Общение : структура и модель процесса это что такое Общение : структура и модель процесса: определение — Психология.НЭС

Общение : структура и модель процесса

Найдено 1 определение:

Общение : структура и модель процесса

Феномен О. сложное системное и многоуровневое явление, к-рое имеет содержательный и динамический аспект. В содержательном плане выделяются когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, в динамическом - параметры времени (длительность процесса), интенсивности процесса и активности субъектов О. Все компоненты и составляющие О. проявляются во взаимообусловленности и взаимовлиянии. В каждом из вышеназванных компонентов можно выделить, как минимум, низкий, средний, высокий уровни проявления. В. Н. Мясищев рассматривал трехкомпонентную структуру О.: как единство отражения (познание людьми друг друга), О. (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение при контактах с др. человеком). Проявляясь в О., особенности интеллекта человека, характеристики его эмоциональной сферы, манеры, поведение во взаимоотношениях с другими влияют на развитие личности. О. является существенной стороной реальной человеческой жизни и выступает «как важнейшая детерминанта формирования и развития всей системы психич. явлений, в т. ч. и познавательных процессов. Эта детерминанта имеет системное строение, т. е. является многомерной, многоуровневой, полифункц. и весьма динамичной», отмечал Б. Ф. Ломов: «Главное: О. выступает как процесс взаимодействия субъектов (подчеркнем: взаимодействия; оно не может быть описано в терминах просто воздействий или действий, не говоря уже о реакциях). В О. проявляются именно те качества людей, к-рые свойственны им как субъектам: то, что принято называть «„субъективным миром“ человека», при этом важным моментом О. является рефлексивность. Аналогично теории мотивации В. Г. Асеева, можно говорить, что процесс О. имеет зональное строение: по оценке результативности может оцениваться как положительный и отрицательный, по насыщенности и оптимальности - как недостаточный и избыточный (со всеми промежуточными характеристиками обеих «горизонтальных и вертикальных» составляющих и характеристиками 4 выявляемых в данной системе координат зон О.). Диалектическая взаимосвязь 2 тенденций мотивации О. содержательного и динамического типа - заключается в том, что актуализация одних побуждений способствует удовлетворению и редукции других, являясь основой саморазвертывания и саморазвития мотивационной системы личности со стороны ее внутр. структуры и условий. В любых формах и видах О. (прямое - опосредованное, межличностное - внутригрупповое, деловое - неформальное, профессиональное - обыденное…) можно выделить его осн. фазы: а) начальная - по Б. Ф. Ломову, это определение общих «координат» совместной деятельности, к-рые выступают в роли своего рода базы, относительно к-рой строится весь дальнейший процесс; б) сам процесс О., к-рый выстраивается как последовательность циклов, где каждый представляет собой сопряженный акт партнеров по О. и выражается в согласовании сформированных в процессе О. представлений, понятий, решений, принципов и стратегий совместной деятельности. Конкретная динамика процесса О. (длительность фаз, переходы между ними, состав циклов и их последовательность) зависит от темы О. и особенностей участвующих в нем людей; в) завершающая - к-рую условно можно назвать согласованием принимаемых каждым из участников О. решений, где происходит их контроль и коррекция: вырабатываются общие позиции участников. Последовательность циклов внутри процесса О. не предопределяется какой-либо заранее сформированной программой, предначертанным планом. Она весьма лабильна и направляется самим ходом выполнения совместной деятельности. Взаимосвязи между участниками О. двусторонние и взаимообратимые (по выполняемым функциям). Процессы интериоризации и экстериоризации выступают в О. в неразрывной взаимосвязи. О. влияет на селекцию сенсорной информации, ее коррекцию, выдвижение и проверку гипотез, на принятие решения - база коррекции при совместном воспроизведении более широкая, чем при индивидуальном, при этом образуется как бы «совместный фонд памяти» к-рым пользуются все участники процесса О., и в целом процесс протекает более активно и эмоционально более насыщен (по сравнению с индивидуальным), что также содействует повышению его эффективности (Б. Ф. Ломов). Есть прямая зависимость между характером психол. воздействия ситуации О. на субъекта О. и успешностью его деятельности и шире: его личностными особенностями, мотивами деятельности, к-рые определяют избирательность, объем, широту и активность О. Выделяются разл. стили О.: демократический, авторитарно-директивный, попустительский - они могут соответствовать ситуации или нет. О. может быть адекватным и неадекватным; дефицит О. для полноценного развития ребенка порой необратим, для подростка и взрослого может вести к деформации личности и нервным расстройствам); чрезмерная общительность (назойливость, навязчивость, за к-рыми могут стоять и несформированность самост. деятельности, и психич. отклонения у субъектов) мешает в работе и утомляет. О. между индивидами является «необходимым условием формирования совокупного субъекта коллективной (вообще совместной) деятельности», а «совместная деятельность обладает особыми качествами, к-рые определяются качествами (и уровнем) ее субъекта; О. же выступает как условие (и способ) формирования этого субъекта» (Б. Ф. Ломов). Важной стороной процесса О. является согласование действий, выполняемых его участниками во времени, в частности - синхронизация психич. процессов и состояний. По форме и содержанию О. людей или сообществ может быть субъект-объектным, когда к партнеру относятся как предмету воздействия, и субъект-субъектным, когда отношения партнеров равноправны и диалогичны. О. динамично и имеет возрастные и гендерные особенности. Успешности в О. способствует формирование «коммуникативного ядра личности» (А. А. Бодалев). О. столь же социальное, сколь и индивидуальное явление, - это отражается в языке, индивидуальным проявлением и механизмом к-рого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы О., становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию (Б. Г. Ананьев). Соотношение между вербальными и невербальными средствами в процессе О. определяется характером совместно решаемой задачи и условиями совместной деятельности. Необходимо учитывать и уровень развития коммуникативных навыков партнеров, что сказывается на кач. О.: практика показывает, что оно может быть и затрудненным, и нарушенным (В. Н. Куницына, В. А. Лабунская и др.). Нравственную ответственность за его качество и последствия несут все субъекты О. Лит.: Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр. в 2 т. М., 1980; Бодалев А. А. Психология общения. М.-Воронеж, 1996; Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001; Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.-Воронеж, 1996; Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.-Воронеж, 1995. Н. Л. Карпова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Когнитивные модели процесса общения двух личностей

