Общие системы

Найдено 1 определение
Общие системы
general systems) Общая теория систем (general systems theory) пытается обнаружить модели, к-рые носили бы универсальный характер в отношении различных дисциплин. Если бы одну и ту же модель (или аналогию) можно было бы применить в металлургии, сельском хозяйстве, бизнесе и музыке, мы тем самым получили бы "общую систему". Мат. операции яв-ся наиболее очевидной из таких систем, однако существуют и другие, не менее важные модели. Чаще всего используемая модель представляет собой "открытую" систему в противоположность "закрытой". Каждую систему можно описать с т. зр. "открытости" и "закрытости", т. е. исходя из того, насколько она самодостаточна или насколько подвержена влияниям извне. Теория научения признает ограниченный класс систем. Регулярно вознаграждающиеся формы поведения имеют тенденцию превращаться в устойчивую систему там, где определенный круг стимулов вызывает определенный круг реакций. Психология личности, напротив, придает системам большое значение. Многие исследователи личности полагают, что все поведение личности принадлежит к одной системе (за исключением "множественных личностей"). Стремление к "внутренней согласованности" яв-ся одной из самых ярких особенностей "личности". Теории черт используют более узкую концепцию системы, как и стимульно-реактивные теории. Однако в психологии и в других дисциплинах находят широкое применение иные модели. Прекрасным примером тому служит гомеостаз. Являясь изначально физиолог. моделью, объясняющей реципрокные отношения между различными частями организма в поддержании "постоянства внутренней среды", гомеостаз впоследствии использовали для объяснения устойчивости личности - сохранения Я-образа. Но, вероятно, лучшей иллюстрацией О. с. в психологии яв-ся понятие стресса. Исслед. Г. Селье указали на определенное изменение в физиолог. структуре в результате биолог. стресса. Психол. стресс вызывает устойчивое изменение личности. Стрессом яв-ся то, что коренным образом изменяет наблюдаемый паттерн. Следовательно, стресс яв-ся моделью, соответствующей данным наблюдений о некоем событии, за к-рым следует коренное изменение в поведении организма. Т. о., как личность, так и стресс, являются конструктами или системами. О. с. нередко смешивают с "системами" и с "системным анализом", однако это различные понятия. Термин "система" применяют по отношению к модели, ограниченной пределами к.-л. одной дисциплины, напр. система коммуникации, административная система или государственная система. Она становится О. с. лишь в случае применимости к двум или более областям, а системный анализ в большей степени связан с анализом организации и функционирования специфических систем, нежели с разработкой общих описаний или построением обобщенных моделей. Основоположником научного направления общих систем принято считать Людвига фон Берталанфи. Он рассматривал общую теорию систем как "науку о науке". А. Рапопорт, философ и математик, придал этой дисциплине строгий мат. характер. Область О. с. в некоторых случаях слилась с кибернетикой. Этот термин, введенный математиком Н. Винером, охватывает область автоматических устройств, сервомеханизмов, термостатов и т. д. Кибернетика концентрируется на изучении проблем автоматического (или "программированного") управления. К. Левин вводил свои психол. понятия, опираясь на разработанную им "теорию поля". Экологию можно рассматривать как биолог. теорию поля. В психологии почти все холистические или организменные теории обладают некоторыми из характеристик полей. Редукционизм (или элементаризм) в науке пренебрегает системами или целостностями. Общая теория систем имеет тенденцию к заигрыванию с элементаризмом и редукционизмом. Каждая сущность рассматривается как функционирующая в контексте, при этом возможно существование систем различного уровня. Системы могут быть организованы иерархически, где каждая включена в более охватывающую систему, и каждая содержит менее охватывающую. Одна и та же О. с. будет не обязательно применима на всех уровнях, но все они тем не менее яв-ся системами. У общей теории систем было немало предшественников, однако два из них оказали на научную мысль особенное влияние: гештальт-психология и холизм, или подход с позиций эмерджентной эволюции. Было замечено, что многие "эмердженты" нельзя предсказать на основе их элементов. Эмердженты представляют собой нечто большее, нежели простую сумму частей. Холистический подход не уточняет то, чем именно эти эмердженты отличаются от своих элементов; он просто констатирует это отличие. Гештальт-психологи сделали следующий шаг, предположив, что этим новым элементом является конфигурация или паттерн частей. Для гештальт-психологов (и большинства когнитивных психологов) конфигурация или паттерн событий яв-ся более важным, чем сами элементарные события. Элементарные события приобретают значение и смысл в результате их взаимосвязей. Общая теория систем избегает этого противопоставления (элементаризм против холизма) путем простого подчеркивания необходимости изучения системы, особенно когда ее можно сравнить с др. системами на др. уровнях. См. также Теория поля, Теория систем, Теоретическая психология У. Э. Грегори

