Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны это что такое Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны: определение — Психология.НЭС
Оценивание результатов обучения Оценка

Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны

Найдено 1 определение:

Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны

Оценивание - это суждение о соответствии чего-либо тому, что заведомо имеет ценность. Оценивание в общем случае - это соотнесение с ценностно-нагруженным эталоном. Эталоны имеют внеш. и внутр. формы существования, постоянно переходящие друг в друга: как формирование психич. образа того, что используется на практике в кач. объективной меры (интериоризация), и как материальное воплощение субъективных представлений о подходящих мерах (экстериоризация). Внеш. эталоны получают телесное и/или символическое выражение и поэтому называются объективными. Их наиболее распространенная форма это форма шкалы, или оси, или «лестницы». Шкала имеет опр. пределы и дробность (градации, «ступени»), число к-рых чаще всего находится в пределах 7 ± 2. Внутр. эталоны субъективны. Это критерии, или меры оценивания, производные от актуального, ситуативного состояния того, что называют «субъективным опытом». С др. стор., эти меры оценивания производны от ситуациидля-субъекта, или от субъективной картины того, что происходит «здесь и сейчас», в контексте опр. деятельности, в к-рую вовлечены люди. Феноменологически, на уровне сознания, внутр. эталоны обнаруживают себя только через данность объектов субъекту, ибо они определяют (задают) координаты этой данности. В сер. ХХ в., в связи с развитием компьютерной техники и ее программного обеспечения, резко увеличились возможности исследования текстов. Используя их, Ч. Осгуд с сотрудниками обобщил огромный речевой мат-л, полученный в разл. странах мира. По результатам многих исследований был сделан вывод о наличии 3 самых общих оснований оценивания, или эмпирических факторов. Это собств. оценка с полюсами положительности и отрицательности (удовольствия и неудовольствия), или фактор Оценки (Evaluation). Это интенсивностная характеристика с полюсами силы и слабости проявления чего бы то ни было (напряжения - расслабления), или фактор Силы (Potency). И это кинетическая характеристика с полюсами активности и пассивности проявлений (возбуждения замирания), или фактор Активности (Activity). Триада «Оценка - Сила - Активность» раскрывает самую общую эмоциональную реакцию человека на стимулы. На практике каждый общий фактор конкретизируется множеством частных биполярных факторов, к-рые учитываются посредством соответствующих шкал. Технологически это бывает оформлено в виде методик «полярных профилей», а в наиболее формализованном случае - в виде «семантического дифференциала» (СД). Их использование позволяет судить об индивидуальных и о групповых тенденциях при оценивании разл. объектов. К концу прошлого века усилились тенденции системного описания действительности. В контексте разработки проблем такого описания в психологии В. А. Ганзен пришел к выводу, что осн. характеристиками любого объекта являются Пространство, Время, Субстрат (качественная определенность), Энергия и Информация. Эти характеристики являются самыми общими и связаны между собой. При опр. условиях можно абстрагироваться от их связей и учитывать отдельные характеристики как независимые от остальных. Тогда они и берутся в кач. подходящих оснований для оценивания, причем с любым уровнем специализации. Однако реальность описывается всеми 5 характеристиками. Поэтому при стремлении оценивать объект в целом эти характеристики выступают как «пентабазис», к-рый может быть конкретизирован и по разл. основаниям, и со сколь угодно выраженной полнотой, в соответствии с контекстом, в соответствии с целями и задачами оценивания. Среди человеческих проявлений оцениваются прежде всего внешность, экспрессивное и инструментальное (исполнительское) поведение, деятельность и ее продукты, - все, что непосредственно дано при восприятии. При условии понимания человека человеком, т. е. при достаточной субъективной опосредствованности познания, оценке подлежат также и результаты интерпретации того, что было воспринято. В повседневной жизни часто говорят об оценке личности и о самооценке, а также об оценке т. наз. человеческих качеств, или «личностных черт», сложившихся в результате формирования субъективного опыта. «Личностная черта» определяется как устойчивая предрасположенность (диспозиция) человека к опр. поведению в опр. условиях. Такая предрасположенность имеет своей основой взаимодействие факторов, в роли к-рых выступают уровни психич. интеграции (или душевной организации) человека. В их числе темперамент (видовой опыт), личность (социальный опыт), память (опыт собственной жизни), субъект психич. деятельности (опыт преобразования действительности) и индивидуальность - духовный опыт, или опыт преобразования собственной душевной жизни. С сер. XX в. проводились исследования, в к-рых была обнаружена согласованность статистических описаний того, как соотносятся между собой оценки разл. людьми множества личностных качеств у носителей этих качеств. При обобщении оценок по многим сотням и даже тысячам качеств довольно устойчивым оказалось выделение 5 личностных факторов, названных «Большой пятеркой» (А. Г. Шмелев). Это энергичность (или экстраверсия) - Surgency (or Extraversion), дружелюбие (согласие) - Agreeableness, совестливость (сознательность) Conscientiousness, эмоциональная стабильность - Emotional stability, интеллект (или культура, или открытость новому опыту) - Intellect (or Culture, or Openness). Каждый фактор может рассматриваться как биполярный, и оба полюса могут специализироваться и конкретизироваться настолько детально, насколько это нужно. На практике часто выражается заинтересованность в «повышении объективности оценки». Под этим подразумевается определенность внеш. эталонов (шкал) и определенность процедуры их использования. Однако нельзя освободиться от субъективности того, кто проводит оценку, сколь бы ни были тщательно разработаны принципы, шкалы и процедуры для оценочной деятельности. Так, в педагогике общим местом является указание на необходимость оценивать не человека, а его поведение, его действия, его деятельность и их результаты с установкой на конструктивное развитие оцениваемого. Но даже профессиональные исследователи, использующие разл. шкалы оценки и самооценки, не всегда справляются с метафоричностью, глобальностью и синкретизмом, естеств. для обыденного сознания. В оптимальном случае необходимоучитывать наличие и неизбежные проявления субъективности. Следует учиться их использовать для оптимизации совместной деятельности. Среди наиболее устойчивых проявлений субъективности при оценивании человека выделяются хало-, ниво-, ко-эффекты, эффекты безотчетного структурирования и субъективные тенденции. Хало- или галоэффект, или эффект ореола, заключается в распространении частной, ситуативной оценки по какому-то одному основанию на др. ситуации, по др. основаниям или даже на человека в целом. Ниво-эффект, или эффект фона, заключается в зависимости отдельной оценки от др. оценок, к-рые ей предшествовали и/или с ней соседствуют (в виде распределения отметок). Ко-эффект, или эффект сходства между оценивающим и оцениваемым, заключается в пристрастности первого при оценке второго. Пристрастность может быть обусловлена действительным или мнимым сходством. Она может быть положительной (чаще всего), и тогда оценка завышается. Эта пристрастность может быть отрицательной (гораздо реже), и тогда оценка занижается. Безотчетное структурирование при оценивании заключается в том, что при познании по законам стереотипизации любое частное проявление становится основанием для субъективного «достраивания», для субъективного восстановления цельности или для моделирования целого по части. Оцениваемое проявление трактуется как вполне опр., «полномочный» представитель сущности. Взаимно-многозначные отношения между явлением и сущностью сводятся к однозначной связи между признаком и его носителем (атрибутом и субстратом). Оценка поведения распространяется на человека (на «личность») в соответствии с «имплицитной теорией человека» у оценивающего. Субъективные тенденции оценивания заключаются в том, что разл. объекты устойчиво относятся к опр. местам оценочной шкалы. В частности, может быть выражено завышение или занижение отметок, их усреднение, поляризация, при к-рой задействованы зоны шкалы только с минимальными и максимальными значениями, и квотизация, при к-рой оценщик сознательно ориентируется на опр. распределение отметок на шкале. Оценивание является общим механизмом перехода от получения информации (собств. восприятия) к интерпретации, или к осмыслению (пониманию) воспринятого. Лит.: Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984; Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987; Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982; Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод. пособие. М., 1999; Панферов В. Н. Психология человека: Учеб. пособие. СПб., 2000; Первин Л., Джон О. Приближение к единой модели: пятифакторная модель личностных черт. М., 2001; Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002. Б. А. Еремеев
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Оценивание человека: внешние и внутренние эталоны — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком

Полев Дмитрий Михайлович
Представлен анализ соотношений понятий, используемых при изучении процесса категоризации человеком объектов окружающего мира: эталона, прототипа и стереотипа. Показано, что при изучении восприятия человека человеком предпочтительнее использование понятия прототип, так как по сравнению с эталоном оно имеет специфику, позволяющую эффективно отражать динамичные и нестрогие категории, характерные для объектов социальной перцепции. Обозначены существенные различия между прототипом и стереотипом по параметрам формирования, изменения и механизмам функционирования. Утверждается, что именно формирование прототипа является средством повышения точности восприятия человека человеком.
Скачать PDF

Трансформация взаимодействия человека с внешним миром в учебную деятельность

Кумышева Рима Мухамедовна
В статье определены понятие и структура внутренних ресурсов человека, их роль в равновесии между внешним миром и внутренним миром человека; выделены условия его достижения. Описан формирующий эксперимент с использованием авторской модели учебной деятельности, направленный на достижение студентами равновесия с внешним миром.
Скачать PDF

Типология К. Юнга с позиций информационного взаимодействия человека с внешним миром

Чистяков Владимир Анатольевич
В статье предложена модель информационного взаимодействия человека с внешним миром. В основе модели лежат хорошо известные экспериментальные данные: информация передается человеку при помощи 1-й и 2-й сигнальной системы. Информация в мозгу обрабатывается двумя полушариями, которые работают совместно, но независимо.
Скачать PDF

Внешние и внутренние факторы активности продавцов-консультантов

Бушха Ольга Станиславовна
Профессиональная активность личности является динамическим компонентом профессиональной деятельности, обуславливает её направленность и детерминирована внешними и внутренними факторами. В частности, в статье анализируются внутренние факторы (ценности, направленность, потребности, социально-психологическая зрелость личности) и внешние факторы (стиль управления, размер коллектива, аксиологическое сходство) активности продавцов-консультантов
Скачать PDF

Позитивное восприятие другого человека как показатель открытости системы внутреннего мира интеллекту

Климонтова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена исследованию малоизученной области восприятию другого человека интеллектуально одаренными подростками. В статье позитивное восприятие другого человека рассматривается как показатель открытости внутреннего мира человека. Анализируются данные, полученные в результате применения авторской методики предназначенной для исследования восприятия человека человеком. На основе сравнительного анализа, констатируется более позитивное восприятие других интеллектуально одаренными подростками, обеспечивающее открытость информационному воздействию.
Скачать PDF

Где проходят границы между «Внутренним» и «Внешним» опытом?

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Выделяются критерии разделения между внутренним и внешним опытом: критерий направленности, критерий чувствительности, критерий свидетельства. С феноменологических позиций проводятся границы между внутренним и внешним опытом как имманентным и трансцендентным восприятием. Рассматриваются интерсубъективные и дискурсивные основания разделения на «внешнее» и «внутреннее».
Скачать PDF

Концепт внутреннего мира человека в русских былинах

Клыпа Ольга Викторовна
В статье дан психологический анализ русских былин, которые представляют собой особый вид исторических источников изучения обыденных психологических воззрений и отражают широкий спектр психологических представлений и переживаний человека, являясь продуктом коллективного творчества народа.
Скачать PDF

Взаимосвязь внешних и внутренних факторов школьной адаптации

Григорьева Марина Владимировна
В статье рассматривается проблема комплексного влияния различных внешних и внутренних факторов школьной адаптации. Школьная адаптация представляется как сложная, многоуровневая система, анализ которой необходимо осуществлять с позиций комплексного и системного подходов. Эмпирически выделены типы организации комплексных факторов школьной адаптации. Показано влияние различных структурных организаций факторов на результаты отдельных адаптационных процессов в школе. Выявлены оптимальные структурные организации факторов школьной адаптации и структурные организации, не способствующие эффективной адаптации школьников к условиям обучения
Скачать PDF

Внешние и внутренние факторы формирования морально-нравственного сознания индивида

Прокофьева Наталья Владимировна
Статья посвящена внешним и внутренним условиям формирования морально-нравственного сознания индивида. В ней рассматриваются проблемы включенности социума в нравственное воспитание личности. Обозначены моральные проблемы современного общества. Описана формальная и содержательная сторона морали. Изложены некоторые мысли о формировании полноценного морально-нравственного сознания личности.
Скачать PDF

Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект

Медведев Дмитрий Алексеевич
Статья посвящена проблеме построения дифференциальной психологии внутреннего мира человека. Автор рассматривает внутренний мир человека как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты эмпирического исследования гендерного аспекта развития данного психического образования.
Скачать PDF

Внешние и внутренние источники толерантности

Макаров Юрий Александрович
В статье речь идет о внутренних и внешних источниках толерантного поведения. На примере результатов чужих и собственных исследований автор характеризует биологические, социальные и личностные предпосылки толерантности.
Скачать PDF

Внешние и внутренние факторы развития субъектности шестилетнего ребенка

Суворова О.В.
В статье содержится анализ внешних и внутренних факторов развития субъектности шестилетнего ребенка. Система деятельностей и отношений, в которые включен ребенок, являются условиями развертывания его возможностей, способностей и личностных характеристик. Автор рассматривает субъектно-ориентированное взаимодействие со взрослым как важнейший внешний фактор развития субъектности ребенка.
Скачать PDF

Похожие термины: