Общение аутистичных детей и подростков это что такое Общение аутистичных детей и подростков: определение — Психология.НЭС
Общение : функции Общение в PR-коммуникациях

Общение аутистичных детей и подростков

Найдено 1 определение:

Общение аутистичных детей и подростков

Если аутизм, аутизация - термины, обозначающие болезненное развитие, то аутистичность (А.) - свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. В. Е. Каган предлагает рассматривать А. в кач. барьера, защищающего от О. на глубоком личностном уровне. Отмечены такие свойства непатологического аутистического мышления, как предпочтительная ориентировка на внутр. критерии, снижение и утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к адекватному эмоциональному реагированию, к проигрыванию разнообразных ролей. Главным стержнем рассматриваемой черты личности, обусловливающей дефицит О., является недостаточность О., неконтактность, В общую картину их О. входят след. признаки: чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, др. люди воспринимаются как угроза; отгороженность от внеш. мира; самоизоляция; непереносимость взгляда в глаза (один из важных признаков), взгляд мимо людей, сквозь них; повышенная сенситивность; симбиотическая привязанность к матери; застреваемость, неловкость, прилипаемость, отгороженность, отвергаемость, негибкость. А. ребенка как черта его личности может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотерапевтов. Причины появления этой черты различны. Одной из главных считают угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации. Аутистичные дети, как правило, первые, а часто и единственные в семье. Характерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллектуализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте. Нарушения коммуникации между родителями в семье могут вызывать аутистичные формы О. у ребенка. Об этом говорят факты, полученные в лонгитюдном исследовании Л. Л. Баз и О. В. Баженовой. Нарушения О. у детей проявлялись в след. формах: низкая потребность в О., затруднение вступления в контакт, отсутствие адекватных реакций на обращение взрослого, слабое развитие адекватных возрасту средств О. и др. А. как личностная черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность О. такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный А. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, к-рые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников. Психол. портрет аутистичного человека: по сравнению с интровертами и отчужденными у них больше личных проблем, они более консервативны, подозрительны и сверхопекаемы. Как и отчужденные дети, они испытывают глубокую неудовлетворенность О. в близком кругу и потенциально конфликтны. А. приводит к недостаточности социальных связей и мешает контактности; неудовлетворенность О. выражается в чувстве одиночества и зависимости от других; сенситивность снижает легкость О. и влияние на людей. Адаптивность достигается благодаря достаточной эмоциональной устойчивости и сдержанности, осторожности в О. Если контактность и адаптивность аутистичных людей столь же невысоки, как у интровертов, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого - в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность О. этой группы довольно невысокая - на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества. Лит.: Баз Л. Л., Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психол. журн. 1996. № 1; Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981; Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. СПб., 1991; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение аутистичных детей и подростков — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возрастные особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна
В статье представлены результаты изучения возрастных особенностей общения школьников с умственной отсталостью. На основе выполненного эмпирического исследования проводится анализ их стремления к общению с другими детьми, личностных основ формирования лидерства. Выявлено возрастание показателей фактора «саморегуляция» по мере взросления умственно отсталых детей, что связано с положительным влиянием организации коррекционного обучения. В 1-м классе и при переходе в основную школу отмечается снижение показателей невербальной коммуникации. В процессе направленного обучения и коррекции показатели социальной перцепции незначительно возрастают от 2-го к 7-му классу. Указанные особенности влияют на коммуникативные возможности умственно отсталых детей и подростков.
Скачать PDF

Дизонтогенетические особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью

Защиринская Оксана Владимировна, Кулага Полина Юрьевна
В статье рассматриваются особенности дизонтогенеза общения детей и подростков с умственной отсталостью. Приведены результаты эмпирического исследования развития общения умственно отсталых детей в возрасте от дошкольного до подросткового. Показаны специфические особенности проявления их любознательности в педагогическом общении, стремления к общению с другими детьми. Описаны нарушения личностной основы формирования лидерства и саморегуляции. Результаты исследования социальной перцепции подтверждают наличие нарушения общения умственно отсталых детей по дизонтогенетическому типу.
Скачать PDF

Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонени

Королева Юлия Александровна
В статье приводятся результаты теоретического и практического исследования, реализующего задачу выявления факторов семейного воспитания в детерминации развития общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии.
Скачать PDF

Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом

Горлач Н.А.
В статье представлены результаты исследования психологического состояния детей и подростков, страдающих муковисцидозом.
Скачать PDF

Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Токарская Л.В.
В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.
Скачать PDF

Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севе

Другова Л.А.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования факторов риска эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера. Анализируется содержание понятий «синдром полярного напряжения», «фактор риска», «тревожность», подчеркивается, что совокупность всех этих факторов влияет на здоровье детей.
Скачать PDF

Профилактика девиантного поведения детей и подростков

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Наталья Владимировна
Сформулированы основные цели и задачи профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, рассмотрены её виды, формы и методы. Авторы предлагают определять содержание программ профилактики, базируясь на представлениях о факторах риска индивидуальных, семейных, микросоциальных. Осуществлен анализ существующих программ в нашей стране и за рубежом, что позволяет разработать необходимые методические рекомендации для их внедрения в системе общеобразовательных школ.
Скачать PDF

Затруднения в общении детей с моторной недостаточностью

Муха Елена Владимировна
В статье рассмотрены результаты исследования причин затруднений в общении детей с моторной недостаточностью.
Скачать PDF

Основные направления и перспективы ранней профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков

Худяков А.В., Ульянов И.В.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом

Дмитриева Елена Николаевна, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.
Скачать PDF

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.
Скачать PDF

Похожие термины: