Общение в процессе воспитания

Найдено 2 определения термина Общение в процессе воспитания

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Общение в процессе воспитания

межличностные коммуникативные контакты в жизнедеятельности разл. групп и организаций: а) более или менее ориентированные на относительно осмысленное взращивание (воспитание) их членов; б) не имеющие воспитательных интенций и пед. целей (к-рые в данном случае не рассматриваются). В межличностные коммуникативные контакты вступают: в семейном воспитании - члены семьи и родственники; в социальном воспитании - воспитуемые, воспитателипрофессионалы (учителя, тренеры, руководители секций, кружков, клубов и др.), воспитатели-волонтеры, руководители воспитательных и иных государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) организаций; в религ. воспитании - верующие члены семьи, родственники и знакомые, служители культа, члены религ. общины; в коррекционном воспитании - лица с разл. девиациями и делинквентными проявлениями, специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, медики, работники лечебных, закрытых и пенитенциарных учреждений и др.); в диссоциальном воспитании - руководители, лидеры, «костяк» контркультурных групп и организаций (криминальных, квазикультовых, экстремистских). Выделяется неск. вариантов коммуникативных контактов: целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуемых и воспитуемых друг на друга; взаимодействие воспитателей и воспитуемых и воспитуемых между собой; конфронтация между теми и другими. В реальном О. в п. в. сочетаются все варианты контактов, но в конкретных группах и организациях, а также в опр. ситуациях может преобладать один из них. Межличностные коммуникативные контакты осуществляются в виде монологов и диалогов (включая полилоги), к-рые можно рассматривать как О. в п. в. в тех случаях, когда они имеют характер социального действия (по М. Веберу), т. е. направлены на разрешение проблем (в данном случае связанных с взращиванием человека) и специально ориентированы на ответное поведение партнеров, что предполагает субъективное осмысление их возможных реакций, ответов, поступков (относится и к диссоциальному воспитанию). Соотношение монологов и диалогов, а также их содержание и стилистика имеют специфику в том или ином виде воспитания, а также зависят от стиля отношений его участников. Так, автократический и авторитарный стили в семейном, социальном и коррекционном воспитании определяют: довлеющую роль монологов воспитателей, их безапелляционность, императивность и иные аналогичные характеристики; информационный характер диалогов, к-рые инициируются, как правило, воспитателями. Демократический стиль в семейном, социальном и в отдельных типах коррекционного воспитания предполагает: сочетание монологов воспитателей и воспитуемых, разнообразие их содержания и эмоциональной окраски (от ласковых до гневных); сочетание информационных и дискуссионных диалогов, инициируемых как воспитателями, так и воспитанниками. В О. в процессе семейного воспитания присутствует фатический диалог. Коммуникативные контакты в процессе диссоциального воспитания инициируются лидерами, в осн. имеют форму автократического монолога, как правило, содержащего инструкции, приказания, угрозы, наказания и пр. О. в п. в., будучи относительно автономной сферой в жизнедеятельности групп и организаций, присутствует в др. сферах (познании, игре, спорте, предметно-практической и духовно-практической деятельностях), обеспечивая коммуникацию и создавая опр. отношения их субъектов, а также играя смыслообразующую роль в каждой сфере. Содержание О. в п. в. включает в себя обмен между его участниками: информацией; продуктивными типами и способами взаимодействия в О.; социально-одобряемыми возрастными, гендерными, этноконфессиональными, социокультурными, региональными, групповыми и коллективными нормами и стереотипами поведения; позитивными эмоциональными, интеллектуальными, социальными, экзистенциальными ценностями. О. в процессе воспитания осуществляется вербальными и невербальными средствами. К первым относятся речь и паралингвистические элементы, ко вторым - письменные, проксемические и тактильные средства, а также сочетающие возможности использовать письменные, визуальные и аудиосредства - мобильный телефон и его разновидности (смартфон и др.) и компьютер. О. в п. в. обладает большим позитивным потенциалом, к-рый может быть реализован во взращивании человека в конкретных группах и организациях (О. в процессе диссоциального воспитания обладает большим негативным потенциалом). Это возможно при создании ряда условий: обеспечения удовлетворяющей человека позиции в системе ролевых и/или эмоционально-межличностных отношений, позволяющей проявить свою индивидуальность и найти приятелей и/или друзей; интенсивности коммуникативных контактов; информационной насыщенности и проблемной актуальности, помогающих решать объективные задачи, стоящие перед человеком того или иного возраста (становления самосознания, самоопределения «сегодня» и на перспективу, самореализации), а также удовлетворять возрастные, групповые и индивидуальные позитивные интересы. О. в процессе воспитания определяет как содержательные, так и организационные и процессуальные аспекты быта, жизнедеятельности и взаимодействия в группах и организациях, в к-рых происходит взращивание человека, характер складывающихся в них отношений, эффективность воспитания. О. в процессе социального, религиозного и коррекционного воспитания играет существенную роль в организации и успешности образования (обучения, просвещения, стимулирования самообразования), в обучении эффективному позитивному взаимодействию, в создании условий для приобретения их субъектами опыта приспособления и обособления в социуме. Лит.: Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001; Он же. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1983; Проблема общения и воспитание. Тарту, 1974. Т. 1, 2; Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2003. А. В. Мудрик
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Общение в процессе воспитания

межличностные коммуникативные контакты в жизнедеятельности разл. групп и организаций: а) ориентированные на воспитание их членов; б) не имеющие воспитательных интенций и пед. целей. В межличностные коммуникативные контакты вступают: в семейном воспитании члены семьи и родственники; в социальном воспитании - воспитуемые, воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, руководители секций, кружков, клубов и др.), воспитатели-волонтеры, руководители воспитательных и иных (обществ., коммерческих и др.) организаций; в религ. воспитании верующие члены семьи, родственники и знакомые, служители культа, члены религ. общины; в коррекционном воспитании - лица с разл. девиациями и делинквентными проявлениями, специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, медики, работники лечебных, закрытых и пенитенциарных учреждений и др.); в диссоциальном воспитании - руководители, лидеры контркультурных групп и организаций (криминальных, квазикультовых, экстремистских). Варианты коммуникативных контактов: а) целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуемых и воспитуемых друг на друга; б) взаимодействие воспитателей и воспитуемых и воспитуемых между собой; в) конфронтация между теми и другими. В реальном О. в п. в. сочетаются все варианты контактов, но в конкретных группах и организациях, а также в опр. ситуациях может преобладать один из них. Межличностные коммуникативные контакты осуществляются в виде монологов и диалогов (включая полилоги). Соотношение монологов и диалогов, а также их содержание и стилистика имеют специфику в том или ином виде воспитания, а также зависят от стиля отношений его участников. Напр., стиль в семейном, социальном и в отдельных типах коррекционного воспитания предполагает: сочетание монологов воспитателей и воспитуемых, разнообразие их содержания и эмоциональной окраски (от ласковых до гневных); сочетание информационных и дискуссионных диалогов, инициируемых как воспитателями, так и воспитанниками. Коммуникативные контакты в процессе диссоциального воспитания инициируются лидерами, в осн. имеют форму автократического монолога, как правило, содержащего инструкции, приказания, угрозы, наказания и пр. О. в п. в., будучи относительно автономной сферой в жизнедеятельности групп и организаций, присутствует в др. сферах (познании, игре, спорте, предметно-практической и духовно-практической деятельностях), обеспечивая коммуникацию и создавая опр. отношения их субъектов, а также играя смыслообразующую роль в каждой сфере. Содержание О. в п. в. включает в себя обмен между его участниками: информацией; продуктивными типами и способами взаимодействия; эмоциональными, интеллектуальными, социальными, экзистенциальными ценностями и др. Все элементы имеют специфическое содержательное наполнение в семейном, социальном, религ. и коррекционном видах воспитания, а также в конкретных группах и организациях. О. в п. в. осуществляется вербальными и невербальными средствами и обладает большим позитивным потенциалом, к-рый может быть реализован в воспитании человека в конкретных группах и организациях (О. в процессе диссоциального воспитания обладает большим негативным потенциалом) при создании определенных условий, оказании воспитателями помощи воспитуемым в решении проблем - семейных, индивидуально-психол., групповых, социальных, экзистенциальных, а также готовности воспитуемых принять эту помощь. О. в п. в. определяет как содержательные, так и организационные и процессуальные аспекты быта, жизнедеятельности и взаимодействия в группах и организациях, в к-рых происходит взращивание человека, характер складывающихся в них отношений, эффективность воспитания. О. в п. в. - социального, религиозного и коррекционного играет существенную роль в организации и успешности образования (обучения, просвещения, стимулирования самообразования), в обучении эффективному позитивному взаимодействию, в создании условий для приобретения их субъектами опыта приспособления и обособления в социуме. Лит.: Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001; Он же. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1983; Проблема общения и воспитание. Тарту, Т. 1, 2. 1974; Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2003. А. В. Мудрик

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Читать PDF

Взаимодействие людей в процессе общения

Супрун Г.Б.
Читать PDF

Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками

Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития.
Читать PDF

Роль и место темперамента в процессе общения

Бекетова Ирина Владимировна
В статье рассматривается значение и оценка темперамента в учебном процессе студентов, в ходе их общения.
Читать PDF

Тренинг взаимодействия родителей с детьми раннего возраста в процессе общения

Токарева Елена Николаевна
Рассмотрены основные концепции детско-родительских отношений.
Читать PDF

Особенности процесса развития интеллектуального внимания спортсмена к педагогическому общению тренер

Ткачева Мария Сергеевна
В статье обсуждаются вопросы педагогического общения спортивных тренеров и внимания спортсменов к этому виду взаимодействия.
Читать PDF

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Читать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД.
Читать PDF

Половозрастные и гендерные особенности процесса общения: явление перебивания речи собеседника (обзор

Грошев И.В., Щербак А.А.
В статье рассматривается проблема общения через призму половозрастных и тендерных особенностей.
Читать PDF

Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения

Мосина Софья Викторовна
На основе проведенных исследований форм и тематики общения старших дошкольников проанализировано влияние раннего развития детей, сформированного современным информационным пространством, на процесс их
Читать PDF

Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения

Березина Татьяна Николаевна
В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения.
Читать PDF

Когнитивные модели процесса общения двух личностей

Герасимова Ильмира Барыевна
Рассмотрена когнитивная модель структуры личности как активного элемента системы, включающая интеллектуальную и организационную деятельность, а также влияние психоэмоционального фактора.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: