Оценка личности

Найдено 1 определение
Оценка личности
personality assessment) Измерение черт личности на протяжении многих десятилетий составляло важную функцию клинических психологов. Личность не подходит на роль предмета догадок или оценки непроверенными, ненаучными и ненадежными методами. Личность чел. была и остается сферой приложения непрестанных исследовательских усилий психологов, что в результате привело к разработке проверенных и заслуживающих уважение методов ее оценки, к-рые ныне широко признаны и приняты как обладающие ценностью, далеко превосходящей те бессистемные, использовавшиеся от случая к случаю методы, к-рые были характерны для донаучной эры изучения личности. Цели оценки личности Определение ответственности в правовых вопросах. Порой возникают трудности при ответе на вопрос, яв-ся ли лицо, обвиняемое в совершении уголовного преступления, ответственным за вменяемое ему деяние или оно страдает психич. расстройством либо дефектом, исключающим такую ответственность. В принятии такого рода решений суды опираются на мнения психологов, к-рые используют измерительные инструменты для определения того, может ли данный чел. понимать реальность так, как это делает нормальная личность, может ли он логически и рационально мыслить, а также планировать и организовывать свое поведение таким способом, к-рый позволяет его контролировать и нести за него ответственность. Использование психол. тестов для измерения личности считается достаточно объективным и поэтому более надежным, чем более субъективные способы оценки. Определенную проблему при О. л. обвиняемого представляет "симуляция". Иногда, чтобы избежать наказания за совершенное преступление, обвиняемый пытается имитировать психич. болезнь. Общественное мнение с недоверием относится к способности профессиональных психиатров выявлять такого рода обман. Использование психол. тестов, однако, безусловно увеличивает шансы группы специалистов в принятии верных решений. Определение пригодности для предоставления права опеки над детьми. Чрезвычайно трудной проблемой яв-ся определение того, какому из разводящихся родителей в ситуации спора следует предоставить право опеки над детьми. Суды предпочитали бы иметь ответственного, чуткого, терпеливого и занимающего прочное положение в жизни родителя, и очевидно любой из них старается казаться таким при решении вопроса о предоставлении права опеки. Однако психологи, располагающими разнообразными методами оценки, могут определять с большей точностью, нежели какие-либо др. специалисты, действительно ли тот или иной чел. обладает желаемыми родительскими характеристиками или только претендует на них. Выбор профессии при индивидуальном консультировании. Проблема выбора профессии яв-ся одной из важнейших проблем, с к-рыми сталкиваются все люди, поскольку она в значительной степени определяет их общее чувство собственной компетентности и адекватности. Посредством О. л. можно определить, подходит ли для данного чел. больше спокойная либо, напротив, требующая активности работа, или, напр., предполагающая тесное общение с людьми, более организованное и формальное общение либо вообще не предполагающая общения профессия. Планирование психотерапевтического вмешательства. Существуют различные виды психотер., но не все они оказываются в равной степени эффективными для каждого. О. л. позволяет прогнозировать, что одним людям могут принести большую пользу интроспективные методики, приводящие к инсайту; другие могут извлечь больше преимуществ из обучения соц. умениям в группе, тогда как третьи достигнут наилучших результатов с помощью ведения дневников и отработки планируемых способов поведения. Уровни оценки личности Измерение личности представляет собой одну из наиболее трудных и сложных задач. Такое измерение может осуществляться на нескольких различных уровнях. Ролевое поведение в обществе. Большинство людей, с к-рыми имеют дело психологи, направляются к ним из-за особенностей поведения, так или иначе нарушающих благополучие других. Напр., мн. людей направляют на принудительное лечение в больницы по причине оскорбительного и конфликтного поведения, оказывающегося нестерпимым для окружающих. Также мн. детей приводят в клиники детской психокоррекции из-за того, что их родители или учителя не могут справиться с их деструктивным поведением. Подобным образом в семьях, обращающихся за помощью к психологу, зачастую один или более из членов семьи приходят по настоянию других, считающих их поведение невыносимым. Сознаваемая Я-концепция. Очевидно, любая программа О. л. должна включать информ., предоставляемую индивидуумом на основе сознательных представлений о самом себе. Наиболее распространенным методом для получения такого вида информ. служит клиническое интервью. Другим является личностный опросник. В целях полного охвата личности большинство психологов используют также средства измерения фантазий индивидуума, его внутренней жизни или бессознательного. Оценка этой стороны личности достигается чаще всего путем проведения проективных тестов. Современное состояние оценки личности Область О. л. постоянно расширяется по мере обнаружения новых сфер ее применения. Возникает потребность в более быстрых и эффективных в сравнении с использовавшимися в недавнем прошлом методах, к-рые бы подходили для расширяющейся клиентуры. Психологи зачастую представляют собой верхушку пирамиды, осуществляя руководство парапрофессионалами, к-рые в свою очередь руководят работающими на общественных началах добровольцами. Отсюда возникает потребность в упрощении методов О. л., с оставлением за психологами лишь самой сложной ее части - интерпретации. Это позволило бы максимально эффективно использовать профессиональное время квалифицированного психолога. См. также Проективные методики, Надежность диагнозов, Методы тестирования У. Клопфер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.61 кб

Оценка личностного развития ученика

Решетников О. В.
В статье рассматривается роль оценки личностного развития обучающихся в повышении эффективности образовательного процесса, необходимость учета более широкого, чем только ЕГЭ, спектра показателей успешности образовательного процесс
Читать PDF
258.41 кб

Оценка личностного развития учащихся

Строкова Тамара Александровна
Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, в основу которых заложен компетентностный подход, требует новых критериев, процедур и инструментария измерения личностных достижений школьников.
Читать PDF
376.74 кб

Моделирование оценки инновационности личности

Машегов П.Н.
Вследствие многогранности, неоднозначности и "несводимости" явления "инновация" к простейшим явлениям человеческой и общественной жизни в психологии, в настоящее время практически отсутствует понятие "инновационности личности".
Читать PDF
221.86 кб

Оценка учениками личности и деятельности учителя

Слепко Юрий Николаевич
В статье проводится качественный анализ эмпирической структуры отношения учащихся общеобразовательной школы к основным компонентам деятельности учителя.
Читать PDF
768.44 кб

Методики оценки уровня личностного роста учащихся

Скоренко Анна Анатольевна
В статье анализируется понятие личностного роста применительно к учащимся средней школы. Выявлены методики, позволяющие всесторонне оценить уровень личностного роста учащихся.
Читать PDF
463.96 кб

Содержание оценки личностных достижений школьников

Лях Юлия Анатольевна
В связи с изменениями в политической системе, институциональной организации жизни и сфере общественных ценностей происходят существенные сдвиги в сознании и психологии людей.
Читать PDF
4.45 мб

Роль общества и личности в оценке качества образования

Третьякова Татьяна Васильевна
Рассматриваются философский, социальный, экономический, правовой аспекты понятия качества образования с точки зрения потребителя образовательных услуг.
Читать PDF
471.36 кб

Новые подходы к оценке степени ценностного единства личности

Голянич Валерий Михайлович, Тулупьева Татьяна Валентиновна, Шаповал Валентин Анатольевич
В работе с использованием методики оценки ценностей Шварца, психодинамически ориентированного личностного опросника ПОЛО «Ресурс» и теста «Индекс жизненного стиля» исследовались взаимосвязи предложенного авторами психологического
Читать PDF
1.33 мб

Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики

Полякова Татьяна Николаевна
В статье проблема оценки личностных результатов школьников рассматривается с позиций личностно ориентированного подхода.
Читать PDF
193.06 кб

Оценка личностно-деловых качеств специалистов в области фармации

Сушкова Мария Сергеевна, Шарахова Елена Филипповна
Представлены результаты исследования по диагностике и сравнительному анализу личностно-деловых качеств фармацевтических специалистов с применением оригинальной методики.
Читать PDF
1.79 мб

Оценка личностных профессиональных качеств будущих учителей технологии

Тимошенко Александр Иванович, Нарулина Танзиля Равильевна
В статье экспериментальным путем, с помощью метода экспертных оценок, установлены наиболее важные профессиональные качества, которыми должен обладать современный учитель технологии,
Читать PDF
1.50 мб

Оценка качества учебных текстов для личностно ориентированного обучения

Зотин А. Г.
Статья посвящена проблеме оценки качества учебных текстов для личностно ориентированного обучения студентов в условиях ограниченного времени.
Читать PDF
482.51 кб

Возможности метода фокальных объектов в оценке инновационности личности

Быкова Е.С.
В статье обозначены возможности использования метода фокальных объектов при оценке инновационности личности.
Читать PDF
348.35 кб

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО, СОСТОЯЩЕГО НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Емельянова Анастасия Георгиевна
Описывается методика, позволяющая субъектам профилактики получить оценку личности осужденного, состоящего на профилактическом учете, на которую они будут ориентироваться при планировании и проведении профилактических мероприятий.
Читать PDF
3.05 мб

Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот

Кузьмина Екатерина Петровна
В статье рассматривается проблема личностной зрелости в контексте социализации детей-сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж».

Похожие термины:

  • МЕТОД ГРУППОВОЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

    заключается в получении на основе учета мнений некоторого числа экспертов, т. е. людей, хорошо знающих аттестуемого по совместной работе, наиболее полной оценки личности. Используется обычно в про