Герасимова Ильмира Барыевна
Рассмотрена когнитивная модель структуры личности как активного элемента системы, включающая интеллектуальную и организационную деятельность, а также влияние психоэмоционального фактора.
Читать PDF

Гендерные и возрастные особенности восприятия пациентами модели общения с врачом в процессе лечения

Фомина Наталья Вячеславовна, Ревина Ирина Ароновна
Показана специфика восприятия пациентами моделей общения с врачом в процессе лечения болезни.
Читать PDF

Структурно-технологическая модель психических процессов в стадии сенсорной психики

Тюлюпов Юрий Федорович
Для анализа эволюционного развития психических процессов предложен технологический подход к моделированию структуры психики.
Читать PDF

Структурно-функциональная модель средовой организации в процессе гражданско-правового воспитания шко

Шхагапсоева Мариана Хасановна
В статье охарактеризована структура воспитательного пространства с точки зрения его субъектно-объектного представительства в процессе средовой организации гражданско-правового воспитания школьников.
Читать PDF

Структурно-функциональная модель средовой организации в процессе гражданско-правового воспитания шко

Шхагапсоева Мариана Хасановна
В статье охарактеризована структура воспитательного пространства с точки зрения его субъектно-объектного представительства в процессе средовой организации гражданско-правового воспитания школьников.
Читать PDF

Моделирование процесса формирования экономической грамотности студентов в структуре дополнительного

Сторожева Елена Владимировна, Валеев Азат Салимьянович, Кружилина Тамара Васильевна, Сергеев Алексей Николаевич
В статье доказывается необходимость организации формирования экономической грамотности студентов, в рамках дополнительного образования в вузе, при реализации выявленных организационно-педагогических у
Читать PDF

Моделирование процесса формирования экономической грамотности студентов в структуре дополнительного

Сторожева Елена Владимировна, Валеев Азат Салимьянович, Кружилина Тамара Васильевна, Сергеев Алексей Николаевич
В статье доказывается необходимость организации формирования экономической грамотности студентов, в рамках дополнительного образования в вузе, при реализации выявленных организационно-педагогических у
Читать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Читать PDF

Модель процесса профессиональной подготовки горных спасателей в вузе с использованием средств физиче

Моха Александр Андреевич
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической модели процесса профессиональной подготовки горных спасателей в вузе с использованием средств физической культур
Читать PDF

О роли моделирования поведения личности в процессе обучения студентов

Перепелицына М. Ю.
Читать PDF

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Читать PDF

Особенности и барьеры непонимания в процессах метафорического моделирования смыслов

Шабанов Л. В.
Рассмотрен феномен перехода смысла метафоры в адиафору.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: