ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Обучающий эксперимент
форма естественного эксперимента. Характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Обучающий эксперимент
Категория. Форма естественного эксперимента.
Специфика. Характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, "актуального" уровня и конечного, соответствующего "зоне ближайшего развития". Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
англ. educational experiment) - разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются (создаются) в условиях опыта. О. э. начал широко применяться в отечественной психологии с 1930-х гг. (см. Экспериментально-генетический метод, Экспериментальное обучение). С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знании, умений, навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап - т. н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний (умений и навыков). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором.
О. э. обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который уч-ся еще не изучался. Принято называть О. э. опытом, "забегающим вперед" по сравнению со школьной программой.
Основной опыт имеет разные фазы: в 1-й испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформулировать закономерность, составляющую условие задачи, и т. п.). На последующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, заранее строго дозированная (но различная для разных испытуемых) помощь. Т. о., О. э. дает возможность выявить как "актуальный уровень" развития, так и "зону ближайшего развития" (по терминологии Л. С. Выготского).
О. э. используется в психологии не только для исследования, но и диагностики умственного развития, в частности, такого свойства личности, как обучаемость. О. э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. Во 2-м случае выбираются заведомо трудные (для данного субъекта) задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора. В таком виде О. э. широко применяется в патопсихологии.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ
является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели - преобразующим экспериментом.
Э.о. направлен на изучение изменений в характере и в процессе усвоения знаний, умений, навыков, на выявление динамики хода усвоения, на изучение знаний и умений в процессе их становления. В психологии профессиональной деятельности Э.о. выявляет наиболее благополучные условия для профессионального обучения.
Э.о. строится как варьирование условий (одно и то же экспериментальное задание предлагается учащимся одной группы, но на разных этапах обучения) или варьирование содержания усваиваемого материала (разные типы учебного содержания, различные формы предъявления задания, способы и приемы выполнения задания и применения знаний в новых условиях и др.). При организации обучающего эксперимента важно уравнять все другие условия, кроме варьируемого. Варьирование условий в Э.о.
связано с определенными гипотезами, требующими экспериментальной проверки. Могут варьироваться не одно, а несколько условий, тогда применяется перекрестное сочетание условий (например, один вид ошибки усвоения сочетают с первым путем ее устранения). (НАМенчинская). Э.о. предшествует констатирующий эксперимент, где выявляется исходный фон как продукт предыдущего обучения; за Э.о. следует контрольный эксперимент, где фиксируются сдвиги в знаниях и умениях после обучения.
Э.о.не тождественен формирующему, хотя может перерасти в него. Если Э.о. изучает динамику процесса усвоения, то формирующий эксперимент выявляет динамику процесса развития. Формирующий эксперимент ставит задачу не только анализа условий и этапов усвоения знаний и умений, но и изучения механизмов становления и развития психологических функций под влиянием специально вводимых факторов, формирующий эксперимент является одним из воплощений экспериментально- генетического метода исследования (J1 .С. Выготский), суть которого состоит в том, что он воссоздает генетический процесс психического развития, притом застывшую форму психического явления превращает в процесс , выявляет тенденции и направления этого движения.
В психологии профессионализма обучающий и формирующий эксперименты могут состоять в изучении генезиса новообразований профессионального развития, механизма появления новых качеств психики в процессе выполнения трудовой деятельности.

Источник: Акмеологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
509.81 кб

Применение метода обучающего эксперимента в работе с детьми

Правило Екатерина Сергеевна, Кузнецова Валентина Федоровна
В статье представлена характеристика обучающего эксперимента как метода диагностической, развивающей и коррекционной работы медицинского психолога с детьми. Описаны основные этапы и принципы построения эксперимента.
Читать PDF
642.11 кб

Роль проблемного эксперимента в развитии познавательных и творческих способностей обучающихся

Сафонова Светлана Васильевна
Статья посвящена вопросу создания учителем проблемных ситуаций и самостоятельного овладения обучающимися новыми знаниями.
Читать PDF
80.99 кб

Мониторинг реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихс

Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Горелова Ж. Ю.
В статье подчеркивается, что для оценки эффективности осуществляемых экспериментальных проектов необходимо проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в
Читать PDF
42.93 кб

О ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в

Морозов В. В., Имамов А. А., Трошина И. В., Фомичева Г. Б., Замалиева М. А.
Во втором этапе реорганизации питания школьников в городе Казани возникла необходимость разработки и внедрения диетических и лечебнопрофилактических рационов питания, направленных на укрепление защитных систем организма, снижение
Читать PDF
254.79 кб

Экспериментальное обоснование педагогической технологии обучающего тестирования в образовательном пр

Давыдова Марина Александровна
В статье представлены экспериментальные материалы по обоснованию эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс студентов вузов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме, технологии обучающего тестирования.
Читать PDF
76.75 кб

О ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в

Годухина З. А., Доронина О. А.
Основной целью данного проекта является разработка основ комплексной модернизации системы питания в школах путём отработки современных подходов к организации питания, направленных на улучшение здоровья детей и подростков, повышени
Читать PDF
388.29 кб

Мониторинг психологического развития обучающихся в рамках экспериментального проекта «Теория и практ

Юхина Елена Александровна
Работа посвящена рассмотрению проблемы мониторинга психологического развития обучающихся в рамках реализации экспериментального проекта в учреждении дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.
Читать PDF
169.41 кб

О ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в

Годухина З. А., Доронина О. А.
В рамках экспериментального проекта апробировалась муниципальная модель централизованной системы организации питания школьников на основе создания базовых столовых полного цикла и сети доготовочных столовых.
Читать PDF
76.92 кб

О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общео

К Прокопьева Е.
Создаваемая модель организации питания школьников основывается на принципах индустриализации и централизации.
Читать PDF
161.56 кб

Экспериментальное измерение и оценка информационной памяти обучающегося на основе теории информацион

Половова Татьяна Николаевна
В статье на основе теории информационных цепей изложена методика экспериментальной оценки информационной памяти обучающегося и определения максимального времени, необходимого для осмысления информации и ответа на поставленный вопр
Читать PDF
429.22 кб

Организация и проведение педагогического эксперимента по реализации обучающей системы по становлению

Бачурина Леонора Викторовна
В данной статье автором представлены результаты эмпирического исследования по реализации педагогических технологий и создания педагогических условий формирования этнохудожественной компетенции детей подросткового возраста на матер
Читать PDF
468.36 кб

Содержание и структура обучающего эксперимента по формированию внимания школьников в процессе усвоен

Ямалетдинова А.М., Маркелова Н.А.
Статья посвящается актуальной психолого-педагогической и лингводидактической проблеме формированию личности обучающегося, в частности, внимания, как основного структурного компонента познавательного процесса.
Читать PDF
3.35 мб

ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧ

Кагакина Е.А., Каган Е.С., Сахарчук Н.Ю., Тимошенкова О.С.
Введение. В данной статье представлены результаты исследования теоретических и прикладных аспектов формирования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения.
Читать PDF
1.81 мб

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИ

Толмачева Н. А.

Похожие термины:

  • ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний,