ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ

Найдено 1 определение
ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ
(истор.) — добровольные организации, как правило, женщин и девиц для осуществления милосердия и ухода за больными и бедными, первоначально при монастырях. Термин стал складываться в XI в., когда во многих городах Западной Европы (Нидерландах, Германии и др.) появились первые католические женские общины, занимавшиеся уходом за прокаженными и искалеченными. В 1617 г. французский священник Викентий Поль стал основателем первой общины сестер милосердия. С этого времени термин прочно вошел в исторический обиход. В XIII в. в Германии большой известностью пользовалась графиня Елизавета Тюрингенская, которая с 20 лет, покинув светскую жизнь, на все свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в котором сама много работала. За бескорыстное служение Богу и делу милосердия, любовь и сострадание к людям в 1235 г. Елизавета была причислена к лику Святых. В ее честь была основана католическая община «Святой Елизаветы», сестры которой ухаживали не только за больными женщинами, но в военное время и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи, а также за прокаженными, которые практически лишены были медицинской помощи, так как проказа (лепра) считалась не только заразной, но и неизлечимой болезнью. Монахинь, пожелавших последовать примеру Елизаветы Тюрингенской, стали называть «Елизаветинками». В XVII в. Викентий Поль в одной из своих проповедей в г. Шатиньоне обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (и особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Вначале общество называлось «общество милосердия», а члены его — «служительницы бедных». Задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической, но и духовной помощи нуждающимся. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтениями и наставлениями. Именно тогда Викентий Поль впервые вместо «служительниц бедных» предложил словосочетание «сестра милосердия», а также понятие «община сестер милосердия» и «старшая сестра». В 1620 г. по образцу женских обществ милосердия были организованы и мужские общества, однако у них были иные функции — помощь нищим и искоренение нищенства. Подобные общины сестер милосердия стали создаваться не только во Франции, но и в Нидерландах, Польше и других странах Западной Европы и США. В Германии общины сестер милосердия были созданы в 1808 г., в Италии — в 1821 г., в Австрии — в 1834 г., в Чехии — в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 000 сестер милосердия. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. В 1849 г. общины диаконис (см. диаконии) были организованы в США, а в 1851 г. — на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреждения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). К концу ХIХ в. существовало около 60 общин сестер милосердия, объединявших более 8000 женщин. Появление общин сестер милосердия в России связано с именами Великих княгинь дома Романовых и известнейшими русскими врачами Н. И. Пироговым, С. П. Боткиным, Ф. П. Гаазом и др. В 1844 г. принцесса Терезия Ольденбургская при участии дочерей Николая I (Александры и Марии) учредила в Петербурге первую «Свято-Троицкую общину» сестер милосердия. В конце 1844 г. в различных городах страны стали образовываться подобные сердобольные заведения. Так, в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала «Общину сестер милосердия литейной части» (1844 г.) для оказания помощи нуждающимся, проживающих в этом районе города. В 1848 г. во время эпидемии холеры в Москве С. С. Щербатова основала Никольскую общину сестёр милосердия, обслуживавшей социально незащищенные слои населения и заключенных Бутырской тюрьмы. В ее организации принимал активное участие известный российский врач-гуманист, главный врач московских тюрем, доктор Ф. П. Гааз. В 1864 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала в Москве общину сестер милосердия «Утоли моя печали». Клиниками этой общины руководили известнейшие профессора А. А. Остроумов, А. А. Бобров, Г. И. Россолимо и др. Впоследствии община стала самой крупной в России. В 1870 г. под руководством врача-терапевта С. П. Боткина и при участии принцессы Евгении Максимилиановны была организована община Святого Георгия (Георгиевская). Она стала одной из самых известных общин сестер милосердия Общества Красного Креста. Наиболее крупной в Москве в 70-е гг. ХIХ в. была Покровская община сестер милосердия, созданная в 1872 г. При ней действовали приют для детей-сирот, шестиклассная школа, фельдшерские курсы, школа шелководства, амбулатория, больница, госпиталь, дом для престарелых монахинь и сестер милосердия. Деятельность общин была также направлена на подготовку сестер милосердия. Профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил. В целом, принципиальных отличий в деятельности общин сестер милосердия не было, кроме отличительной одежды: темное платье, белый фартук, головной убор с крестом. На более высоком качественном уровне труд сестер милосердия стал применяться в период крымской, русско-турецкой войн ХIХ в., а также русско-японской 1904– 1905 гг. и первой мировой войн. Так, в 1854 г. была организована «Крестовоздвиженская община» для оказания помощи больным и раненым в период Крымской войны 1853–1855 гг. Это была первая военизированная община сестер милосердия. В ее создании большую роль сыграли Великая княгиня Елена Павловна (супруга сына Павла I — Михаила Павловича) и знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов. Долгое время настоятельницей общины была Е. М. Бакунина, возглавлявшая отряд сестер милосердия в Севастополе и принимавшая самое активное участие в военных действиях в Крыму и на Кавказе. В мирное время общины продолжали осуществлять лечебную деятельность и помощь населению как амбулаторную, так и стационарную. Кроме того, общины готовили новые сестринские кадры, вели работу в детских приютах при общинах, создавали новые богадельни, бесплатные столовые. В конце 80-х гг. ХIХ в. открытие новых общин сестер милосердия на некоторое время приостановилось. Деятельность прежних общин в основном развивалась благодаря средствам, ассигнованным частными лицами и пожертвованием населения. С конца 90-х гг. ХIХ в. общины сестер милосердия были взяты под контроль Российского Общества Красного Креста. После Октябрьской революции и смены власти в 1920 г. российские общины сестер милосердия были полностью упразднены (см. медицинская сестра).

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF

«Общины сестер милосердия» в культуре России

Правдиковская Е.Н.
Автор рассматривает вопрос о роли «общин сестер милосердия» в культуре России и Западной Европы, анализирует историко-культурную трансформацию смысла понятий «сестра милосердия» и «община сестер милосердия».
Читать PDF

Организация и деятельность Казанской общины сестёр милосердия в конце XIX века

Наумова Оксана Александровна
В 1886 г. организован Казанский отдел сестёр милосердия Красного Креста.
Читать PDF

Командировки отрядов московских общин сестер милосердия в Приамурье и Маньчжурию (1900 г)

Зорин Константин Вячеславович
Рассматривается деятельность отрядов московских общин сестер милосердия, командированных в 1900 году в места боевых действий Приамурья и Маньчжурии.
Читать PDF

По веленью сердца и зову чести. Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской в

Сонголов Геннадий Игнатьевич, Галеева Ольга Павловна, Зайцев Александр Петрович
Гениальный хирург Н.И.
Читать PDF

Работа профессоров и преподавателей Московского университета в московских общинах сестер милосердия

Зорин К.В.
Описывается деятельность профессоров и преподавателей Московского университета в лечебных учреждениях московских общинах сестер милосердия РОКК. Рассматривается специфика социального служения общин и помощь разным слоям населения.