ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА
ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА
общее название любого технического устройства, используемого в практике программированного обучения. См. обучение программированное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА
Общий термин для обозначения любого прибора, используемого в систематическом программированном обучении. Этот термин впервые был введен теоретиками оперантного обусловливания, когда они распространили свои исследования от простого научения до вопросов педагогики. См. компьютерное обучение, программированное обучение.
ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА
техническое средство, предназначенное для автоматизации процесса обучения людей. О. м. реализует, как правило, заданную ей программу автоматического обучения путем непрерывного взаимодействия с обучаемым. В основе этого взаимодействия лежит членение учебного материала на небольшие порции, каждая из которых содержит контрольный вопрос. Задав очередной вопрос (с помощью магнитофона, диапроектора, дисплея и т. п.), О. м. переходит в режим ожидания ответа обучаемого. Он отвечает машине, пользуясь, напр., клавиатурой или световым пером. Сравнив полученный ответ с эталоном, хранящимся в ее памяти, О. м. реагирует на него комментариями и подачей новой порции учебного материала. Такая форма диалога в процессе индивидуального обучения позволяет О. м. оперативно приспосабливать ход обучения к реальной динамике усвоения учебного материала. Программа обучения может быть либо линейной, либо разветвленной. В последнем случае характер ответных реакций обучаемого влияет на стратегию обучения, а само оно носит адаптивный характер. Адаптивным О. м. доступна задача стабилизации внимания обучаемого (путем непрерывного автоматического поиска оптимального для него в данный момент уровня трудности учебных заданий) и задача адаптации обучения с учетом динамики распределения ошибок по компонентам формируемого навыка. По способу приема информации различают О. м. с выборочным методом ввода ответа и с вводом конструктивных ответов. В первом случае обучаемый выбирает один из нескольких уже готовых ответов, во втором случае он самостоятельно конструирует ответ. В зависимости от ограничений, накладываемых конструкцией машины на структуру обучающей программы, различают О. м. с жесткой логикой, с гибкой логикой и универсальные. В первом случае машина навязывает составителю программы жесткую схему ее построения. Машины второго типа позволяют составителю обучающей программы в известных пределах варьировать степень ее разветвленности. Машинам третьего типа доступна реализация любых алгоритмов обучения. Расширению возможностей О. м. способствует построение их на базе универсальных ЭВМ. В этом направлении ведутся исследования в области совершенствования языка общения О. м. с обучаемым (ввод в машину рукописных ответов, речевой ввод и др.). Решение подобных задач позволяет: 1) повысить эффективность учебного процесса за счет оперативной адаптации хода обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 2) разгрузить учителя от черновой работы и тем самым повысить эффективность его труда.