ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА
АДУКАЦЫЙНАЯ СУБКУЛЬТУРА / EDUCA TIONAL SUBCULTURE– существующее в рамках образования как социального института содержательное своеобразие картины мира, включающее систему научных ценностей, процедуры работы со знаниями, задаваемые родственной сферой научной деятельности, а также социальными, институциональными и культурными нормами. Субъектами О. с. в рамках высшей школы являются преподаватели и студенты. Существуют различные подходы к определению разновидностей студенческих О. с. Как правило, в основании подходов– стили учебной деятельности, образовательные стратегии студентов, академическая успеваемость. Разработанные классификации обладают большим эвристическим и практическим потенциалом в сфере педагогической психологии. Однако классификации, основывающиеся на оценке адаптации студентов к требованиям вуза, не затрагивают вопросы, связанные с трансформациями, происходящими во внутреннем мире студентов в процессе погружения в соответствующую отрасль науки и специальность. Успешность учебы и особенности мотивации можно рассматривать как отдельные характеристики личности, с помощью которых трудно передать целостность, а тем более охарактеризовать своеобразие диалогической самости студентов. В качестве основания для демаркации видов О. с. следует использовать доминирующий тип мышления, определяющий специфику постижения картины мира, обусловленной учебными планами и программами. Исходя из принятого в образовательном сообществе деления, с определенной долей условности можно выделить следующие типы субкультур: 1) естественнонаучные; 2) технические; 3) социальные; 4) гуманитарные. В более «повседневном» исполнении подразделение на виды распространено как естественнонаучные и гуманитарные. Учебные планы соответствующих специальностей строятся так, что в них выделяются блок обязательных дисциплин для всех специальностей; блок специальных дисциплин, а также дисциплины специализации для вооружения субъекта О. с. специфической профессиональной квалификацией. Специализированное содержание образования направлено на развитие определенных для данной субкультуры сторон познавательной сферы. Поэтому можно говорить о наличии специфических типов мышления (гуманитарного и естественнонаучного), присущих субъектам О. с., которые, в свою очередь, являются одним из признаков успешности в адаптации к данной субкультуре. О. с. являются значимым институтом социализации студентов и играют существенную роль в развитии их диалогической самости, самопонимании и саморефлексии, задавая специфические для каждого вида О. с. инструменты– научные метафоры, которые используют студенты для постижения не только науки, но и своего внутреннего мира, а также выстраивания коммуникации с окружением. Г. А. Фофанова