ОБЩЕНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
ОБЩЕНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
первый из видов деятельности, возникающий уже в раннем развитии. О. имплицитно включено во все виды деятельности человека, поэтому его выделение в самостоятельный вид несколько искусственно. Цель О. - достижение взаимоприятия и взаимопонимания. Конечный продукт - опыт коммуникативного взаимодействия. О. ребенка в развитии последовательно трансформируется из одной формы в другую: до 6 мес. возраста преобладает непосредственно - эмоциональная норма О. со взрослым вне практического сотрудничества с партнером; результат - эмоциональный комфорт; от 6 мес. до 2 лет – ситуативно-деловая форма О.; результат - удовлетворение потребностей в безопасности и разнообразных сенсорно-эмоциональных впечатлениях при посредничестве взрослого; с 3 до 5 лет – внеситуативно-познавательная форма; результат - освоение человеческого языка в активном взаимодействии со взрослым; с 5 до 7 лет - внеситуативное интимно-личностное О., основные нормы которого развиваются в подростковом возрасте; результат - освоение социального опыта и «присвоение» человеческой культуры. В норме потребность ребенка в О. диагностируется по критериям: - интерес и внимание ребенка к взрослому; - эмоциональные проявления ребенка в отношениях со взрослым; - инициативные действия ребенка, направленные на привлечение взрослого к себе; - реакция ребенка на отношение к нему со стороны взрослого. Используемый ребенком в дошкольном детстве инструментарий О. сводится к трем группам средств: экспрессивно-мимическим, предметно-действенным средствам и речевым операциям.