ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
процедура, осуществляемая для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Оценка персонала
процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Оценка персонала
это набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных с тремя функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала, мотивация, компенсации и льготы, обучение и развитие. Оценка всегда подразумевает наличие критериев оценки (шкалы, компетенции, KPI) и идеального «портрета» сотрудника, описанного в терминах критериев.

Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010

Оценка персонала
personnel evaluation) О. п. - это формализованная процедура, к-рая позволяет получить информ. о трудовой деятельности работников. Оценки служит двум осн. целям: выполнению административных функций и развитию потенциала рабочей силы. Оценки служат административным целям в той степени, в какой они используются при принятии кадровых решений, касающихся, к примеру, увеличения окладов, распределения работы, должностных повышений и отбора людей для участия в программах обучения. Использование оценок в целях развития трудовых ресурсов касается конкретного работника, поскольку т. о. дают информ. о том, как чел. выполняет свою работу, а тж информ., к-рая может помочь в планировании будущих профессиональных ролей. Разраб. системы оценки деятельности включает в себя по меньшей мере 3 осн. класса процедур и альтернативных решений: а) подробное описание критериев деятельности; б) разраб. мер для оценки деятельности; в) выбор оценщиков (экспертов). Критерии деятельности Качество любой системы О. п. зависит от того, насколько полно выявлены осн. измерения деятельности работающих на конкретных должностях специалистов, к-рых необходимо оценить. Эти измерения должны быть релевантны успешной или неуспешной деятельности работника на определенной должности. Каждое измерение наз. критерием, а их совокупность - критериями. Критерии выявляют посредством профессиографического анализа. Критерии можно классифицировать различными способами. Однако психологи в своих построениях обычно исходят из двух осн. дихотомических классиф., причем вторая имеет еще один уровень дихотомии. Первая классиф. разделяет критерии на объективные и субъективные. Объективные критерии - это обычно часть тех касающихся работника записей, к-рые ведут в орг-ции, и они, по большей части, вполне однозначны. Субъективные критерии, как правило, осн. на оценке деятельности работника к.-л. чел. Субъективные критерии можно, в свою очередь, разделить на связанные с чертами личности и связанные с поведением. Примерами измерений, используемых в роли критериев, связанных с чертами личности работника, яв-ся: дружелюбие, честность, агрессивность, честолюбие, отзывчивость и трудолюбие. В качестве критериев, связанных с поведением, могут выступать отношения с клиентами, компетентность и точность действий при обслуживании оборудования или при работе с центральной вычислительной машиной в режиме реального времени. Психологи почти всегда предпочитают пользоваться объективными критериями, дополненными субъективными критериями, связанными с поведением. Однако при проведении общей оценки и необходимости сравнить большое число работников, выполняющих различные виды работ, использование систем оценок, осн. на поведении, связано с повышенными трудностями. Меры выполнения работы. Когда критерии выявлены, следующей задачей становится определение способов их измерения. Объективные критерии, в силу своей природы, имеют стандарты для своего измерения; т. о., проблемой измерения приходится непосредственно заниматься лишь тогда, когда требуется разраб. шкалы субъективной оценки деятельности. Эта задача сводится к конструированию надежных, валидных, несмещенных и, по возможности, нечувствительных к воздействию побочных факторов шкал. Оценщики (эксперты). В силу иерархического характера большинства орг-ций, имеющих установленный механизм управления, посредством к-рого начальники контролируют работу своих подчиненных, оценку деятельности работников чаще всего производят их непосредственные начальники. Распростр. яв-ся тж практика визирования оценок руководителями следующего уровня. Несмотря на это, нет никаких оснований считать, что начальники находятся в наиболее выгодном положении для того, чтобы произвести оценку. Сослуживцы - отличные источники оценок, часто даже лучшие, чем начальники. Что касается качества оценивания, наилучшее обобщение, к-рое только можно сделать, сводится к следующему: ее нужно варьировать в зависимости от способности оценщика наблюдать какое-то измерение деятельности и выносить по нему свои суждения. Т. о., по одним измерениям деятельности лучшими экспертами м. б. начальники, а по др. - сослуживцы. В нек-рых случаях наиболее точную оценку могут дать третьи лица. Проблемы процедуры проведения оценки. До середины 1970-х гг. психологи, работающие в области оценки деятельности, направляли почти все свои усилия на разраб. рейтинговых шкал для оценки деятельности и процедур использования последних. Предполагалось, что эксперты обладают четкими представлениями об оцениваемой деятельности и что необходимо лишь найти способ точного измерения их мнений. Затем было признано, что более пристального внимания заслуживает весь процесс оценки деятельности. В частности, сейчас существует широко распростр. мнение, что достигнуты пределы тех улучшений, к-рых можно добиться за счет одной лишь конструкции шкал. Пришло время направить свое внимание на процедуру в целом. Один из наиболее важных аспектов этой процедуры связан с признанием того, что оценщик сталкивается с проблемой соц. перцепции, к-рая требует восприятия, памяти и припоминания событий, связанных с восприятием конкретного чел. - оцениваемого работника. С этой т. зр., необходимо понять, как люди воспринимают др. и что они о них помнят; только после того как будет достигнуто такое понимание, можно будет ответить на вопрос, как люди извлекают из памяти информ. об окружающих и фиксируют ее на той или иной шкале. Этот новый подход может послужить толчком к проведению исслед. всей процедуры оценки деятельности и, как следствие, повысить нашу способность оценивать профессиональную деятельность. Наконец, кроме учета особенностей оценщика, необходимо уделить дополнительное внимание характеристикам обстановки, в к-рой выполняется работа. Хотя для психологов, разраб. системы оценивания, процедура оценки имеет первостепенное значение, для руководителя подразделения, имеющего множество др. обязанностей, это только одна из задач, к-рая должна быть выполнена к определенному сроку. Тем самым необходимо уделить больше внимания ситуативным условиям, в к-рых производится оценка, с тем чтобы можно было создать условия, повышающие вероятность точной оценки. В последнее время стараются все больше учитывать ограничения, накладываемые ситуацией, и преодолевать их при разраб. систем О. п. См. также Профессиографический анализ, Оценка труда работника для установления заработной платы, Отбор персонала Д. Р. Илген

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Экспертные системы оценки персонала

Шевчук Л. Ю.
Читать PDF

Комплексная система оценки персонала

Тарасова С. И., Галеев Е. В.
Анализ существующих систем оценки персонала российских университетов показывает, что акцент смещен в сторону рейтинговой оценки профессорско-преподавательского состава.
Читать PDF

Социологическая информация в оценке персонала

Нечаева И. И.
Рассматриваются некоторые основы сбора социологической информации, необходимой для оценки персонала.
Читать PDF

Критерии оценки работы управленческого персонала

Труфанова Татьяна Анатольевна
В статье раскрываются особенности оценки персонала как функции управления персоналом.
Читать PDF

Сочи-2014: Оценка повышения квалификации персонала

Крылова М. А., Рочева Я. С.
Читать PDF

Психологическая оценка персонала: теория и практика

Зеер Э. Ф., Русанова Ю. Л.
Резюме: Представлен теоретический анализ проблемы оценки персонала, выделены критерии. На основе анализа выделены основные группы методов оценки личностно-деловых и профессионально важных качеств персонала.
Читать PDF

Оценка когнитивных способностей при отборе персонала

Серикова Галина Николаевна, Сериков Андрей Леонидович
Рассмотрены принципы оценки когнитивных способностей при отборе персонала. Приведены достоинства и недостатки психологического тестирования когнитивных способностей кандидата.
Читать PDF

Методы оценки персонала в рекрутинговой деятельности

Пешехонова Елена Александровна
В статье проанализированы современные методы оценки, которые применяются специалистами по подбору персонала: собеседование, центры оценки, тестирование (профессиональное и личностное), проверка рекомендаций, графология и др.
Читать PDF

Обоснование инновационной технологии оценки персонала

Шаповал Валентин Анатольевич, Голянич Валерий Михайлович
Обосновывается актуальность создания на основе структурно-функциональной модели личности Г. Аммона новой технологии оценки персонала.
Читать PDF

Оценка и контроль персонала образовательных учреждений

Рубина М. Ю.
В статье обосновываются методы оценки и контроля персонала образовательного учреждения.
Читать PDF

Оценка персоналом эффективности корпоративного обучения

Иванова Татьяна Николаевна
Совершенствование и развитие материальных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня рабо
Читать PDF

Персонализированный подход к оценке энерготрат самбистов

Выборнов Василий Дмитриевич, Никитюк Дмитрий Борисович, Бадтиева Виктория Асланбековна, Баландин Михаил Юрьевич, Иванова Татьяна Сергеевна
В статье представлены результаты исследования энерготрат самбистов, учащихся ГБОУ «Центр спорта и образования “Самбо-70”» 14-16 лет (n=100) на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.
Читать PDF

Сопротивление персонала изменениям в оценке HR-менеджеров

Мкртычян Герасим Амирович, Войлокова Елена Евгеньевна
Исследованы психологические причины и организационные барьеры сопротивления персонала изменениям. Использован метод стандартизированного интервью на основе разработанного авторами опросника.
Читать PDF

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Чирковская Елена Георгиевна, Снесарева Елена Владимировна
Статья посвящена описанию авторской модели оценки персонала организации. В качестве интегральных критериев в моделе оценки предложены: интеллекктуальные и коммуникативные способности, а также особенности самоорганизации.
Читать PDF

Применение нечётких чисел для оценки квалификации персонала

Скороход С. В.

Похожие термины:

  • ЦЕНТР ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

    программа (набор психологических методов) оценки потенциала сотрудников организации; используется преимущественно для оценки сотрудников, обладающих потенциалом профессионального роста, разра
  • МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

    способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).