Обряд инициации rite of passage Обсервационные методы

Обряды перехода

Найдено 2 определения термина Обряды перехода

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Обряды перехода

rites de passage) Концепт и сам термин "О. п." связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому. Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд изменения дает возможность индивидууму быть принятым об-вом в новом статусе, а об-ву - принять его в этом статусе. Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в различных об-вах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах: отделение (separation), промежуточное состояние (transition) и включение (incorporation), - хотя в различных ситуациях к.-л. из стадий может придаваться особое значение. Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе - О. п. можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия - вторая, на к-рой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом к.-л. отдельной части об-ва; т. о., на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для об-ва. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением (containing) этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском. В стороне от этой общей социоцентристской теории стоит психоан. подход. Психоаналитики концентрируют свое внимание на обрядах инициации - точнее, обрядах физиолог. зрелости, - и рассматривают остальные как производные или вторичные. Считается, что совр. об-во менее всего зависит от ритуалов, и именно по этой причине теории ритуала вынуждены опираться на данные из отдаленных мест и времен. Однако нек-рые рудиментарные обряды продолжают существовать, и мы по-прежнему можем обнаружить законченные ритуалы, правда уже утратившие свое былое значение и универсальность. Др. подход к О. п. в совр. об-ве заключается в объяснении их заменителей и возрождения ритуалов. При наличии соц. или индивидуальной необходимости в осуществлении переходов нам следует искать свидетельства эффектов их отсутствия или их повторного возникновения в об-вах, где было отвергнуто сакральное. Ритуалы т. н. контркультур, в частности, являются наглядной иллюстрацией острой потребности в новых ритуалах. Ценность этого понятия лежит в привлечении внимания к точке пересечения индивидуального, условий жизненного пути и сохранения общественного порядка, и в настойчивом подчеркивании ненадежного, чреватого угрозами и опасностями состояния человека, подвергающегося этим переходам. См. также Культурный детерминизм, Национальный характер, Ритуальное поведение К. У. Бек
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Обряд перехода

rite of passage). Символические события или ритуалы, которыми маркируются такие жизненные переходы, как, например, переходы от детства к статусу взрослого.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Найдено научных статей по теме — 12

Теория «Эдипова комплекса» З. Фрейда в контексте личностных смыслов и переживаний обряда «Обрезания»

Ермаков Вячеслав Алексеевич
В статье анализируется проблема влияния обряда «обрезания» на формирование теории «Эдипова комплекса» З. Фрейда. Рассмотрены взгляды отечественных ученых. Показано значение его психологических и духовных проблем. Обоснована гипотеза об определяющем значении фактора «обрезания» в создании психоаналитической теории.
Скачать PDF

Психологическое содержание традиционного обряда прощания у народа эрзя

Романов Константин Михайлович, Журавлева Наталья Владимировна, Романов Даниил Константинович
В статье рассматриваются вопросы психологического содержания обряда прощания у народа эрзя; дается подробный анализ этого обряда с описанием его функций и этапов, а также значение слов прощение и прощание.
Скачать PDF

Особенности учебной мотивации студентов в условиях перехода к двухуровневой системе высшего образова

Герасимова Александра Сергеевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось изучение особенностей мотивации учения студентов в условиях перехода к двухуровневой системе высшего образования. Для достижения поставленной цели использовалась специально разработанная ценностно-нормативная методика, которая позволяет дифференцировать знаемые и реально действующие учебные мотивы. Обнаружено, что основные различия между бакалаврами, специалистами и магистрами затрагивают лишь структуру их мотивационной направленности. У магистров в большей степени выражена направленность не только на получение диплома, но и на познавательный интерес, самопознание, саморазвитие, которая в большинстве случаев функционирует на уровне знаемой, либо неустойчивой ситуативной направленности
Скачать PDF

Духовный кризис как переход к субъектности на жизненном пути

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Особенности жизненного мира социальных сирот на этапе перехода от смыслового к ценностному сознанию

Бохан Татьяна Геннадьевна, Филоненко Анна Леонидовна, Бабушкина Ольга Николаевна
Изучены особенности становления жизненного мира социальных сирот с методологических позиций системного антропоориентированного подхода. Представлены закономерности и пространственно-временные характеристики жизненного мира «младших подростков» при переходе от смыслового к ценностному сознанию.
Скачать PDF

Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой

Филинкова Евгения Борисовна
Изучены мотивы и факторы принятия учителями решения о занятии должности заместителя директора школы по УВР. Выявлено два типа этого решения вынужденное и самостоятельное. Описаны негативные факторы, препятствующие принятию решения учителями, а также основные и второстепенные факторы, способствующие этому решению.
Скачать PDF

Мотивация принятия решения руководителями школы о переходе на следующий уровень управления

Филинкова Евгения Борисовна
Статья посвящена мотивации принятия решения педагогами о переходе на должность директора школы: изучены мотивы и факторы этого решения у учителей и заместителей директоров школ, проведено сравнение с мотивацией принятия решения учителями о переходе на управленческую работу. Проанализированы удовлетворенность работой и мотивация директоров школ и их заместителей к продолжению карьеры в образовании.
Скачать PDF

Динамические аспекты развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы

Морозова И.С., Бугакова Е.О.
Статья посвящена исследованию динамических аспектов развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы в среднее звено обучения. В работе выявлены возрастные особенности развития обобщения детей младшего и среднего школьного возраста.
Скачать PDF

Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности

Трусова Наталья Владимировна
Представлены результаты исследования первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности. Описана модель развития первичной профессиональной идентичности
Скачать PDF

К проблеме дифференциальной диагностики адаптивности младших подростков при переходе из начальной в

Князева Татьяна Николаевна, Куимова Наталья Николаевна
В статье рассматривается проблема развития и дифференциальной диагностики адаптивности в переходный период развития ребенка - 10-12 лет. Анализируются психологические характеристики адаптивности, позволяющие диагностировать специфику этого свойства у школьников, имеющих задержку и норму психического развития. Представлены экспериментальные данные в виде карты дифференциальной диагностики, а также варианты (типы) развития адаптивности учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу.
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация учащихся с задержкой психического развития при переходе из начал

Куимова Н. Н.
В статье получили отражение теоретические подходы к проблеме психологической адаптации учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) на этапе их перехода из начальной в основную школу. Автор предлагает специально разработанные и апробированные уровни оценки социально-психологической адаптации учащихся 10-12 лет, имеющих норму и задержку психического развития. Приводятся предварительные результаты пилотажного авторского исследования в рамках изучаемой проблемы.
Скачать PDF

Особенности совладающего поведения женщин переходного возраста (30-35 лет), переживающих экзистенциа

Тенн Ольга Рудольфовна
Приведены результаты исследования, посвященного выявлению особенностей совладающего поведения женщин переходного возраста, переживающих экзистенциальный кризис. Показана связь стратегий совладающего поведения женщин с показателями социально-психологической адаптированности и смысложизненных ориентаций. На основании полученных данных представлена программа психологической помощи женщине в разрешении экзистенциального кризиса посредством коррекции личностных особенностей и обучения женщины применять продуктивные способы совладения со стрессом и трудными жизненными ситуациями.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16