Общие системы

Найдено 1 определение:

Общие системы

general systems) Общая теория систем (general systems theory) пытается обнаружить модели, к-рые носили бы универсальный характер в отношении различных дисциплин. Если бы одну и ту же модель (или аналогию) можно было бы применить в металлургии, сельском хозяйстве, бизнесе и музыке, мы тем самым получили бы "общую систему". Мат. операции яв-ся наиболее очевидной из таких систем, однако существуют и другие, не менее важные модели. Чаще всего используемая модель представляет собой "открытую" систему в противоположность "закрытой". Каждую систему можно описать с т. зр. "открытости" и "закрытости", т. е. исходя из того, насколько она самодостаточна или насколько подвержена влияниям извне. Теория научения признает ограниченный класс систем. Регулярно вознаграждающиеся формы поведения имеют тенденцию превращаться в устойчивую систему там, где определенный круг стимулов вызывает определенный круг реакций. Психология личности, напротив, придает системам большое значение. Многие исследователи личности полагают, что все поведение личности принадлежит к одной системе (за исключением "множественных личностей"). Стремление к "внутренней согласованности" яв-ся одной из самых ярких особенностей "личности". Теории черт используют более узкую концепцию системы, как и стимульно-реактивные теории. Однако в психологии и в других дисциплинах находят широкое применение иные модели. Прекрасным примером тому служит гомеостаз. Являясь изначально физиолог. моделью, объясняющей реципрокные отношения между различными частями организма в поддержании "постоянства внутренней среды", гомеостаз впоследствии использовали для объяснения устойчивости личности - сохранения Я-образа. Но, вероятно, лучшей иллюстрацией О. с. в психологии яв-ся понятие стресса. Исслед. Г. Селье указали на определенное изменение в физиолог. структуре в результате биолог. стресса. Психол. стресс вызывает устойчивое изменение личности. Стрессом яв-ся то, что коренным образом изменяет наблюдаемый паттерн. Следовательно, стресс яв-ся моделью, соответствующей данным наблюдений о некоем событии, за к-рым следует коренное изменение в поведении организма. Т. о., как личность, так и стресс, являются конструктами или системами. О. с. нередко смешивают с "системами" и с "системным анализом", однако это различные понятия. Термин "система" применяют по отношению к модели, ограниченной пределами к.-л. одной дисциплины, напр. система коммуникации, административная система или государственная система. Она становится О. с. лишь в случае применимости к двум или более областям, а системный анализ в большей степени связан с анализом организации и функционирования специфических систем, нежели с разработкой общих описаний или построением обобщенных моделей. Основоположником научного направления общих систем принято считать Людвига фон Берталанфи. Он рассматривал общую теорию систем как "науку о науке". А. Рапопорт, философ и математик, придал этой дисциплине строгий мат. характер. Область О. с. в некоторых случаях слилась с кибернетикой. Этот термин, введенный математиком Н. Винером, охватывает область автоматических устройств, сервомеханизмов, термостатов и т. д. Кибернетика концентрируется на изучении проблем автоматического (или "программированного") управления. К. Левин вводил свои психол. понятия, опираясь на разработанную им "теорию поля". Экологию можно рассматривать как биолог. теорию поля. В психологии почти все холистические или организменные теории обладают некоторыми из характеристик полей. Редукционизм (или элементаризм) в науке пренебрегает системами или целостностями. Общая теория систем имеет тенденцию к заигрыванию с элементаризмом и редукционизмом. Каждая сущность рассматривается как функционирующая в контексте, при этом возможно существование систем различного уровня. Системы могут быть организованы иерархически, где каждая включена в более охватывающую систему, и каждая содержит менее охватывающую. Одна и та же О. с. будет не обязательно применима на всех уровнях, но все они тем не менее яв-ся системами. У общей теории систем было немало предшественников, однако два из них оказали на научную мысль особенное влияние: гештальт-психология и холизм, или подход с позиций эмерджентной эволюции. Было замечено, что многие "эмердженты" нельзя предсказать на основе их элементов. Эмердженты представляют собой нечто большее, нежели простую сумму частей. Холистический подход не уточняет то, чем именно эти эмердженты отличаются от своих элементов; он просто констатирует это отличие. Гештальт-психологи сделали следующий шаг, предположив, что этим новым элементом является конфигурация или паттерн частей. Для гештальт-психологов (и большинства когнитивных психологов) конфигурация или паттерн событий яв-ся более важным, чем сами элементарные события. Элементарные события приобретают значение и смысл в результате их взаимосвязей. Общая теория систем избегает этого противопоставления (элементаризм против холизма) путем простого подчеркивания необходимости изучения системы, особенно когда ее можно сравнить с др. системами на др. уровнях. См. также Теория поля, Теория систем, Теоретическая психология У. Э. Грегори
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики

