Общение в семье Общение в службе молодежного телефона доверия

Общение в семье: детско-родительские отношения

Найдено 1 определение:

Общение в семье: детско-родительские отношения

Определение детско-родительских отношений (Д.-р.о.) очень широкое и трактуется как: а) собственно эмоциональные отношения детей и родителей, б) характер взаимодействия ребенка со взрослым, характер родительского воспитания, как реализация одной из основных функций семьи. Взаимодействие родителей с ребенком отличается тем, что взрослый в силу своей компетентности и ответственности становится в них ведущим. Именно он организует и направляет это взаимодействие, в то время как ребенок постепенно осваивает эти возможности, приобретая коммуникативную компетентность. В силу этого отношения ребенка и родителя часто рассматриваются как отношения руководства и подчинения. Стили этого руководства Д. Эллер определяет в зависимости от выраженности власти родителя: автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный, разрешающий, попустительский, игнорирующий. В 3 последних случаях об осуществлении руководства родителем говорить практически не приходится. В рамках гуманистического подхода в психологии наиболее благоприятным для личностного развития подростка признается демократический стиль О., при к-ром ему предлагается равноправное участие в обсуждении проблем, однако, при принятии решения учитывается мера компетентности участников. Конгруэнтность коммуникации (доверительность в сотрудничестве на основе эмпатического принятия) создает условия для позитивного личностного роста и развития ребенка. Особенности родительского руководства описываются с помощью таких характеристик, как целенаправленность, особенности введения инструкции, ориентация на действия партнера, контроль и оценивание. При организации взаимодействия родителя с ребенком не менее важной является ее эмоциональная составляющая, к-рая включает в себя родительскую чувствительность, эмоциональное отношение к ребенку, особенности поведения, в к-рых это отношение проявляется. Родительское отношение к ребенку описывается с помощью обозначения знака этого отношения (позитивное - отношение принятия, амбивалентное, индифферентное, негативное - отношение отвержения) и дистанции отношений. Многие классификации указывают на двойственность родительского отношения. С одн. стор., центральной его характеристикой считается родительская любовь, к-рая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от О. с ним, стремление защитить и поддержать, безусловное принятие как признание права на собственную индивидуальность и неповторимость. С др. стор., реализация родительских функций предполагает наличие требовательности и контроля в отношении к ребенку. Предполагается, что в связи с взрослением ребенка меняется выраженность личностного и предметного начала в детско-родительских отношениях. Если в младенческом возрасте основой родительского отношения является личностное начало, а предметный его компонент (требовательность, контроль, оценка и т. д.) выражен минимально, то по мере взросления ребенка преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. М. И. Лисина описывает процесс О. ребенка со взрослым, как особый вид деятельности, продуктами к-рого являются не только объекты материального мира, но и такие важные психич. образования, как представления о партнере по О. (функция познания людьми друг друга) и представления о самом себе (функция самопознания). Причины трудностей О. в Д.-р. о. описаны О. А. Карабановой: 1) неадекватность образа ребенка у родителя, при к-ром в ориентирующем образе неадекватно отражены потребности и мотивы ребенка, его возрастно-психол. статус, индивидуально-личностные особенности; 2) неадекватность образа «Я как родитель», выступает в форме нереалистического образа «идеального родителя» и несогласованности образов «Я-реальное» и «Я-идеальное»; 3) неадекватность образа Д.-р. о. у родителя и у ребенка, обусловлена ценностными установками каждого из участников и ошибочными атрибуциями; 4) неадекватность образа родителя у ребенка обусловлена возрастно-психол. особенностями ребенка, характером Д.-р. о. Психол. практика ставит вопрос о путях повышения коммуникативной компетентности родителя. Лит.: Захарова Е. И. Диагностика эмоционального взаимодействия детей и родителей // Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007; Захарова Е. И., Петрова А. А. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия. 2004. № 3; Карабанова О. А., Захарова Е. И. Проба на совместную деятельность // Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007; Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987. Е. И. Захарова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений [1]

Алексеева Елена Николаевна
В данной статье представлены результаты теоретического исследования, цель которого -выявление особенностей становления представлений об образе родителя и семьи в целом у человека от 2-х лет и до юношеского возраста (до создания своей собственной семьи). Было установлено, что главными процессами формирования образа будущего родителя являются следующие: восприятие; соотношение; идентификация и имитация жизни семьи; попытка разобраться в семейных ситуациях; перенос и воспроизведение. Полученные результаты будут полезны при планировании и реализации коррекционной работы с родителями в направлении оптимизации межличностного общения и преодоления дисгармоничности в семье.
Скачать PDF

Особенности родительско-детских отношений в неполной семье

Гасанова Патимат Гасановна, Даудова Динара Магомедовна
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей родительско-детских отношений в неполных семьях. Проведен сравнительный анализ отношений родителей к детям в полной и неполной семьях.
Скачать PDF

Влияние детско-родительских отношений в семье на развитие тревожности детей старшего школьного возра

Камскова Ю.Г., Павлова В.И.
Скачать PDF

Взаимосвязи личностных черт супругов как отражение паттернов родительско-детских отношений

Осницкий Анатолий Викторович
Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам проблемы наследования личностных свойств. Автор, опираясь на результаты эмпирических исследований, формулирует новую гипотезу о механизме передачи характерологических черт личности.
Скачать PDF

Экзистенциальный компонент представлений о детско-родительских отношениях в сознании подростков из с

Николаева Анна Васильевна
В статье анализируются данные исследования представлений детей об экзистенциальном компоненте детско-родительских отношений. В работе изучаются представления детей из полных, неполных семей и семей трудовых мигрантов, проживающих в городе и селе. Определена выраженность экзистенциальной данности для всех групп родителей в представлении их детей.
Скачать PDF

Влияние детско-родительских отношений на становление личной идентичности ребенка

Тищенко Ю.В.
Приводятся данные изучения психологических характеристик подростков с проблемной личной идентичностью. На основе результатов исследования выделяются типы проблемных форм взаимодействий родителей и ребенка. Анализируются главные психологические причины различных трудностей в детско-родительских отношениях
Скачать PDF

Проблема агрессия подростков в контексте детско-родительских отношений

Кириленко И.И.
Скачать PDF

Феноменологический обзор вариантов родительского отношения и мотивов взаимодействия в семье с ребенк

Меренков Валерий Александрович
Статья представляет собой обзор феноменологического содержания вариантов родительского отношения к ребенку с детским церебральным параличом, мотивов и целей его развития как центральных составляющих социальной ситуации развития в детском онтогенезе. В процессе анализа эмпирических данных автором условно выделены типы родительского отношения и мотивы развития и лечения ребенка.The paper presents the review of phenomenological contents of parents' attitude towards their child suffering from cerebral palsy, motivation and targets of his/her development as integral components of the social development situation in children's ontogenesis. Analysing the empirical data, the author conventionally singles out a number of types of parents' attitude and motives for development and of treatment of a child.
Скачать PDF

Модель обучения психологическому знанию в контексте детско-родительских отношений

Каменцева Е.С.
Скачать PDF

Саморегуляция родителей как корректирующий фактор детско-родительских отношений

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии

Гарибашвили Т.И.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: