ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Программированное обучение
обучение в виде системы умственных действий, разработка алгоритма действий и организация обратной связи как основы регуляции процесса научения.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Программированное обучение
процедура, которая доводит информацию до учащегося малыми порциями, гарантирует мгновенную обратную связь касательно правильного усвоения материала и позволяет учащемуся определять темп его изучения.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Общий термин, относящийся к применению любой машины или другого устройства в качестве технологической помощи в обучении. Наиболее распространенные из таких средств – программированный текст и компьютер; см. компьютеризованное обучение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ
1. Общее название системы методов обучения, основанных на использовании обучающих машин (например, ЭВМ) для оказания помощи человеку в усвоении им тех или иных знаний. 2. Обучение, осуществляемое в соответствии с заранее заданной, определенной программой, предполагающее разумное, целенаправленное управление учебным процессом. О.п. во всех его вариантах рассчитано на самостоятельное приобретение учащимися знаний, умений и навыков. Одним из создателей и первых разработчиков О.п. является Б.Ф. Скиннер.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ
система методов и средств обучения, основой коего выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, коими учащиеся могут пользоваться 9амостоятель-но, соответственно своим индивидуальным особенностям, уровню развития, индивидуальному темпу. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответственных шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении - разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного обучения программированного. Ныне в обучении программированном применяются системы адаптивные на базе компьютера.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение, в основе к–рого лежит обучающая программа, где строго систематизируется сам учебный материал, действия учащегося по его усвоению и формы контроля усвоения. Учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ из нек–рого числа заранее заготовленных преподавателем-программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа. Выделяют линейные и разветвленные программы. В линейных – каждый учащийся изучает одинаковую для всех, одну и ту же последовательность учебных доз. Разветвленная программа дает возможность каждому учащемуся приходить к заданной цели обучения различным путем в зависимости от своих индивидуальных способностей, т.к. после каждой учебной дозы в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос учащийся переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые «ветви» программы, к–рые содержат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, восполняют «пробелы» знаний. Обучающая программа м.б. реализована с помощью технического устройства, либо с помощью программированных учебников. П.о. эффективно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Программированное обучение
Словообразование. Происходит от греч. programma - предписание.
Категория. Форма обучения.
Специфика. Система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание перейти к следующему учебному заданию, а при неправильном решении - разъяснение допущенной ошибки и указание повторить выполнение того же или сходного учебного задания.
Виды. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются компьютерные адаптивные системы.
Литература. Crowder N.A. Automatic training by intrinsic programming // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960;
Skinner B.F. Teaching Machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960;
Crowder N.A. Simple ways to use the student response for program control // (Eds.) Margulies S., Eigen L.D. Applied Programmed Instruction. N.Y.-L., 1962;
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. Изд. Мос. Унив., 1975, с. 250-318

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
это модель теоретическо-научных представлений и конституционально-тектонических матриц, кот. обеспечивают потенциально-автономные возможности самостоятельного приобретения знаний, навыков, умений субъектами-учащимися, это и вид-форма автономно-индивидуальной работы школьников, связанная с решением общепроблемно-управленческих процессов обучения, усвоения материала, основанных на механизмах обратной связи, подкрепления, как динамично-базальных индикаторах процесса усвоения-гностизации когнитивных моделей, информации, информматериала; со-гласно постулатам некот. ученых, матрицы П.о. должны интерпретироваться-исследоваться как эмпирическо-индивидуальные формы процессов обучения, в моделях коих любой учащийся может обучаться конгруэнтно собственным индивидуальным способностям, мультиуровням эволюций психики, индивидуально-личностным темпоральностям-ритмам обучения, а такая форма, по их мнению, и должна ориентировать учебный материал на слабых, средних или же сильных учащихся; в совр. эпоху для устранения дифференциально-гипостазных ошибок, промахов стали разрабатываться дифференциально-диффузные формы-модели программированных учебных материалов и тектонизироваться конкретные варианты-версии интерпретации данных материалов для их апробации в методиках обучения с помощью различных техсредств и ЭВМ, а сами системы получили денотацию автоматизированных обучающих систем-моделей, когда обучающая техника используется для решения конкретно-учебных целей-задач-проектов; самыми апробированными версиями использования компонентов П.о. стали: автоматизация регуляции-контроля знаний субъектов-учащихся, апробация программ ЭВМ для консультаций учеников, использование принципов-тезисов проблемного обучения учеников с применением-задействованием оптимумно-прагматических матриц диалого-учебной корреляции в процессе самого обучения с помощью ЭВМ, диалог — субъект-учащийся и ЭВМ, когда к примеру на мониторных кадрах ЭВМ школьнику разъясняются его ошибки.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Программированное обучение
греч. programma— публичное объявление, распоряжение, указ] — обучение по заранее разработанной программе, в которой полностью предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея П. о. была предложена в 50-е гг. XX в. американским психологом Б.Ф. Скиннером с целью повысить эффективность управления процессом учения, используя достижения экспериментальной психологии и техники. Объективно П. о. отражает применительно к сфере образования тенденции, появившиеся в ходе научно-технического прогресса: тесное соединение науки с практикой, передача определенного класса действий человека машинам; возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу и, прежде всего, кибернетики — науки об общих законах управления. Наиболее известна концепция П. о. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно которой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской теорией, обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Для выработки правильной реакции используются: принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип подсказок. Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие дается полностью, затем — с пропуском одного слова,,двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия 4 строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно. Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций. Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на линейные, разработанные Скиннером, и так наз. разветвленные программы Н. Краудера. Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В получивших широкое распространение разветвленных программах кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматривают дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, которые ограничивают познавательную деятельность в основном восприятием и памятью. Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетической точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «черного ящика», что применительно к обучению человека мало продуктивно, т.к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Контролировать познавательную деятельность позволяет деятельностный подход к обучению, который разработан в нашей стране. Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования учебного процесса и возможность управлять процессом учения по ходу егб осуществления. Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса, т.е. с разработкой конструктивных предписаний (алгоритмов), которыми должны руководствоваться как учащиеся, так и обучающие. В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому П. о. всегда связано с использованием обучающих машин (машинное П. о.) и программированных учебников (безмашинное П. о.). При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиционного обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью программы, реализуемой обучающей машиной или др. средствами автоматизации). Сложность учебного процесса, недостаточная изученность его закономерностей не позволяют заранее предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при его осуществлении. Следовательно, полная автоматизация обучения невозможна и на определенных этапах его протекания необходимо вмешательство преподавателя, который должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика. Эффективность П. о. определяется степенью учета программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфических закономерностей учебного процесса при реализации этих требований. П. о. не следует отождествлять с автоматизацией учебного процесса с помощью различных технических средств (магнитофонов, кинопроекторов и т.д.), где предъявление и обработка информации в процессе обучения осуществляется без программы управления процессом усвоения. Разработка научно обоснованных обучающих программ, реализуемых адекватными им современными техническими средствами, открывает путь для существенного повышения эффективности учебного процесса на всех уровнях образования. Н.Ф.Талызина

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005