целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, которое начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, О. в. носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое. В ходе эскалации О. в. проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что О. в. становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют: недоверие (все, что исходит от врага, – либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью – нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен); представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот); деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу неблагоразумно). Закреплению О. в. способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.
ОБРАЗ ВРАГА
ОБРАЗ ВРАГА
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Образ врага
Образ врага - сформировавшийся в общественном сознании социальнополитический миф, негативная оценочная характеристика «другого», накладывающаяся на государства, народы, социальные группы, и отдельные личности, передаваемая из поколения в поколение посредством исторической памяти. Образ врага начинает формироваться на латентной стадии конфликта при доминировании негативных оценок в восприятии оппонента. В ходе эскалации конфликта образ врага проявляется все четче и зачастую становится доминирующим. Согласно концепции немецкого политического мыслителя Карла Шмитта, «смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разделения, ассоциации или диссоциации. Не нужно, чтобы политический враг был морально зол, не нужно, чтобы он был эстетически безобразен, не должен он непременно оказаться хозяйственным конкурентом, а может быть, даже окажется и выгодно вести с ним дела. Он есть именно иной, чужой». На практике образ врага порождается такими вечными спутниками межгосударственного и международного взаимодействия, как дефицитом сотрудничества, негативными стереотипами, основанными на плохом знании друг друга, как следствие недоверием и подозрительностью между народами, ситуацией напряженности и конфликта, в особенности ведущей к вооруженным столкновениям.
Враг независимо от социальных и культурно-исторических условий всегда воспринимается как чужак, несущий угрозу культуре и цивилизации, лишенный каких- либо человеческих черт, человеческого лица. Во многих отношениях образ врага выстраивается в противовес собственным декларируемым ценностям и идеалам. Упор здесь делается на исключительно на противоречиях и противоположностях, что соответственно диктует жесткую логику односторонних действий по противодействию «врагу». Это, в свою очередь, ведет к ответным контрмерам и в конечном счете - к эскалации конфликта. Таким образом, «образ врага» - одно из главных препятствий на пути к диалогу, к нахождению и осознанию общих интересов, цивилизованного международного сотрудничества и т.д.
Образ врага - не столько врожденная черта сознания, сколько продукт манипуляции им. Такая манипуляция, т.е. процесс конструирования этого образа, сегодня проводится с помощью средств массовой информации и идеологизированной интеллигенции и в основном преследует цель мобилизации (негативная мобилизация*, сплочения общества против некого общего врага, общей внешней угрозы. Могут преследоваться цели расширения, захвата и удержания власти отдельными политическими силами, повышения уровня их поддержки и доверия. Следует отметить, что «образ врага» может быть как внешним, так и внутренним, искусственно или естественным образом сформировавшимся по отношению к какому-либо этносу или нации, как например, произошло в современной Прибалтике, где после распада СССР русскоязычное население оказалось тем самым врагом для представителей титульных наций Латвии, Литвы и Эстонии (т.н. «пятая колонна»*. Таким образом был восполнен вакуум, образовавшийся вследствие отсутствия национальной идеи, что послужило основанием для проведения этноцентристской политики внутри обозначенных государств. Здесь в первую очередь делается акцент на фактор иноэтнической культуры, которая открыто агрессивно вмешивается в сложившийся порядок вещей и разрушает его, а также фактор очевидной инородности преста- вителей этой культуры, так враждебно проявляющей себя на чужой территории.
Конструирование «образа врага» должно удовлетворять (инструментальные* потребности, например, содержать информацию о реальной или мнимой угрозе, о возможном ходе развития событий; выполнять оценочные функции соответственно существующим в социуме традициям, представлениям, ценностям, мировоззрению; содержать познавательную информацию о количественных и качественных характеристиках «врага»; способствовать внутренней консолидации воспринимающих
Образ «врагов народа» был широко распространен в Советском Союзе (образ кулака, шпиона иностранной разведки, «волчий оскал империализма» и т.д.*. В современной России образ врага выражается в таком обывательском простонародном понятии, как «лица кавказской национальности» вследствие того, что они составляют довольно многочисленную группу, не стремятся приспособиться к сложившейся культуре и нормам поведения, в вызывающей форме подчеркивают свои отличия от русского населения. Данный образ формируется отчасти вследствие чувства страха и неуверенности в завтрашнем дне, что заставляет искать мнимого виновника всех бед и неудач. Если же говорить о внешнем враге, то согласно данным социологического исследования Центра Левады, на протяжении нескольких лет в пятерку наиболее враждебно настроенных по отношению к России стран входят: Грузия, Латвия, Литва, Эстония и США.
