отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Образ восприятия
Категория. Субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств.
Специфика. Обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.
Специфика. Обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.
Восприятия образы
наглядные образы, возникающие в сознании относительно тех объектов, информация о которых воздействует в данный момент на органы чувств индивида. Наглядным образам свойственны следующие качества: 1. константность образов восприятия, то есть устойчивость, инвариантность восприятия в разных условиях (на разном удалении, в разных условиях освещения, в различных точках пространства и т.д. определенный объект распознается безошибочно) 2. целостность образов восприятия, то есть неизменность, аутентичность образов, как бы автономность их структуры, независимость от отсутствия или измененности отдельных элементов воспринимаемого объекта; 3. объемность образов восприятия, то есть пространственная трехмерность и временные характеристики объекта восприятия; 4. внешняя проекция образов восприятия, то есть их расположение за пределами внутриличностного простанства; 5. чувство собственной активности индивида при их формировании, который не просто видит, слышит или пассивно воспринимает нечто, но он при этом сам активно прилагает свои усилия к тому, чтобы в его сознании возникали соответствующие наглядные образы; 6. аффективный тон образов восприятия, то есть личное и достаточно определенное эмоциональное отношение индивида к ним, часто, если не всегда сочетающееся с соответствующими побуждениями.
Формирование образов восприятия, если этот достаточно сложный процесс представить упрощенно, схематически, протекает, как предполагаетя в психологии, в несколько этапов: 1. перцепция, то есть выделение фигуры (основного стимула) из фона, из того, где эта фигура существует; 2. апперцепция, то есть использование прошлого опыта при создании актуального наглядного образа. Многие исследователи имеют при этом в виду не только личный опыт индивида, но также или главным образом многовековой опыт его предков (см. Нативизм); 3. категоризация, то есть обобщение, отнесение данного наглядного образа к определенному классу объектов и 4. проекция, то есть дополнение возникающего наглядного образа недостающими или незамеченными в нем элементами таким образом, что индивид чаще всего этого не замечает, как не замечает, к примеру, автор текста своих собственных ошибок, хорошо видных со стороны. Существует гипотеза, согласно которой основой, на которой развивается способность к формированию образов восприятия, являются врожденное когнитивные схемы, дающие возможность сразу же или вскоре после рождения интегрировать сенсорные стимулы в определенные чувственные структуры. Например, ребенок узнает лицо своей матери в возрасте около 2-х месяцев. Следует заметить, что галлюцинаторные образы большей частью обладают для пациента теми же психологическими свойствами, что и реальные наглядные образы, отчего ему крайне трудно бывает различать наглядные и мнимые, галлюцинаторные образы, даже если он пытается это делать.
Формирование образов восприятия, если этот достаточно сложный процесс представить упрощенно, схематически, протекает, как предполагаетя в психологии, в несколько этапов: 1. перцепция, то есть выделение фигуры (основного стимула) из фона, из того, где эта фигура существует; 2. апперцепция, то есть использование прошлого опыта при создании актуального наглядного образа. Многие исследователи имеют при этом в виду не только личный опыт индивида, но также или главным образом многовековой опыт его предков (см. Нативизм); 3. категоризация, то есть обобщение, отнесение данного наглядного образа к определенному классу объектов и 4. проекция, то есть дополнение возникающего наглядного образа недостающими или незамеченными в нем элементами таким образом, что индивид чаще всего этого не замечает, как не замечает, к примеру, автор текста своих собственных ошибок, хорошо видных со стороны. Существует гипотеза, согласно которой основой, на которой развивается способность к формированию образов восприятия, являются врожденное когнитивные схемы, дающие возможность сразу же или вскоре после рождения интегрировать сенсорные стимулы в определенные чувственные структуры. Например, ребенок узнает лицо своей матери в возрасте около 2-х месяцев. Следует заметить, что галлюцинаторные образы большей частью обладают для пациента теми же психологическими свойствами, что и реальные наглядные образы, отчего ему крайне трудно бывает различать наглядные и мнимые, галлюцинаторные образы, даже если он пытается это делать.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012