Общение как процесс

Найдено 1 определение:

Общение как процесс

это социально-психол. взаимодействие людей в их совместной жизнедеятельности, включающее ряд психол. процессов: а) восприятие внеш. облика партнера, б) его психол. интерпретацию, в) выбор партнера, г) установление контакта, д) презентацию себя, е) сообщение, ж) обсуждение и согласование, з) воздействие, и) формирование взаимоотношений. 1. Восприятие внеш. облика партнеров О. - процесс психич. отражения элементов-признаков внеш. облика человека, подчиненный общепсихол. закономерностям восприятия физич. объектов. Однако человек распознается иначе в сравнении с предметами. В процессе О. наиболее информативным признаком об индивидуальных особенностях человека является экспрессия. Она содержит в себе информацию о психич. состояниях партнера, его настроении, волевом напряжении, общительности-замкнутости, нравственно-психол. качествах личности. Существенную роль в этом процессе играет эстетика внеш. облика, располагая или отталкивая потенциальных партнеров О. 2. Психол. интерпретация партнеров О. - процесс психол. познания качественного потенциала партнеров, их возможностей отвечать запросам и ожиданиям друг друга. Он совершается как «психол. толкование» элементов-признаков внеш. облика и др. объективированных данных о партнерах. В результате возникает психол. образ партнеров, в к-ром встречаются определения его групповой и профессиональной принадлежности, способностей и способов деятельности, мотивов и устремлений партнеров, их эмоционального и волевого настроя, индивидуальных особенностей и ожидаемых отношений. На этом этапе познания отношение к личностным достоинствам человека может пересилить первичное отношение к его внешности и поменять свой знак. 3. Выбор партнера происходит по критериям физич., психол., деловой, социальной привлекательности. Эти критерии включены в процессы восприятия и интерпретации внеш. облика человека. Восприятие физич. свойств тела порождает эмоционально-эстетическое отношение к партнеру, к-рое трансформируется в приятие-неприятие его в ролях субъекта совместной деятельности и О. Критерии социальной привлекательности заключены в статусно-ролевых свойствах личности, к-рые определяются по атрибутике внеш. облика (одежде, оформлению, экспрессии), а также известному социальному положению. Доминирование того или иного вида привлекательности предопределяется целями и задачами социального взаимодействия в совместной жизнедеятельности людей. Любая из привлекательностей задает тон положительных взаимоотношений, к-рые становятся факторами успешности социального взаимодействия. 4. Установление контактов обеспечивает взаимосвязь и обратную связь партнеров в кач. обязательных условий О. Контакт возникает посредством обращения одного человека к другому. Он зиждется на потребности в другом как партнере по совместной деятельности, а обратная связь - на заинтересованности другого во взаимодействии с инициатором О. Для установления контакта нужно обратить внимание партнера на себя, а для поддержания обратной связи необходимо быть полезным и привлекательным для своего партнера. 5. Задача презентации себя другим заключается в возбуждении интереса к себе как партнеру и в формировании у него чувства идентичности себя с ним. В этом процессе демонстрируются свойства личности, в к-рых может быть заинтересован партнер, а также предъявляются знаки идентичности с ним. Процесс презентации себя является источником манипуляторского О. и имиджмейкерской практики. Объектная заинтересованность партнеров друг в друге в этом процессе становится условием субъект-субъектного единства. Презентация - это один из способов завоевания симпатии. Отношения «симпатии-антипатии» являются фактором социальной успешности человека в социальном взаимодействии. 6. Сообщение - в нем заключено смысловое содержание, к-рое представляется в виде устных и письменных текстов. При сообщении отправители (корреспонденты) имеют адресатов (респондентов), к-рых связывают каналы информационной коммуникации. В этом заключена информационная функция О. Послание можно считать «сообщением», когда оно достигло адресата. Главная психол. проблема сообщения заключена в понимании его смысла. Это проблема расхождения знака и значения, источником к-рого могут быть: когнитивный диссонанс, эмотивная амбивалентность, конативная рассогласованность, креативная эвристичность. Посредством сообщений субъекты О. стремятся прояснить меру понимания - непонимания между собой. В сообщениях отдается предпочтение когнитивным аспектам О. 7. Обсуждение - процесс обмена мнениями и поиска решений общих проблем. В процессе обсуждения в форме высказываний проясняются «точки зрения» на проблемы совместной деятельности людей. Для обсуждения характерны вопросы и ответы, дискуссия, монологи и диалоги. В результате обсуждения может произойти как консолидация мнений партнеров, так и их разобщение. Обсуждения протекают в виде совещаний, семинаров, конференций и др. Психол. интрига обсуждений разворачивается по линии отношения «согласия-разногласия». Здесь проясняются намерения, интересы, позиции, принципы, условия, правила, способы взаимодействия сторон. В итоге происходит заключение договора (соглашения) о совместной деятельности. Договор предопределяет взаимные права и обязанности, степени свобод и ответственности партнеров друг перед другом. Центральным отношением в предмете договора является «ответственность-безответственность» партнеров друг перед другом и приоритет сторон. В процессе обсуждения разворачивается сложная «психол. игра», в к-рой задействованы многообразные средства и способы воздействия. В итоге важно прийти к соглашению об условиях совместной деятельности и жизни. 8. Воздействие может осуществляться естеств. образом посредством психол. взаимовлияния (внушения, убеждения, подражания, группового давления) и с помощью инструментов обществ. власти (закона), а также денег, социального положения, личного авторитета. В результате происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность, превращение их в сотрудников и союзников, либо в соперников и врагов. В этом процессе проявляются отношения «доминирования-подчинения», «лидерства-конформизма», «свободы-зависимости», «ведущего-ведомого» и подобные им. В результате активно проявляются многообразные человеческие отношения между общающимися субъектами. В то же время реализуется регуляторная функция О., к-рая трансформируется в управленческую деятельность. 9. Формирование взаимоотношений. Взаимоотношения возникают в результате трансформации эмоционального реагирования партнеров друг на друга в межличностные отношения. Эмоциональное реагирование в процессе О. трансформируется в психич., психол. и социально-психол. отношения. Эмоциональное реагирование на психич. уровне интеграции трансформируется в отношения «приятия-неприятия» на основании того, что партнеры нравятся или не нравятся друг другу; на психол. уровне эмоциональное отношение блокируется оценочным отношением друг к другу по критериям взаимной значимости, и поэтому они могут преодолеть отрицательные эмоции и перестроить негативное отношение в позитивное. Если психич. отношения детерминированы породившей их эмоцией, то психол. отношения - прагматической целесообразностью, чувством долга и моралью. Психол. отношения - это результат переживания психич. отношений в контексте перспектив социального взаимодействия. Психич. и психол. отношения остаются достоянием субъекта (личности) до тех пор, пока они не включены в реальное взаимодействие общающихся людей. Процесс О. неизбежно трансформирует личные отношения в межличностные по форме и социально-психол. по содержанию. Если психол. отношения - всегда результат индивидуально-личностного отражения своих связей с партнером, то социально-психол. отношения - всегда продукт взаимных усилий обоих субъектов социального взаимодействия. В социально-психол. отношениях односторонность личных чувств преобразуется в амбивалентные взаимоотношения, где происходит парадоксальный синтез эмотивных и когнитивных процессов психич. деятельности человека. Во взаимоотношениях заключен результат всех процессов, составляющих социально-психол. содержание О. Лит.: Панферов В. Н. Процесс общения // VI Всесоюзный съезд психологов. М., 1983. Ч. 4; Он же. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психологического. воздействия. ИвГУ, 1978; Он же. Психология человеческих отношений. СПб., 2009; Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. СПб., 2009. В. Н. Панферов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Функциональное проявление эмоций в процессе общения

Эксакусто Т. А.
Скачать PDF

Взаимодействие людей в процессе общения

Супрун Г.Б.
Скачать PDF

Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками

Виноградова Наталья Валерьевна, Рьрчкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены проблемы общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками, особенности общения детей-сирот с депривационным дизонтогенезом развития. Определено решающее значение межличностного общения не только как базовое основание формирования личности, но и как необходимое условие при реабилитации детей-сирот с депривационным дизонтогенезом.
Скачать PDF

Роль и место темперамента в процессе общения

Бекетова Ирина Владимировна
В статье рассматривается значение и оценка темперамента в учебном процессе студентов, в ходе их общения.
Скачать PDF

Тренинг взаимодействия родителей с детьми раннего возраста в процессе общения

Токарева Елена Николаевна
Рассмотрены основные концепции детско-родительских отношений. Определено, что тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности с ребенком раннего возраста. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. Представлены результаты сравнительного исследования динамики общения родителей с детьми раннего возраста, позволяющие определить эффективность тренинга, предложенного автором.
Скачать PDF

Особенности процесса развития интеллектуального внимания спортсмена к педагогическому общению тренер

Ткачева Мария Сергеевна
В статье обсуждаются вопросы педагогического общения спортивных тренеров и внимания спортсменов к этому виду взаимодействия. Показаны возрастные и деятельностные особенности развития внимания спортсменов к содержанию и форме педагогического общения тренеров.
Скачать PDF

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Скачать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД. Аргументация рассматривается как форма проявления личностных, в том числе интеллектуальных особенностей человека. Исследуется динамика изменений типов аргументации в процессе обучения от спекулятивных форм аргументации к максимально эффективным риторическим формам
Скачать PDF

Половозрастные и гендерные особенности процесса общения: явление перебивания речи собеседника (обзор

Грошев И.В., Щербак А.А.
В статье рассматривается проблема общения через призму половозрастных и тендерных особенностей. Приводятся результаты многих исследований, подтверждающих наличие факта перебивания в процессе общения, в том числе детерминированных половой принадлежностью коммуникантов. Отмечается влияние на частоту перебивания возраста, а также степени фемининности и маскулинности. Делается вывод о перспективности исследований данного направления процесса общения.
Скачать PDF

Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения

Мосина Софья Викторовна
На основе проведенных исследований форм и тематики общения старших дошкольников проанализировано влияние раннего развития детей, сформированного современным информационным пространством, на процесс их общения.
Скачать PDF

Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения

Березина Татьяна Николаевна
В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный с помощью слов, неосознаваемый через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во-первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.
Скачать PDF

Когнитивные модели процесса общения двух личностей

Герасимова Ильмира Барыевна
Рассмотрена когнитивная модель структуры личности как активного элемента системы, включающая интеллектуальную и организационную деятельность, а также влияние психоэмоционального фактора. Предложена формализованная модель общения двух личностей, учитывающая коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общенияWe consider the cognitive modelof personality structure as an active element of the scientific educationalsystem, including the intellectualandorganizationalactivities, as wellas the influence of emotionalfactors. Aformalizedmodelof communication processes between of two persons, taking into account the communicative, interactive andperceptualaspects of communication, is suggested
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: