Оценка программ

Найдено 2 определения термина Оценка программ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Оценка программ

program evaluation) В исслед. по О. п. используются аналитические инструменты из соц. наук для исслед. соц. программ, выбираются критерии выполнения и оценивается эффективность программы. О. п. проводится с целью оказания помощи в принятии рациональных решений по соц. программам заказчиками, руководителями программы и политическими деятелями. Исслед. по О. п. наиболее часто применяется к финансируемым мероприятиям, проводящимся под эгидой официальной организационной структуры с назначенным штатом, соответствующими полномочиями, определенным бюджетом и т. д. Исслед. по О. п. применялись ко многим из программ Нового курса (New Deal) эпохи Ф. Д. Рузвельта, однако наиболее сильный толчок к своему развитию они получили в 1960-х г. под влиянием программ Великого общества (Great Society) Линдона Джонсона. В тот период федеральное правительство приступило к финансированию массированных программ по ликвидации нищеты, устранению ветшания городов и улучшению образования меньшинств и экономически неблагополучного населения. Необходимость в оценке этих программ предписывалась большинством поддерживающих законодательных актов, и были заказаны многочисленные исслед. для оценки альтернативных новых программ и, в некоторых случаях, для получения политической поддержки новым предложениям. Подходы и методики. Исслед. по О. п. не представляют собой единой области. Они не имеют концептуальной или методологической парадигмы и характеризуются лишь некоторыми согласованными принципами и практиками. Сообщество исследователей-оценщиков программ объединяет скорее общая цель, нежели общие методы. Водораздел между различными подходами к исслед. по О. п. проходит между теми, кто придает главное значение оценке, и теми, кто делает упор на исслед. Согласно оценочной перспективе, для того чтобы адекватно оценить значение некоторой программы, надлежит изучить все стороны этой программы, к-рые вносят вклад в ее полезность. К ним относятся цели, результат, персонал, организационная структура, бюджет, мораль и потребность. Столь широкое исслед., однако, выходит за пределы возможностей методологии традиционной социол., по крайней мере за пределы ее более жестких требований к строгости эксперим. планов и валидности количественного измерения. Поэтому внутри оценочной перспективы наблюдался неуклонный рост в применении более широких и более гибких, хотя и менее точных, методов. Такие подходы позволяют осуществлять то, что было названо "реагирующей" оценкой - т. е. изучение конкретных проблем, с к-рыми сталкиваются лица, принимающие решения (ЛРП) и потребители программы, и регулярное оповещение о результатах, дабы обеспечить их оптимальную полезность. Исследовательская перспектива видит свою задачу в том, чтобы, используя как можно более надежные методы, определить, действительно ли некоторая соц. программа приносит ожидаемые эффекты. В рамках этой перспективы соц. программы рассматриваются как случаи организованной соц. инженерии, имеющей целью достижение специфических результатов. Подобная причинно-следственная концепция полностью согласуется с методологией контролируемого экспериментирования и количественного измерения, исповедуемой социол. Надлежащим образом реализованные, такие эксперим. сравнения позволяют получить относительно недвусмысленные оценки влияния соц. программы на предполагаемых получателей ее благодеяний и, следовательно, ответ на осн. оценочный вопрос: "Принесла ли эта программа желаемый эффект?" В дополнение к этим относительным крайностям контролируемого экспериментирования и качественного этнографического изучения заслуживают упоминания несколько др. специфических методов О. п. Иногда, напр., возникает вопрос о том, соответствует ли некоторая программа потребностям об-ва, охватываемого района или целевых пользователей. Для такого рода ситуаций был разработан ряд процедур, известных под общим наименованием "оценки потребностей". Ее наиболее распространенными компонентами являются опросы различных групп населения или ключевых информаторов, изучение агентств, предоставляющих услуги, и анализ соц. индикаторов (напр., данных переписи населения). Другого рода вопрос, возникающий в связи с О. п., может быть связан с тем, в какой мере данная программа яв-ся сама подходящим кандидатом для оценочного исслед. "Оценка способности поддаваться оценке" (evaluability assessment) используется для формальной квалификации программы и определения тех оценочных подходов, если таковые имеются, к-рые могли бы для нее подойти. Другой специализированной процедурой яв-ся анализ издержек и выгод (benefit-cost analysis), заимствованный из области экономики. Его целью яв-ся определение выгод от программы в их денежном выражении и сравнение их с затратами на различные альтернативные программы или внедрение программы. Наконец, существует целый ряд ориентированных на управление подходов, к-рые различаются по своей пригодности к решению оперативных задач управления, с к-рыми сталкиваются администраторы программ. Анализ решений (decision analysis) использует статистическую теорию решений с целью поддержки принятия управленческих решений в ситуации неопределенности. Мониторинг достижения целей (goal-attainment monitoring) и аналогичные процедуры классифицируют цели программы и обеспечивают системы информ. обратной связи, которые регулярно информируют руководителей программ о продвижении в направлении этих целей. По мере накопления результатов многочисленных оценочных исслед,, проводящихся в конкретной области программ, образуется ценный архив информ. в отношении различных подходов к оценке и их общих эффектов. Одна из разновидностей исслед. по О. п., известная как "метаанализ", адресуется к проблеме интеграции исслед. и выявления общих паттернов полученных результатов. Организационные аспекты. В течение 1970-х гг., исслед. по О. п. начали приобретать черты организованной области специализации. Возникли различные профессиональные орг-ции и образовались менее формальные оценочные группы в ряде существующих профессиональных орг-ций. Появились профессиональные журналы, посвященные исключительно исслед. по О. п. и связанным с ними вопросам. Вместе с возросшей академической идентичностью стали разрабатываться программы обучения, предназначенные специально для исслед. по О. п., преимущественно как области специализации в рамках традиционной учебной программы по социол. Несмотря на свою возросшую дисциплинарную идентичность, О. п. по-прежнему остается междисциплинарной областью с т. зр. первичной профессиональной принадлежности ее специалистов. Более того, в ней не наблюдается к.-л. одной преобладающей дисциплины, хотя большинство членов яв-ся специалистами в области общественных наук, прежде всего социол. Т. о., исслед. по О. п. остаются связующей дисциплиной - разнообразным, не поддающимся четкому определению набором понятий и методов, охватывающим традиционные соц. науки и мир соц. программ и проблем, к к-рым они адресуются. См. также Прикладные исследования, Измерение, Обсервационные методы, Организационная диагностика М. Липси
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Оценка программы

program evaluation). Прикладное исследование, направленное на оценку программы от ее планирования до завершения.

Источник: Дж. Гудвин. Исследование в психологии методы и планирование. 2004 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Программа диагностики и оценка уровня профессионально важных качеств у студентов 1-го курса физкульт

Харитонова Л. Г., Лукьянова Н. А.
Переход России к рыночным отношениям и усиление конкурентной борьбы на рынке труда и образовательных услуг привели к формированию на современном этапе новых профессионально важных качеств специалиста
Читать PDF

Контекстное использование методов нейро-лингвистического программирования (НЛП) в оценке персонала о

Рогозина И.В.
Читать PDF

Центр оценки. Особенности метода и принципы стандартизации программ оценивания

Ерофеев Александр Константинович
Эта статья адресована преподавателям экономических и управленческих дисциплин, а также специалистам в области управления человеческими ресурсами и оценки персонала, которые в своей преподавательской и
Читать PDF

Системный подход к проблеме разработки программного обеспечения для оценки психического статуса здор

Козловская В.А., Котова А.Б.
Рассмотрен системный подход к проблеме оценивания психического здоровья человека. Определены концептуальные основы разработки программного обеспечения для оценки психического статуса здоровья.
Читать PDF

НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ОЦЕНКИ

Епанешникова Надежда Викторовна, Кабатаев Максим Владимирович
Представлен анализ современного аппаратно-програмного и инструментально-технологического подхода к нейрореабилитации. Описаны некоторые технические средства нейрореабилитации.
Читать PDF

Количественная оценка востребованности образовательных программ в условиях уровневого образования

Петров В.Л., Гончаренко С.Н.
Приведены количественные характеристики востребованности образовательных программ уровневого образования, определен круг системных задач в области обеспечения финансовой устойчивости вузов, освещены п
Читать PDF

Количественная оценка востребованности образовательных программ в условиях уровневого образования

Петров В.Л., Гончаренко С.Н.
Приведены количественные характеристики востребованности образовательных программ уровневого образования, определен круг системных задач в области обеспечения финансовой устойчивости вузов, освещены п
Читать PDF

Комплекс методов, моделей и программ для создания и оценки качества образовательных информационных р

Домрачев В.Г., Полещук О.М., Антошина И.В.
Домрачев В.Г., Полещук О.М., Антошина И.В. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ, МОДЕЛЕЙ И ПРОГРАММ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.
Читать PDF

Комплекс методов, моделей и программ для создания и оценки качества образовательных информационных р

Домрачев В.Г., Полещук О.М., Антошина И.В.
Домрачев В.Г., Полещук О.М., Антошина И.В. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ, МОДЕЛЕЙ И ПРОГРАММ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.
Читать PDF

Подходы к оценке работы школ здоровья и реализации программ борьбы с артериальной гипертензией

Астанин К.В.
На фоне неблагоприятной демографической ситуации в Новосибирской области продолжает ухудшаться здоровье населения. За 2006 год заболеваемость населения возросла на 2,7 %.
Читать PDF

Проблемы компьютерного Интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам

Зелетдинова Э. А., Яковлева М. Ю., Ильязова М. Д.
В статье проблема повышения качества подготовки специалистов решается через поиск новых форм и методов педагогического воздействия в сфере управления учебным процессом в вузах.
Читать PDF

Проблемы компьютерного Интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам

Зелетдинова Э. А., Яковлева М. Ю., Ильязова М. Д.
В статье проблема повышения качества подготовки специалистов решается через поиск новых форм и методов педагогического воздействия в сфере управления учебным процессом в вузах.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!