Таким образом, образ врага вбирает в себя традиционные предрассудки, существующие в обществе, стереотипы в отношении представителей определенных культур, что экономит время и энергию на выработку новой информации и позволяет быстро распознавать друга или врага, выстраивая некую иерархию интеракций. Именно поэтому стереотипизация врага, конструирование его образа ведет к формированию статусной иерархии этносов, применяемой в конфликтогенных ситуациях.
Враг независимо от социальных и культурно-исторических условий всегда воспринимается как чужак, несущий угрозу культуре и цивилизации, лишенный каких- либо человеческих черт, человеческого лица. Во многих отношениях образ врага выстраивается в противовес собственным декларируемым ценностям и идеалам. Упор здесь делается на исключительно на противоречиях и противоположностях, что соответственно диктует жесткую логику односторонних действий по противодействию «врагу». Это, в свою очередь, ведет к ответным контрмерам и в конечном счете - к эскалации конфликта. Таким образом, «образ врага» - одно из главных препятствий на пути к диалогу, к нахождению и осознанию общих интересов, цивилизованного международного сотрудничества и т.д.
Образ врага - не столько врожденная черта сознания, сколько продукт манипуляции им. Такая манипуляция, т.е. процесс конструирования этого образа, сегодня проводится с помощью средств массовой информации и идеологизированной интеллигенции и в основном преследует цель мобилизации (негативная мобилизация*, сплочения общества против некого общего врага, общей внешней угрозы. Могут преследоваться цели расширения, захвата и удержания власти отдельными политическими силами, повышения уровня их поддержки и доверия. Следует отметить, что «образ врага» может быть как внешним, так и внутренним, искусственно или естественным образом сформировавшимся по отношению к какому-либо этносу или нации, как например, произошло в современной Прибалтике, где после распада СССР русскоязычное население оказалось тем самым врагом для представителей титульных наций Латвии, Литвы и Эстонии (т.н. «пятая колонна»*. Таким образом был восполнен вакуум, образовавшийся вследствие отсутствия национальной идеи, что послужило основанием для проведения этноцентристской политики внутри обозначенных государств. Здесь в первую очередь делается акцент на фактор иноэтнической культуры, которая открыто агрессивно вмешивается в сложившийся порядок вещей и разрушает его, а также фактор очевидной инородности преста- вителей этой культуры, так враждебно проявляющей себя на чужой территории.
Конструирование «образа врага» должно удовлетворять (инструментальные* потребности, например, содержать информацию о реальной или мнимой угрозе, о возможном ходе развития событий; выполнять оценочные функции соответственно существующим в социуме традициям, представлениям, ценностям, мировоззрению; содержать познавательную информацию о количественных и качественных характеристиках «врага»; способствовать внутренней консолидации воспринимающих
Образ «врагов народа» был широко распространен в Советском Союзе (образ кулака, шпиона иностранной разведки, «волчий оскал империализма» и т.д.*. В современной России образ врага выражается в таком обывательском простонародном понятии, как «лица кавказской национальности» вследствие того, что они составляют довольно многочисленную группу, не стремятся приспособиться к сложившейся культуре и нормам поведения, в вызывающей форме подчеркивают свои отличия от русского населения. Данный образ формируется отчасти вследствие чувства страха и неуверенности в завтрашнем дне, что заставляет искать мнимого виновника всех бед и неудач. Если же говорить о внешнем враге, то согласно данным социологического исследования Центра Левады, на протяжении нескольких лет в пятерку наиболее враждебно настроенных по отношению к России стран входят: Грузия, Латвия, Литва, Эстония и США.
Таким образом, образ врага вбирает в себя традиционные предрассудки, существующие в обществе, стереотипы в отношении представителей определенных культур, что экономит время и энергию на выработку новой информации и позволяет быстро распознавать друга или врага, выстраивая некую иерархию интеракций. Именно поэтому стереотипизация врага, конструирование его образа ведет к формированию статусной иерархии этносов, применяемой в конфликтогенных ситуациях.
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.