Иванова Валентина Петровна
Приведено определение интеллектуальной культуры на основе анализа методологической, психологической, педагогической литературы. Рассмотрены функции, свойства, формы существования интеллектуальной культуры, а также детерминанты ее развития.
Скачать PDF

Общие основы семейной акмеологии

Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна, Зобнина Татьяна Венеровна
В статье рассмотрены вопросы семейной акмеологии как раздела акмеологического знания, изучающего проблемы формирования здорового образа жизни.
Скачать PDF

Доверие и недоверие - общие и специфические психологические характеристики

Купрейченко А.Б.
В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения в психологии.
Скачать PDF

Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения

Батурин Николай Алексеевич
В работе содержатся общие представления об оценке как особом психическом феномене, являющимся важнейшим атрибутом психики, и играющим ключевую роль в управлении, как поведением любого человека, так и управлении любой производственной деятельности. В статье отстаивается понимание оценки как специфического способа отражения объективных и выражения субъективных отношений. Проведена дифференциация понятий оценка и эмоции, оценка и измерение.
Скачать PDF

Общие и культурно-специфические особенности содержания гендерных представлений в современном сознани

Лопухова Ольга Геннадьевна
На основании кросс-культурного сравнения содержания современных гендерных представлений были выделены культурно-универсальные и этноспецифичные элементы гендерной семантики. Установлены межполовые различия в характере изменения гендерных представлений. Выявлены особенности трансформации представлений о маскулинности и фемининности.
Скачать PDF

Общие особенности образа «я» у лиц с алкогольной и опийной зависимостями

Гончарова Ксения Николаевна
Представлено сравнительное исследование особенностей образа «Я» у лиц, страдающих алкогольной и опийной зависимостью. Выделены общие характеристики Я-образа и общие тенденции патологизации процесса самооценивания у больных с разными видами зависимости. Исследование образа «Я» больных наркоманией и алкоголизмом имеет теоретическое и практическое значение, позволяя глубже проникнуть в личностные механизмы аддиктивного поведения и определяя разработку эффективных психотерапевтических подходов и реабилитационных программ.
Скачать PDF

Общие принципы развития и функционирования интеллекта

Шереметьев К.П.
Описывается модель работы интеллекта. В рамках данной модели предложено конструктивное определение понятия «интеллект» и приведены основные критерии оценки развития интеллектуальных систем. Рассмотрены этапы развития интеллекта, и сделан прогноз на ближайшую перспективу развития интеллектуальных систем.In this work are presented intellect work model. In this model "intellect" definition is offered. The forecast of intellectual systems evolution are considered.
Скачать PDF

Общие представления о смысловой структуре личности и их влиянии на коррекцию неадекватного отношения

Криводонова Юлия Евгеньевна
В статье раскрываются основные особенности формирования смысла жизни личности с врожденным и приобретенным дефектом зрения в процессе ее профессионального становления.
Скачать PDF

Общие представления о технологиях преодоления психологических барьеров преподавателей

Зайцева В.А.
В статье дана краткая характеристика психологических барьеров преподавателя вуза, на основе теоретического анализа дано авторское определение понятия «психологические технологии преодоления барьеров».This paper gives a brief characterization of the psychological barriers of university teachers, describes the different types, forms of their manifestation, based on the theoretical analysis given the author's definition of the concept of "psychological techniques to overcome barriers.
Скачать PDF

Расчеты конструкций зданий на прогрессирующее обрушение в условиях чрезвычайных ситуаций. Общие осно

Волков А.А., Вайнштейн М.С, Вагапов Рф.
Скачать PDF

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАШНЫХ ФАНТАЗИЙ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ И СОДЕРЖАНИЯ БРЕДА У ЛЮДЕЙ С

Волкова-Зуфман Анна Ивановна, Литинская Джинна Григорьевна
Статья посвящена описанию устойчивых фабул пугающих фантазий психически здоровых людей (или людей с нарушениями невротического уровня) и сравнению их с фабулами бреда у людей с заболеваниями психотического спектра.
Скачать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!