Общение: системность Общение: социально-философское понимание

Общение: социально-психологический конструкт

Содержание:

  • Определение
  • Схемы
  • Статьи
  • Книги
  • Похожие термины
Найдено 1 определение:

Общение: социально-психологический конструкт

О. - процесс социального взаимодействия людей. По целям - это координационно-психол. взаимодействие, по средствам - информационно-коммуникативное взаимодействие, по способам - социально-психол. взаимодействие, по феноменам - это взаимоотношения людей. Координационно-психол. взаимодействие направлено на согласование индивидуальных действий, поступков, поведения, деятельности, намерений, планов, позиций, убеждений как совместных. В этом проявляется жизнеобеспечивающая функция О., создающая социально-психол. предпосылки для успешной совместной жизнедеятельности людей. В процессе совместной деятельности социально-психол. потенциал общающихся людей трансформируется в организационно-управленческую деятельность, где обнаруживается эгоистическая или альтруистическая направленность партнеров, заключенная в их ценностных ориентациях, мировоззрении, стиле поведения и мотивах. В процессе совместной деятельности О. совершается в разл. формах обращения: вопросах и ответах, указаниях и просьбах, обсуждениях и др. Происходит согласование-рассогласование индивидуальных усилий (вкладов) в обществ. продукт совместной деятельности. Результатом является договор между участниками социального взаимодействия. В этом процессе приходится преодолевать противоречия между отношениями партнеров и прагматическими задачами их совместной деятельности. Информационно-коммуникативное взаимодействие материализованная форма процесса О., она представлена прирожденными и изобретенными средствами связи и передачи знаний от человека к человеку, от одной общности к другой, от поколения к поколению. Инструментарий этого процесса составляют предметные, экспрессивные, речевые и технические средства коммуникации, с помощью к-рых люди обмениваются своими представлениями о мире вещей и о себе. Эти представления транслируются по информационным каналам обществ. и индивидуальной связи в форме сообщений. Информационная коммуникация формирует чувство единства-различия между людьми в духовном пространстве, создавая социальнопсихол. предпосылки для закрепления разл. форм общности (общины, семьи, фамилии, рода, этноса, племени, народа, государства, нации и др. объединений людей). Социально-психол. дистанция людей в общностях определяется понятиями «свой-чужой». Через информационную коммуникацию транслируются и воспроизводятся понятийные конструкты единичных, особенных и общих элементов разл. культур. С помощью информационной коммуникации люди устанавливают контакты, передают сообщения, объединяются в группы. Социально-психол. результатом этого взаимодействия являются феномены понимания-непонимания. В них проявляются когнитивные различия, детерминированные спецификой общинного образа жизни, заключенной в человеческих отношениях и способах восприятия внеш. мира, других и себя, к-рые оформляются и закрепляются в традициях, обычаях, ритуалах, искусстве, языке, речи и в др. средствах и продуктах О. людей. В этом процессе человек обнаруживает индивидуально-типологические особенности коммуникативных, мнемических, интеллектуальных способностей, представленных качествами общительности-замкнутости, «знатока», «эрудита», «коммуникатора» и другими, связанными с обществ. и профессиональной деятельностью людей. Социально-психол. взаимодействие представляет собой способы взаимосвязи, взаимовлияния, обмена, согласования, идентификации Я и Других. В них фиксируется алгоритм (последовательность приемов, операций, действий, поступков, поведения) социального взаимодействия партнеров. В сфере материального производства их принято называть «технологиями». В настоящее время этот термин используется в практической психологии при описании способов (технологий) оказания психол. помощи. Способы взаимосвязи предполагают приемы по установлению, поддержанию и разрыву контактов. Условием О. является наличие обратной связи, обеспечивающей возможность влияния, обмена, согласования и идентификации личности. Обратная связь предполагает отклик на воздействие, к-рое имеет «адресат» и его реакцию. При разрыве обратной связи О. становится невозможным. Способы взаимовлияния предполагают приемы воздействия партнеров друг на друга. В социальнопсихол. арсенале воздействия находятся: эмоциональное заражение, внушение, подражание, гипноз, убеждение, принуждение, депривация, манипуляции, ущемление прав, бойкот, угрозы и насилие. Способы обмена включают приемы вербальной, невербальной, предметной, массовой информационной коммуникации. Это - разные способы сообщений и их трансляции. Они имеют место во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сообщения различаются содержанием, языками, стилистикой, культурой. Способы согласования складываются из алгоритмов (правил) обсуждения проблем совместной жизнедеятельности. Наиболее эффективным способом согласования считается диалоговый режим обсуждения. В идеале он возможен при паритетных взаимоотношениях, что кажется утопичным в обществе и группах с иерархической организацией. Способы идентификации Я представляют собой психологически сложную оценочную деятельность себя и других. Сложность проистекает из безграничного поля критериев оценки, разнонаправленных взглядов друг на друга, честолюбивых устремлений. Я как идеальная реальность недоступна для прямого проникновения извне. Я раскрывается в процессах О. с людьми через формы объективации внутр. потенциала личности в экспрессии, высказываниях, поступках, поведении, деятельности и ее продуктах. Психол. идентичность Я предполагает достижение человеком чувства тождественности самому себе. Социально-психол. результат (продукт) О. - взаимоотношения. Лит.: Панферов В. Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психологического воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Диалог и общение // Человек в мире диалога. Л., 1990 ; Он же. Классификация социально-психологической интерпретации // Вестник ЛГУ. № 23. 1970; Он же. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. журн. № 4. 1987; Он же. Психология общения // Вопр. философии. № 7. 1971. В. Н. Панферов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальный конструкционизм о понятийной специфике психологического исследования

Пашкова Анна Владимировна
Скачать PDF

Социально-психологические особенности юношества, обусловленные виртуальным общением

Желонкина Ольга Кимовна
В статье обсуждаются значение виртуального общения в период юности, вопросы изучения социально- психологических особенностей юношества, обусловленных общением в социальных сетях, ставится проблема влияния виртуального общения на социально-психологические и возрастные характеристики молодых людей, дается анализ социальной ситуации развития в период юности, ведущего вида деятельности, особенностей интеллектуального развития юношей, описаны подходы к разработке анкеты по изучению социально-психологических особенностей личности, обусловленных виртуальным общением.
Скачать PDF

Временна́я перспектива как базовый конструкт проблемы социально-психологической адаптации личности

Карпова Елена Викторовна, Свешникова Светлана Леонидовна
В статье представлен анализ теоретических представлений по проблеме адаптации в отечественной и зарубежной психологии, показаны различия в понимании причин, механизмов и факторов адаптации представителями разных психологических школ и направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивной психологии, интеракционизма, гуманистической психологии, экзистенциального подхода. Рассмотрены актуальные теоретические проблемы в современных исследованиях социально-психологической адаптации. Проанализированы взаимовлияния личностных и социальных факторов, помогающих успешно пройти период адаптации, опираясь на которые можно определить приемы управления адаптацией и ее усиления. Систематизированы представления о факторах социально-психологической адаптации, ее этапах и динамике. Впервые проведен анализ фактора времени и временной перспективы для успешной адаптации. Определены актуальные направления в исследовании временной перспективы как одного из факторов, организующих и усиливающих социально-психологическую адаптацию. Рассмотрены научные исследования о взаимовлияниях временной перспективы на поведение и адаптационные возможности человека. Показано, что в разработке проблемы адаптации важным является изучение факторов эффективной организации жизненного пути, построения временной перспективы, а также образа себя во времени. Описаны возможности временной перспективы в регуляции поведения.
Скачать PDF

Социальный конструктивизм в российской социальной психологии: особенности и перспективы

Смагина М.В.
«Объективность» модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов. Социальный конструктивизм (СК) одно из направлений постмодернистской философии. Принятие нарративного, социально-конструктивистского мировоззрения влечет за собой полезные идеи о том, как понятия власти, знания, истины обсуждаются и принимаются в современном обществе, как люди принимают и определяют себя. СК исключения интересуют больше, чем правила, специфические контекстуальные детали больше, чем обобщения. Это дает дополнительные возможности для понимания и принятия окружающего мира.
Скачать PDF

Виртуальное общение: социальные сети - одиночество или исповедальность?

Сороцкий М.С.
Обсуждаемую проблему можно представить в виде констелляции различных факторов: социальное или межличностное одиночество, аффилиативная тенденция, социальный хронотоп, необходимость в исповедальном диалоге. Сетевое пространство, будучи интерактивным, предлагает человеку сформировать виртуальный мир, имитирующий ситуацию взаимодействия с другими людьми. Интернет-аддикция формируется лишь в случае предпочтения сетевых взаимодействий в качестве основных, предпочитаемых реальным.
Скачать PDF

Социально-конструкционистский подход в исследовании политической идентичности

Богуславская Виктория Федоровна, Зайцев И.В.
В статье в рамках социально-конструкционистской теории рассматривается феномен политической идентичности и представлен как проект, конструируемый в дискурсе. В качестве основного метода использован дискурс-анализ. Исследование выявило четыре типа политической идентичности: включенный, отчужденный, конформистский и идеалистический и факторы, влияющие на формирование этих типов. Результаты исследования подтвердили возможность влияния на формирование политической идентичности через структуру дискурса, что является актуальной задачей в современной ситуации политической отчужденности значительного числа российских граждан.
Скачать PDF

«Социальный мозг» новый объяснительный конструкт в психологии?

Рычкова О.В.
В статье анализируются некоторые современные модели, используемые в направлении, именуемом «социальные нейронауки»; обосновывается необходимость анализа новых моделей с позиций отечественной психологии и методологии науки, поскольку вульгарное их применение в качестве объяснительных категорий грозит биологическим редукционизмом. Работы в данной области исследований ставят задачу раскрытия мозговых механизмов социального познания и социального поведения человека. В статье подчеркивается, что многие тяжелые психические расстройства могут быть объяснены с позиции нарушений социального познания и «модели психического».
Скачать PDF

Теоретический конструкт харизмы как социальнопсихологический феномен: исследовательские концепты

Ломова Наталья Вячеславовна
В статье автор обращает внимание на актуальность проблематики харизмы в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что чаще всего психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, то есть внутри проблем психологии лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии толпы, психологии групп, в организационной психологии, в психологии предпринимательства, авторитета, власти, аттракции, честолюбия, тщеславия, доминирования и др. Названы основные детерминанты возникновения харизмы. Рассмотрены основные паттерны харизмы, которые изучены И. Шиффером. В статье также изложена точка зрения М. Вебера, который считал, что главным для харизматического лидера является успех. Раскрыто разработанное М. Вебером понятие «харизматический круг».
Скачать PDF

Теоретические основы изучения проблемы одиночества и ее взаимосвязь с общением в социальных сетях

Токарева Мария Николаевна
В настоящее время одиночество уже проблема не отдельных индивидов, а социума в целом. Трудности в адаптации к изменяющимся условиям жизни более всего присущи современной молодежи, что заставляет ее искать новые способы компенсации одиночества. В статье рассматриваются разные точки зрения на один из таких способов общение в социальных сетях.
Скачать PDF

Конструктивные стратегии поведения как регулятор социального здоровья личности

Калачинская Ольга Андреевна
В статье рассматриваются результаты исследования стратегий поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях, их уровень социальнопсихологической адаптации, степень «персонального выгорания» и уровень эмпатии. Показано, что высокий уровень социально-психологической адаптации напрямую коррелирует с использованием военнослужащими уверенных стратегий поведения, наличием осознанных и значимых целей. Предложен реориентационный тренинг, ставящий своей задачей развитие когнитивных и поведенческих стратегий достижения социального здоровья личности.
Скачать PDF

Социальный конструктивизм Дж. Джерджена

Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б.
Скачать PDF

ЛИЧНОСТЬ В КООРДИНАТАХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: КОНСТРУКТИВИЗМ И ДЕСТРУКТИВИЗМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Гришанина Анастасия Николаевна
В статье рассматриваются вопросы изучения личностных характеристик потребителей медиатестов, в частности, пользователей социальных сетей; выявляются особенности функционирования диалогов сетевого пространства и наличия в них экстремистских проявлений. Автор делает попытку классифицировать причины медиаагрессии, агрессивного речевого поведения, намерений размещения графической и рисуночной информации на страницах социальных сетей как основных современных каналов коммуникации. Изучается личность авторы медиаинформации. После проведённых исследований анализируются интенции авторов сообщений, приводятся тенденции и типология размещения материалов. Методы и приёмы исследований мониторинг сетевой среды, элементы контент-анализа текстов и изображений как медиаматериалов, интент-анализ и др. Анализ теоретических вопросов изучения личности, социально-психологический подход к субъекту коммуникации человеку позволяет выявить интенции и мотивы коммуникационного участия, причины создания материалов, имеющих экстремистские проявления. Автор опирается на принципы гуманистического психоанализа Э. Фромма, его типологию социальных характеристик личности и гипотезу о том, что современное общество «опредмечивает» человека, создаёт декструктивный тип личности. Практическая значимость разработки тематики заключается в том, что предпринимаются усилия к исследованию причины репостов такого рода информации, что даёт основание смоделировать социокультурную схему общения в сетевой среде. Это позволяет также подойти к разработке современных способов защиты от речевой медиаагресии и экстремистских проявлений и преодоления речевых угроз.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: