ОБУЧЕННОСТЬ
ОБУЧЕННОСТЬ
результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Обученность
результат обучения, которого достиг человек по завершении определенного этапа или ступени.
Зная цели, уровень, содержание, направленность обучения, можно предположить, каким областям знаний и навыков обучен человек. Это предполагает оценку уровня О. — высокого, низкого, среднего. Для подобной диагностики чаще всего используются тесты знаний и навыков, которые позволяют сравнить результат каждого обучавшегося со стандартными нормами для аналогичной выборки.
В истории отечественной педагогической психологии проблема диагностики О. в разные исторические периоды имела свое решение. В начале XX в. с появлением в 1905 г. метода тестов (шкала Бине— Симона) и с развитием тестологии — отрасли психологии, направленной на разработку и стандартизацию тестов, аналогичные процессы начались и в сфере образования. Так, были созданы тесты О., или тесты достижений. Например, в России в 1930-е гг. они широко использовались при переводе из начальной школы в среднюю и из одного класса в другой. Показателями О. выступали: скорость чтения и правильность понимания, трудность решаемых в единицу времени задач, количество способов решения задачи, предложенных учеником, количество ошибок в диктанте, правильность и полнота морфологического или синтаксического анализа и т. п. Результаты тестов О. рассматривались в качестве одного из объективных показателей результативности обучения, соответственно его целям. В структуру таких тестов входят субтесты, проверяющие достижения в различных предметных областях, но есть и самостоятельные тесты по оценке О. в той или иной предметной области.
В 1920—1930-х гг. в России получила широкое распространение педология — направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы в рассмотрении проблем развития ребенка. В 1936 г. партийные и советские органы подвергли резкой критике педологию как науку и фактически запретили использование метода тестов в педагогической практике. О. стали оценивать, ориентируясь на другие критерии, и прежде всего на оценку учителя, которая всегда субъективна и относительна. Вероятно, поэтому вопрос об оценивании результатов обучения многие годы оставался предметом дискуссий. Впервые после 1936 г. тест публично был «реабилитирован» на симпозиуме по психодиагностике в Риге в 1970 г. В 1980— 1990-е гг. отдельные учителя и исследователи предлагали свои тестовые задания на проверку О., тесты О. стали использовать в некоторых школах, но эта практика была результатом экспериментальной работы лишь группы энтузиастов. В 1995 г. в России создан Центр тестирования Министерства образования, одна из задач которого — тестовая оценка О. выпускников российских школ.
Литература
Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
Зная цели, уровень, содержание, направленность обучения, можно предположить, каким областям знаний и навыков обучен человек. Это предполагает оценку уровня О. — высокого, низкого, среднего. Для подобной диагностики чаще всего используются тесты знаний и навыков, которые позволяют сравнить результат каждого обучавшегося со стандартными нормами для аналогичной выборки.
В истории отечественной педагогической психологии проблема диагностики О. в разные исторические периоды имела свое решение. В начале XX в. с появлением в 1905 г. метода тестов (шкала Бине— Симона) и с развитием тестологии — отрасли психологии, направленной на разработку и стандартизацию тестов, аналогичные процессы начались и в сфере образования. Так, были созданы тесты О., или тесты достижений. Например, в России в 1930-е гг. они широко использовались при переводе из начальной школы в среднюю и из одного класса в другой. Показателями О. выступали: скорость чтения и правильность понимания, трудность решаемых в единицу времени задач, количество способов решения задачи, предложенных учеником, количество ошибок в диктанте, правильность и полнота морфологического или синтаксического анализа и т. п. Результаты тестов О. рассматривались в качестве одного из объективных показателей результативности обучения, соответственно его целям. В структуру таких тестов входят субтесты, проверяющие достижения в различных предметных областях, но есть и самостоятельные тесты по оценке О. в той или иной предметной области.
В 1920—1930-х гг. в России получила широкое распространение педология — направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы в рассмотрении проблем развития ребенка. В 1936 г. партийные и советские органы подвергли резкой критике педологию как науку и фактически запретили использование метода тестов в педагогической практике. О. стали оценивать, ориентируясь на другие критерии, и прежде всего на оценку учителя, которая всегда субъективна и относительна. Вероятно, поэтому вопрос об оценивании результатов обучения многие годы оставался предметом дискуссий. Впервые после 1936 г. тест публично был «реабилитирован» на симпозиуме по психодиагностике в Риге в 1970 г. В 1980— 1990-е гг. отдельные учителя и исследователи предлагали свои тестовые задания на проверку О., тесты О. стали использовать в некоторых школах, но эта практика была результатом экспериментальной работы лишь группы энтузиастов. В 1995 г. в России создан Центр тестирования Министерства образования, одна из задач которого — тестовая оценка О. выпускников российских школ.
Литература
Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.