did not match (false-negative). Thus, the sensitivity of the test was 94.2%. The specificity and accuracy of the test is 94.2%. Structural validity of the test is 94.2%. Test validation using Cronbach's alpha showed a high internal consistency (0.83). Test-retest reliability (retesting after 2 months) showed a high correlation (Spearman rank correlation coefficient) on all scales in the range of 0.71 to 0.89, indicating a high reproducibility and reliability of the test.
Скачать PDF

К оценке качества жизни больных с терминальной почечной недостаточностью

Васильева Ирина Андреевна
В статье подчеркивается актуальность изучения качества жизни больных с терминальной почечной недостаточностью. Приводятся примеры психодиагностических методик, направленных на изучение качества жизни, связанного со здоровьем. Подробно описан процесс работы над российской версией опросника
Скачать PDF

Исследование взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона

Кулик Анастасия Андреевна
В статье рассматриваются ключевые аспекты проблемы качества жизни, представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона, показано, что субъективная оценка среды проживания способствует актуализации различных ресурсов (внешних и внутренних).
Скачать PDF

Оценка психоэмоционального статуса и качества жизни больных в остром периоде ишемического инсульта

Бельская Галина Николаевна, Лукьянчикова Лариса Владимировна
Изучены эмоционально-личностные особенности у пациентов в остром периоде обусловленного гипертонической болезнью ишемического инсульта (ИИ) и самооценочные данные этих пациентов о показателях качества жизни. У пациентов в остром периоде ишемического инсульта достоверно снижены показатели основных видов повседневной деятельности по шкале Бартел, а также показатели физического и психического компонентов здоровья по опроснику SF-36.
Скачать PDF

Роль смысловых образований в субъективной оценке качества жизни лиц с алкогольной зависимостью

Рябова М.Г., Уваров Е.А.
В статье представлены результаты исследования смысловых образований у лиц с диагнозом «алкогольная зависимость» и у лиц, условно незлоупотребляющих алкоголем. Выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, счастьеМ., удовлетворенностью жизнью, саморегуляцией, а также обнаружены значимые различия в ценностных ориентациях двух групп испытуемых. Для лиц с алкогольной зависимостью наиболее важно стремление к интересной работе и ответственность, а для условно незлоупотребляющих лиц активная деятельная жизнь.
Скачать PDF

Социально-психологическая оценка качества жизни больных с хронической ртутной интоксикацией

Казакова П.В., Дьякович М.П.
Выявлены значительные личностные нарушения больных с хронической ртутной интоксикацией, которые могут свидетельствовать о социальной и психической дезадаптации. Обоснована необходимость психокоррекционных мероприятий, позволяющих снизить уровень ригидности, тревожности, а также стабилизировать уровень нервно-психического здоровья, способствовать выработке модели поведения, мотивированному на преодоление фрустрированности и выздоровление.
Скачать PDF

Взаимосвязь субъективной оценки качества жизни личности и ее субъективной активности в плане собстве

Фризен Марина Александровна
В статье рассматривается взаимосвязь саморазвития личности и ее субъективной оценки качества жизни; субъектность личности в плане собственного развития анализируется в системе субъективных факторов качества жизни.
Скачать PDF

Взаимосвязь личностных ресурсов и субъективной оценки качества жизни (на примере осмысленности жизни

Неяскина Юлия Юрьевна
В статье представлен анализ эмпирически выявленной специфики взаимосвязи субъективной оценки качества жизни с параметрами осмысленности жизни и жизнестойкости. Показано, что данные ресурсы по-разному связаны с оценкой удовлетворенности жизнью у представителей различных возрастных и профессиональных групп. Исследование дополняет картину представлений о факторах, определяющих субъективное качество жизни личности.
Скачать PDF

Сравнительный анализ субъективной оценки качества жизни жителей различных регионов: на примере г. Ка

Водинчар Екатерина Акександровна
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей субъективной оценки качества жизни в зависимости от региона проживания. Показано, что взаимосвязь субъективной оценки качества жизни и региона проживания имеет качественный характер, а также что проживание в регионе с экстремальными природно-климатическими и сложными экономическими условиями связано с повышением субъективной ценности тех параметров жизни, которые в большей степени находятся под личным контролем человека.
Скачать PDF

Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной ве

Рассказова Е.И.
Работа посвящена разработке и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire), позволяющего диагностировать и сопоставить удовлетворенность и качество жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, активности в свободное время и социальной сфере. На материале четырех исследований взрослых работающих испытуемых и студентов различных специальностей (всего 440 человек) были показаны достаточные надежность-согласованность, ретестовая надежность и конвергентная валидность методики, а также соответствие факторной структуры методики теоретической модели. Качество жизни и удовлетворенность в различных сферах тесно связаны с оценками счастья и удовлетворенности жизнью, а также такими психологическими факторами субъективного благополучия, как жизнестойкость и оптимизм.
Скачать PDF

Построение студентами проектов профессиональной и частной жизни как оценка своих возможностей

Котова Изабела Борисовна, Гусейнов Руслан Джангирович, Недбаева Светлана Викторовна, Недбаев Николай Михайлович, Недбаев
В статье раскрывается значимость построения проектов в профессиональной и частной жизни, позволяющих личности адекватно оценивать свои возможности, увидеть то, что наиболее ожидаемо, к чему хочется стремиться, определить последовательность предстоящих событий, адекватно распределять свои силы и т.д. На основе эмпирического изучения особенностей проектов жизни, выстраиваемых студентами вуза, дана психологическая характеристика их профессиональных и жизненных проектов. Как показало исследование, по содержанию проекты, разрабатываемые студентами, характеризуются значительным разнообразием, охватывающим основные сферы жизни. Наиболее приоритетны среди них проекты, относящиеся к ведущей для них профессиональной подготовке и построению межличностного общения. При построении проектов студенты отдают предпочтение среднесрочным проектам, предполагающим или реализацию некоторой деятельности, или организацию межличностного общения.
Скачать PDF