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
370.65 кб

Общие тенденции развития региональной системы образования

Мирошниченко Влада Валерьевна
Представлен анализ направлений исследований в области региональных проблем образования, рассматриваются ключевые понятия, связанные с региональным образованием, а также основные тенденции развития региональной системы образования.
Читать PDF
310.50 кб

Общие закономерности построения корпоративной учебной системы

Модестов Сергей Юрьевич, Модестова Татьяна Владимировна
Читать PDF
1.26 мб

Общие закономерности динамической организации функциональных систем

Судаков К. В.
Изложены принципы саморегуляции функциональных систем организма, а именно самоорганизации, саморегуляции, изоморфизма, избирательной мобилизации элементов целого.
Читать PDF
306.12 кб

Общие подходы к нарушениям в системе гемостаза у больных панкреонекрозом

Александрова Е. Д., Садчиков Д. В.
Представлены данные анализа литературы: актуальность проблемы, частота и механизмы возникновения гемостазиологических нарушений у больных панкреонекрозом.
Читать PDF
317.10 кб

Общие вопросы политики здравоохранения России в отношении частной системы

Касимовский Кирилл Константинович
В статье описаны основные принципы политики страны, указанные в Конституции РФ и других законодательных актах относительно охраны здоровья населения и развития частного здравоохранения России.
Читать PDF
1.41 мб

Общие принципы проектирования региональных систем оценки качества образования

Третьякова Татьяна Васильевна, Терехова Валентина Андреевна
Развитие образования в Российской Федерации, усиление фактора государственно-общественного влияния на систему образования, проблемы соответствия гражданским и социальным заказам и запросам личности обусловили необходимость формиро
Читать PDF
315.34 кб

Системы национальных экзаменов в ряде стран СНГ: особенности и общие проблемы

Решетникова Оксана Александровна
В данной статье обобщена информация об опыте разработки систем национальных экзаменов в ряде стран постсоветского пространства.
Читать PDF
121.74 кб

Некоторые общие и частные вопросы вариантной анатомии мышечной системы человека

Терезанов Олег Юрьевич, Петров Анатолий Валентинович, Федоров Владимир Петрович, Беспалюк Георгий Николаевич, Борщёв Александр Николаевич
B статье рассматриваются общие вопросы вариантной анатомии человека, в том числе вариантной миологии, приводится модифицированная авторами классификация вариантов нормы и аномалий мышечной системы.
Читать PDF
241.61 кб

Формирование системы национального образования в русском зарубежье: общие замечания

Кудряшова C. К.
В центре статьи проблема становления и развития усилиями ведущих представителей психолого-педагогической мысли русской эмиграции системы национального образования, в задачу которой прежде всего входило сохранение национальной само
Читать PDF
347.90 кб

Общие вопросы состояния мультимедийной системы и основные направления ее оптимизации

Елинер Илья Григорьевич
В статье рассмотрено взаимодействие систем общества, культуры, искусства, дизайна и собственно мультимедийной системы.
Читать PDF
291.86 кб

Общие принципы управления системой опережающего образования в инновационных университетах

Киселев А. С.
Читать PDF
224.60 кб

Общие принципы устройства и функционирования систем жизнеобеспечения традиционных обществ

Сатаев Роберт Мидхатович
Рассматриваются общетеоретические вопросы, связанные с особенностями устройства и функционирования традиционных систем жизнеобеспечения.
Читать PDF
255.45 кб

Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования

Читать PDF
1,015.23 кб

Общие принципы и требования к построению муниципальной системы оценки качества образования

Шарошкина Марина Константиновна
По итогам теоретического анализа научно-методической литературы и формирующегося опыта о системах оценки качества образования различного уровня рассмотрен вопрос о необходимости соблюдения общих принципов и требований к построению
Читать PDF
766.36 кб

О конструктивизме, системах и законах библиотековедения (частный взгляд на общие проблемы)

Полтавская Елена Игоревна
В продолжение публикации А. В. Соколова «Детерминизм и деонтология в документной коммуникационной системе» (Вестник ЧГАКИ. 2008.