Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики

Найдено 1 определение
Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
А. Ю. Панасюк. Среди множества функций О. выделяется и психодиагностическая. Дистанционные неинструментальные методы психодиагностики, как класс методов, до сих пор не выделялись, хотя отдельные методы используются и имеют достаточно строгое науч. обоснование. Сущность этого вида психодиагностики заключается в том, что исследователь, в роли к-рого может выступить любой человек, вступающий в О. с кем-либо, для получения в процессе О. диагностической информации о психике своего собеседника (визави), не создавая специальных условий для диагностики, лишь наблюдает (смотрит), слушает (что и как говорит собеседник), анализирует поступающую от того информацию (в отличие от традиционной психодиагностики, где, как правило, исследователь получает информацию только после того, как вынудит респондента совершить те или иные действия). Темой О. может быть любая, кроме самой психодиагностики. Дистанционные методы исследования психики собеседника в процессе О. основываются на анализе и оценке 2 видов психодиагностики информации: габитарной (внешность, внеш. вид) и этологической (обычай, нрав, характер) т. е. поведенческой, к-рые соотносятся с особенностями психики на основе научно обоснованной интерпретации элементов внеш. вида и поведенческих реакций данного человека (собеседника). Психол. интерпретация особенностей поведения строится с учетом того факта, что большая часть действий человека (в т. ч. и по созданию своего внеш. вида) детерминирована подсознательными программами поведения (Панасюк, 2007), а психол. интерпретация конституциональных особенностей человека детерминирована связью между анатомией и физиологией, с одн. стор., и психикой - с др. стор. Данный принцип, являющийся основой дистанционных методов оценки психики, конкретизируется при анализе отдельных методов, т. к. о человеке говорит все: внешность, манеры О., деятельность, а также продукты этой деятельности. Важно обладать научно обоснованными данными о связи этих характеристик с теми и или иными особенностями психики человека при условии, что он не оказывает преднамеренного, умышленного, специального, осознанного влияния на характер и содержание психодиагностики информации. Но есть основание полагать, что подобного рода сознательный контроль своего поведения, если он и имеет место, захватывает далеко не все сферы поведенческих реакций, не говоря о таких видах габитарной информации, как конституция человека. Данное положение базируется на том, что большинство поведенческих актов людей в обычных, типичных условиях детерминированы их подсознательными программами поведения, т. е. подсознательные программы поведения отражают сущность психики человека, ибо сущностью является типичное (часто проявляемое), а не исключительное (редко наблюдаемое у данного человека). Лит.: Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). 7-е изд. М., 2004; Он же. А что же в действительности на уме у вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека. Ростов-н/Д, 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007. А. Ю. Панасюк

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011