Общение представителей различных типов профессий: специфика

Найдено 1 определение:

Общение представителей различных типов профессий: специфика

Профессиональное общение (П. о.), обеспечивая установление и развитие межличностных и межгрупповых контактов в связи с потребностями профессиональной деятельности, само во многом обусловлено ее спецификой, и, прежде всего, типом профессии в зависимости от предмета труда («человек-человек», «человек-живая природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек-художественный образ»). Особенности О. представителей разных типов профессий проявляются на уровне языка и на собственно психол. уровне. Специфика П. о. на уровне языка: формирование «специального языка» как инструмента взаимодействия профессионалов. В содержательном плане и в плане выражения он существует в виде конкретных профессиональных языков (П. я.), существенно различающихся между собой (язык математиков, историков, химиков, филологов и т. п.). При этом в функции накопления, передачи знаний и их распространения в любом П. я. осн. роль играет письменная (точнее, печатная) речь, а в профессиональном О. ведущей остается устная речь. В рамках каждого типа профессий выделяется опр. набор типичных профессиональных ситуаций - совокупность факторов, к-рые являются постоянными в разл. конкретных условиях и изменение к-рых влияет на изменение программы или операционной структуры профессиональной деятельности. «Специальный», П. я., оставаясь национ. литературным языком, в конкретных профессиональных ситуациях содержательно редуцируется, становится в зависимости от области знания и предмета О. монотематичным (хотя и не всегда), насыщается специальными словами и выражениями, использование к-рых предполагает необходимую профессиональную компетентность. Использование П. я. обеспечивает, с одн. стор., оптимизацию совмест. деятельности, а с др. стор., направлено на формирование у субъектов труда чувства профессиональной принадлежности и идентичности, что отражается, в частности, в формировании профессионального образа мира. При О. представителей одной профессии переход с общенацион. на «специальный» язык осуществляется вполне естественно; в О. представителей разных типов профессий механизм перехода на «специальный язык» не срабатывает автоматически (особенно если в О. участвуют представители далеких друг от друга профессий). Выделяются в кач. самост. интрапрофессиональное и интерпрофессиональное О. Интрапрофессиональное О. - это О. представителей одной профессии (напр., врачей-стоматологов, инженеров-судостроителей и т. п.). Профессиональные роли участников интерпрофессионального О. не совпадают (напр. О. психолога и педагога). В случае О. специалиста с неспециалистом язык О. превращается из сугубо специальных терминологических систем в неоднородные комплексы, расслоение к-рых на горизонтальные пласты определяется такими параметрами, как партнер коммуникации и коммуникативные условия. Существуют характерные особенности О. представителей одного типа профессий: А) Для специалистов профессий класса «человек-человек» («человек-группа»), в к-рых О. выступает в роли главного средства профессиональной деятельности (преподаватели, психологи и т. п.), коммуникативный компонент О. реализуется в правильной, эмоциональной, образной, стилистически маркированной речи; уместных мимике, жестикуляции, кинетике; многообразных речевых стратегиях и тактиках. В рамках интерактивного компонента используется кооперативный, коммуникативно-поддерживающий стиль О. Б) Для представителей профессий, принадлежащих одновр. к классам «человек-человек» и «человек-знак» или «человек-образ» (журналисты, специалисты по связям с общественностью, переводчики и т. п.), характерны позитивное отношение к окружающим, центрация на стимулировании коммуникации, симметричная вовлеченность в О. обеих сторон, стремление к взаимопониманию, гибкость мнений, эмоциональный отклик; развитый «эмоциональный интеллект», умение контролировать собственные чувства и эмоции, понимать настроения др. людей. В) Намного меньше, чем О.в сфере «человек-человек», изучено О. представителей профессий класса «человек-художественный образ». Выявлено только, что для них характерно творческое взаимодействие, а определяющее значение в О. имеет эмоциональный контакт. Г) Значительный интерес и, одновр., значительные трудности в исследовании специфики О. в профессиях классов «человек-знак», «человектехника», «человек-живая природа». Предположительно, у первых легче будет выявить особенности О. представителей каждой отдельной профессии, чем общее для всего класса, поскольку разнообразие знаковых систем (условные знаки, цифры, коды, естеств. или искусств. языки), с к-рыми работают специалисты (чертежники, инженеры, топографы, программисты и др.), определяет и разнообразие форм и стилей П. о. Д) У представителей профессий классов «человектехника» и «человек-живая природа» жесткое опосредование предметом труда определяет терминологическую ясность на языковом уровне и рациональность на психол. уровне. Профессионалы в сфере «человек-знак», «человек-техника», «человек-живая природа» испытывают затруднения при О. с коллегами в силу недостаточной коммуникативной компетентности, что выражается в низкой «чувствительности» к собеседнику, бедности вербальных и невербальных стратегий и тактик, низкой способностью к сотрудничеству и кооперации в О. Преодолеть данные проблемы можно, включив в программы профессионального обучения курс психологии П. о. Лит.: Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. М., 1989; Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М., 1999; Наер В. Л. Уровни языковой вариативности и место функциональных стилей // Научная литература: Язык, стиль, жанры. М., 1985; Уткина И. В. Локально-темпоральный компонент коммуникативной ситуации военного делового общения в учебно-профессиональной сфере // Мир лингвистики и коммуникации. Тверь, 2006, № 2. Е. В. Селезнева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональная специфика образа мира и образа жизни учителей с различным педагогическим стажем

Пивоварова С.В.
Статья посвящена описанию специфики профессионального образа мира и образа жизни учителей. Доказывается предположение об усилении профессиональной специфичности образа мира и образа жизни учителей с увеличением опыта педагогической деятельности. Профессия оказывает большое влияние на всю жизнедеятельность профессионала, и это влияние становится заметнее у учителей, занимающихся педагогической деятельностью более 15 лет.
Скачать PDF

Специфика взаимодействия подростков с представителями различных возрастных групп

Микляева Анастасия Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме межвозрастного взаимодействия подростков. Межвозрастное взаимодействие рассматривается с теоретических позиций социального конструкционизма и теории социальной идентичности. Показано, что подростки характеризуются высоким уровнем возрастной толерантности, которая оказывает влияние на течение взаимодействия подростков с теми возрастными группами, опыт общения с которыми ограничен (дети и пожилые люди), во взаимодействии с другими социальными группами используются иные, помимо возраста, основания социальной категоризации. При основе субъективной дифференциации подростками оценок взаимодействия с различными возрастными группами лежит статусно-ролевое неравенство этих групп относительно подростковой группы.
Скачать PDF

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий систем

Лужецкая А.М.
В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у представителей профессий системы «Человек -Человек». Приведены результаты исследования, выявившего особенности и различия проявления СЭВ у врачей, учителей, работников пенитенциарной системы и системы социального страхования.
Скачать PDF

Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий

Чуева Елена Николаевна
В статье рассматривается специфика проявления профессионального стресса в совокупности взаимодействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) стресс-факторов у представителей социономических профессий.
Скачать PDF

Особенности межкультурной компетентности представителей различных профессиональных групп

Непочатых Е. П.
Статья посвящена исследованию межкультурной компетентности представителей профессий типа «человек-человек»: педагоговпсихологов и менеджеров. Подчеркивается, что специфика профессиональной деятельности специалистов различных профессий определяет особенности формирования межкультурной компетентности: для группы педагогов-психологов предпочтительным является развитие аффективного и адаптивно-поведенческого компонентов межкультурной компетентности (общекультурная компетентность). Для группы менеджеров предпочтительным является развитие когнитивного и адаптивно-поведенческого компонентов межкультурной компетентности (культурно-специфическая и общекультурная компетентность).
Скачать PDF

Специфика проявления толерантности и ее детерминант у представителей разных типов профессий

Семёнова Елена Михайловна
В статье рассматривается толерантность специалистов разных профессиональных групп как элемент общего конструктивного профессионального развития субъекта труда. Целью работы было уточнить определение толерантности, конкретизировать ее психологическое содержание относительно разных сфер профессиональной деятельности, выявить релевантные психологические характеристики личности, обеспечивающие высокий, средний или низкий уровень ее проявления. Исследование базируется на системогенетическом подходе к становлению личности профессионала. Предметом изучения явилось психологическое содержание толерантности у представителей разных типов профессиональной деятельности. В работе использовались опросные психодиагностические методы, позволяющие осуществить диагностику детерминант толерантности как системообразующего личностного качества. Результаты исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки и психологического сопровождения специалистов рассматриваемых сфер деятельности.
Скачать PDF

Анализ самооценки здоровья у представителей различных профессиональных групп (по данным 21 волны RLM

Паутова Н.И.
Скачать PDF

Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных ко

Афанасенко Инна Владимировна
В статье представлены результаты исследования структуры религиозности и особенности выраженности самоактуализации у православныххристиан и иудаистов, проанализированы различия в преобладающих показателях религиозности, самоактуализации и интернальности у православных христиан и иудаистов с внешним и внутренним типом религиозности.
Скачать PDF

Стратегии самопрезентации и коммуникативный контроль у представителей различных профессий

Зинченко Е.В., Ивахненко А.А.
Рассматривается распределение выбора стратегий самопрезентации среди представителей артономических, сигнономических и социономических профессий, а так же оценка выраженности уровня коммуникативного контроля у представителей данных профессий в интересах эффективного отбора персонала в организациях.
Скачать PDF

Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деят

Асеева Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности возникновения и динамика развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников в зависимости от специфики профессиональных функций и стажа работы. Уточнено содержание синдрома для данной профессиональной группы
Скачать PDF

Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути

Панова Н. В.
В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала.
Скачать PDF

Психологическая специфика ситуации профессиональной деятельности и соблюдения психогигиены специалис

Павлова Мария Валерьевна
Рассмотрены некоторые аспекты стрессогенного воздействия и выраженность стрессовых реакций у пострадавших в дорожно-транспортном происшествиях и специалистов, оказывающих им помощь.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: