ОБУЧАЮЩИЕ МАШИНЫ ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 3 определения термина ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

англ. educational experiment) - разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются (создаются) в условиях опыта. О. э. начал широко применяться в отечественной психологии с 1930-х гг. (см. Экспериментально-генетический метод, Экспериментальное обучение). С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знании, умений, навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап - т. н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний (умений и навыков). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором.

О. э. обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который уч-ся еще не изучался. Принято называть О. э. опытом, "забегающим вперед" по сравнению со школьной программой.

Основной опыт имеет разные фазы: в 1-й испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформулировать закономерность, составляющую условие задачи, и т. п.). На последующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, заранее строго дозированная (но различная для разных испытуемых) помощь. Т. о., О. э. дает возможность выявить как "актуальный уровень" развития, так и "зону ближайшего развития" (по терминологии Л. С. Выготского).

О. э. используется в психологии не только для исследования, но и диагностики умственного развития, в частности, такого свойства личности, как обучаемость. О. э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. Во 2-м случае выбираются заведомо трудные (для данного субъекта) задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора. В таком виде О. э. широко применяется в патопсихологии.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Обучающий эксперимент

Категория. Форма естественного эксперимента.

Специфика. Характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, "актуального" уровня и конечного, соответствующего "зоне ближайшего развития". Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. С помощью О. э. выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап, т. н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний (навыков, умений). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором. О. э. осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который обучаемым еще не изучался. О. э. является опытом, «забегающим вперед» по сравнению с учебной программой. Основной опыт имеет разные фазы: в первой испытуемому предлагается самостоятельно усвоить новое знание (напр., найти и сформировать закономерность, составляющую условие задачи). На следующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается необходимая, строго дозированная помощь. Т. о., О. э. дает возможность выявлять как «актуальный уровень развития», так и «зону ближайшего развития» (по терминологии Л. С. Выготского). О. э. используется в психологии не только для исследования, но и для диагностики умственного развития, в частности такого свойства, как обучаемость. О. э. может строиться как на учебном, так и на неучебном искусственном материале. В этом случае выбираются заведомо трудные задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи испытуемому со стороны экспериментатора.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учр

Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна
В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям. Авторами раскрывается понятие этнической идентичности, фазы этнической идентификации. Также изложены основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности курсантов. Актуализируется целесообразность методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС образова

Травина А. А.
Статья посвящена разработке методики проведения тренинга развития креативности у обучающихся профильных классов МЧС России с целью повышения уровня обученности на основе созданной модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся, позволяющей классифицировать обучаемых и диагностировать уровень развития профессионально-важных качеств. The paper is devoted to elaboration of the technique of carrying out a training for creativity development among students of profile classes of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Its aim is to increase the level of training on the basis of the created model of psychological and pedagogical support of students, which makes it possible to classify students and to diagnose the level of development of professionally important qualities.
Скачать PDF

Направленность личности учащихся, обучающихся в предпрофильных и профильных классах школы

Кобзарева И.И.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая модель формирования профессионального самосознания дистанционно обучающихся

Ковалгина Юлия Евгеньевна
Представлены результаты психолого-педагогического моделирования процессов формирования и развития профессионального самосознания у будущих учителей в условиях дистанционного обучения с использованием аудиовизуальных технологий. Дается научное обоснование построения и применения разработанной автором модели, прошедшей апробирование в ходе формирующего эксперимента
Скачать PDF

Развитие мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах

Копысова Лариса Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Утверждается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.
Скачать PDF

Психолого-педагогические особенности организации взаимодействия курсантов с интерактивными обучающим

Афанасьев С.Н., Беляков А.Ю., Цагельник В.И.
Скачать PDF

Характеристика правосознания будущих экономистов, обучающихся в вузе МВД России

Игнатов В.М.
Скачать PDF

Самосохранительное поведение обучающихся: проблемные области

Алимпиева Анна Викторовна, Прасова Елена Анатольевна
На основе проведенной диагностики обсуждается вопрос о проблемных сферах самосохранительного поведения детей, подростков и молодежи, обучающихся в системе образования.
Скачать PDF

Психологические особенности студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, с доминирование

Тищенко Юлия Владимировна
Выявлены взаимосвязи различных психологических характеристик личности с особенностями эмоциональной сферы, проявляющейся в ситуации экзамена. Показано, что специфически неблагоприятные личностно-психологические особенности присущи студентам с различным полюсом эмоций. Анализ результатов исследования приводит к выводу о необходимости более широкого использования методов обучения студентов, будущих педагогов, позволяющих оказать помощь в успешной адаптации, противостоянии стрессовой ситуации не только в экзаменационной, но и в дальнейшей, повседневной профессиональной деятельности учителя
Скачать PDF

Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции взрослых обучающихся

Матухии Дмитрий Леонидович
Обзор методической, психологической, психолингвистической литературы, посвященной проблеме обучения взрослых иностранному языку, позволяет сделать вывод о ее недостаточной разработанности. Исследования показывают, что возраст сам по себе не снижает способности обучающихся овладевать знаниями и интеллектуальными умениями, более того, в процессе длительного обучения у взрослых людей развиваются общие и специальные способности, синтезирующиеся в способности к учению. Развитие таких функций, как мышление, память и внимание, обусловливается в первую очередь образованием, жизненным опытом, учебной и трудовой деятельностью
Скачать PDF

Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО

Антипов С.А., Полухина И.В., Сафонов С.В.
Материалы статьи описывают социально-возрастные особенности студентов учреждения СПО и их возможное влияние на ход и результаты учебного процесса
Скачать PDF

Сравнительный анализ эмоционального состояния обучающихся в детских объединениях системы дополнитель

Турик Людмила Андреевна
Занятия в детских объединениях учреждения дополнительного образования детей благоприятно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся. Исследование проводилось на подростках экспериментальной и контрольных группах по методике САН (самочувствие, активность, настроение).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16