на первых этапах жизни человека в его образовании участвуют другие люди (родители, воспитатели, учителя, затем сверстники), которые создают определенные условия либо указывают, на что должно быть направлено образование. Эту же задачу решает и социальный институт образования, складывающийся из целой системы учреждений и образовательных программ. О. ч., включенного в данную систему, опосредствовано целями такого института, в соответствии с которыми отбираются содержание и методы воспитательных воздействий.
Со старшего подросткового и юношеского возраста и в период зрелости человек способен к самообразованию, которое можно охарактеризовать как процесс сознательного или неосознаваемого преобразования себя через обретение определенных знаний, умений и личностных свойств.
К самообразованию побуждают потребности в разрешении жизненных проблем, которые нельзя преодолеть без соответствующих новых образований в человеке; потребности в самоактуализации и самореализации, появляющиеся на определенном уровне развития человека и возникающие также в условиях противоречия между существующим уровнем развития и требованиями жизни.
Когда человека называют образованным, то прежде всего имеют в виду то, что он получил образование, закончив определенное образовательное учреждение. Часто даже название последнего позволяет предположить, каково по содержанию и качеству образование человека. Но далеко не все, закончив высшие учебные заведения, бывают образованными. Например, те, кто, обучаясь, не приобрел ничего или мало что усвоил из программы, либо те, для кого знания или умения не послужили возникновению их новых психических качеств. Поэтому люди с дипломами об образовании могут быть необразованными.
Существует и такой вариант О. ч., когда образованность почти или совсем не связана с образовательным учреждением. Такие люди институтов не оканчивали, их образование было получено самостоятельно.
Образованный человек отличается от эрудированного не просто широтой знаний. Когда говорят об образованном человеке, то всегда подразумевается, что приобретенные знания повлияли, преобразовали его личностные особенности и свойства.
Образованность как качество образованного человека имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты):
-обученность личности, т. е. круг знаний и умений, которыми она обладает;
-уровень умственного и нравственного развития, характеризуемый в первую очередь особенностями овладения умственной деятельностью и сформированностью нравственных, волевых и эмоциональных свойств личности;
-уровень развития присущих данному возрасту психологических новообразований, т. е. особенностей, которые, как правило, появляются на определенной возрастной ступени и без которых оказывается невозможным дальнейшее успешное развитие личности;
-готовность к дальнейшему повышению собственного образовательного уровня. О. ч. — одна из социальных задач общества. В связи с этим существуют различные социальные проекты, направленные на обеспечение этого.
В 1972 г. Международной комиссией по развитию образования опубликован проект его развития. Авторы прогнозировали в качестве важнейшей особенности образования будущего непрерывность. Прогноз оправдался: во многих странах, в том числе и в России, в системе образования стали создаваться соответствующие условия.
Психологическая составляющая непрерывного образования многогранна:
Как только оно станет таковым, изменятся представления об успехе и неудаче (человек, потерпевший неудачу в определенном возрасте и на определенном уровне обучения, в дальнейшем может обрести новые возможности).
У человека формируется установка на непрерывность образования, под влиянием которой обучаемость может сохраняться значительно дольше, чем это было раньше.
Непрерывность образования создает больше шансов для самореализации и самоактуализации, что способствует образованности человека. Необходимость в непрерывном образовании стала актуальной задачей для людей конца XX в. Причин здесь несколько, основная из них — высокие темпы изменений, происходящих в мире и связанных с технологиями производства, обучения, с предметным миром, экологическими условиями и т. п. Быстрое устаревание знаний и увеличение продолжительности жизни — причина того, что навыки, полученные в юности, становятся неактуальными в старости или даже в зрелые годы. Постиндустриальное образование должно, исходя из вышесказанного, создавать серьезные предпосылки для образовательного процесса в течение всей жизни.
Литература
Дубровина И. В. Психология образования. М., 1998.
Педагогическая психология // Под ред. А. И. Раева. СПб.,1999.
Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.