Общение межэтническое это что такое Общение межэтническое: определение — Психология.НЭС
Общение межличностное: социальный конструкционизм Общение мигрантов с коренным населением

Общение межэтническое

Найдено 1 определение:

Общение межэтническое

интерсубъектное взаимодействие личностей как носителей самосознания и культуры опр. этнич. общностей, осуществляющееся в процессах коммуникации (обмена информацией), интеракции (обмена действиями) и социальной перцепции (восприятия и понимания общающихся). О. м. предполагает обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности общающихся, воздействие на оценки, эмоции, а также организацию совместных действий. О. м. может осуществляться как непосредственное или технически опосредованное взаимодействие людей, в к-ром существенны «психич. отображение участниками О. друг друга, отношение их друг к другу, обращение их друг с другом» (В. Н. Мясищев). Выделяются 2 уровня О. м., складывающихся в разных сферах жизни, - личностный и групповой. О. м. определяется социально-эконом., идеологическими и культурными факторами, к-рые детерминируют разл. степень субъективной близости/отдаленности этнич. групп. Этнич. общность, в к-рую входит личность, оказывает опр. влияние на отношение этой личности к др. членам общности и на восприятие и понимание представителей др. этнич. общностей. Национальные, этнич. различия во многом обусловливают взаимное непонимание и напряженность, довольно часто встречающиеся в процессе О. м. Важную роль в О. м. играют и осознаваемые этносом и личностью национ. интересы, потребности в национ., этнич. развитии. Субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей выявляются в установках на межэтнич. контакты в разных сферах взаимодействия, в содержании этнич. стереотипов, в поведении и поступках людей. Этнич. общность формирует совокупность содержательных эталонов, в к-рых фиксируются культурные, этические и иные предпочтения и представления этноса - этнич. стереотипы, в к-рых существенен оценочнонормативный компонент. Это обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные образы этнич. групп, сложившиеся в истор. практике межэтнич. отношений и регулирующие восприятие и поведение их представителей в процессе О. м. Этнич. представления, обычаи, традиции, нравы - средства стабилизации обществ. отношений в этносе. Все это отражается в нормах поведения и восприятия. Стереотипизация поэтому рассматривается в ряде работ как один из механизмов формирования этнич. самосознания, объясняющий характер функционирования устойчивых психич. феноменов. Этнич. стереотип вербализуется в системе предметных и языковых значений, детерминирует восприятие и интерпретацию мира в О. м. Разные члены этнич. общности обнаруживают разную степень принятия этих стереотипов и разную степень воздействия стереотипов на индивидов. Это отражается в понятии этнич. конформности - подверженности индивидов и групп людей влиянию национ. традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национ. установок и стереотипов без внутр. сопротивления и осмысления. Степень этнич. конформности О. зависит от положения человека в неофициальной структуре общества, от уровня его образования, от направленности развития личности и др. факторов. Этнич. стереотипы систематизируют и защищают этнич. ценности, объясняют существующие отношения между этносами, оправдывают и сохраняют их. В содержании этнич. стереотипов реализуются этнич. нормы как система требований этноса к личности и образец этнич. суждений, поведения и пр. Исследователи отмечают очевидную зависимость содержания этнич. стереотипов в О. м. от истории и развития взаимоотношений между этносами, от их эпизодичности или систематичности. Если контакты непродолжительны, то стереотипность восприятия одного этноса другим проявляется сильнее. Характер О. м. зависит и от социально-полит. обстановки в конкретной стране, от эконом. и культурно-бытовых условий жизни, от конкретной ситуации и заинтересованности в О. Согласованность и отчетливость этнич. стереотипов выше у соперничающих групп, у сотрудничающих - ниже. Причем этнич. стереотипы далеко не всегда несут в себе негативное отношение к членам иноэтнич. групп. Разнообразные формы О. между этносами могут привести к изменению индивидуальных характеристик у части представителей этносов, к сдвигу опр. социальных отношений, к интеграции опр. качеств и свойств этносов. Это обнаруживается в раз. составляющих О. м.: в речевых и неречевых средствах, в межличностных отношениях, в саморегуляции поступков под влиянием содержания авто- и гетеростереотипов и др. Ситуации О. м. влияют на ум, чувства, волю, и в целом на развитие личностей, вступающих в процесс О. м., осложняющийся разл. активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером общающихся. Процессы О. м. не могут быть отвлечены от изучения мотивационно-потребностной сферы личности и особенностей ее влияния на характеристики О. этой личности с представителями др. этноса. В целом межличностные контакты могут привести к снижению негативности оценочной составляющей этнич. стереотипа. Межэтнич. установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, в коллективах, в ходе соседского и дружеского О. В коммуникативном поведении представители разных этносов могут относиться к прагматической стороне О. м. с повышенным вниманием: свои поступки человек рассматривает прежде всего с т. зр. того, какой смысл они имеют для партнера по О., как они будут им интерпретированы. Такого же рефлексивного поведения в этом случае ожидают и от партнера по О. В совр. исследовании О. м. можно выделить неск. приоритетных направлений: изучение феноменологического аспекта О. м., выявление и объяснение закономерностей этого процесса, обнаружение и моделирование его психич. механизмов, исследование полифункц. процесса, определение специфики О. м. в условиях многонацион. страны, установление специфики речевой деятельности как компонента О. м. Особое внимание при изучении этнич. специфики речевой деятельности уделяется проблеме этнолингвистической эквивалентности, роли этнич. речевого (вербального) этикета в ситуациях О. м., закономерностям и традициям употребления этнически обусловленных ритуальных клишированных форм и их акциональных аналогов, а также эффекту вербального усиления или ослабления впечатления, переживания и способов поведения общающихся. В отдельное направление выделяется исследование взаимодействия когнитивных структур в межкультурном и О. м. Традиционно исследуются языки О. м.: лингва франка, койне, пиджины. Актуальны вопросы, связанные с исследованием межкультурных вербальных конфликтов с целью разработки теории и практики вербального снятия межэтнич. напряженности (И. В. Рогозина). Нек-рые исследователи отмечают, что в настоящее время межэтнич. различия, определяющие О. м., концентрируются в этнокультурных и этнопсихол. особенностях: этнич. специфика перемещается в сферу духовной культуры, поскольку иные стороны жизни активно унифицируются под влиянием быстрого распространения совр. индустриальных технологий. В зап. социальной психологии чаще исследуются компоненты межэтнич. отношений, связанные с глубиной и продолжительностью контактов этносов. Исследуется информированность этноса о стереотипах и тенденции влияния их содержания на взаимоотношения этносов. В ряде случаев отмечается тенденция воспринимать собственный этнос более негативно: низкостатусные группы, угнетаемые национ. меньшинства склонны развивать негативные автостереотипы. Сходные явления отмечены в нек-рых отеч. психолингвистических работ (З. Г. Адамова). Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1999; Личность, общение, групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991; Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. Ч. 2. Этнопсихолингвистика. М., 2007. В. А. Пищальникова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение межэтническое — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Современные проблемы межэтнического общения студентов

Скрыпник Наталья Станиславовна
Interethnic communication problems and problems of forming communication culture with students in the process of training in higher institutions have been considered in this article
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О качестве библиотечного общения

Езова Светлана Андреевна
Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности (В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д. Небылицын); характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.The approach to the quality of library contacts from the viewpoint of the conception of personality relations (V. N. Mjasischev) and theory of activity (V. D. Nebylitsyn) is shown. Foreign theories of interpersonal relations.
Скачать PDF

Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении

Олейник Н.М.
Скачать PDF

Похожие термины: