ОБРАЗ МИРА
ОБРАЗ МИРА
понятие, с помощью которого иногда обозначается целостная картина мира, складывающаяся в сознании человека, в его восприятии и мышлении.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ОБРАЗ МИРА
целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Деятельностная природа О. м. проявляется в наличии у него наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики (А.Н. Леонтьев)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Образ мира
образ объективной реальности, субъективная картина мира - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире (природном, рукотворном, социальном) и о себе. Центральное понятие в методологической установке, предписывающей при изучении познавательных процессов видеть целостность и преемственность в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Каждый познавательный процесс протекает как часть всей познавательной активности индивида, а каждый ее результат, итог включается в целостный многомерный О. м. В картину мира, согласно А. Н. Леонтьеву, входят невидимые свойства предметов, которые становятся известны в процессе труда, эксперимента, обдумывания, а также «сверхчувственные», функциональные свойства, качества, которые в субстрате объекта не содержатся. Они представлены в значениях, например «стоимость вещи».
Литература
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2.
Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4.
Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. № 4.
Литература
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2.
Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4.
Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. № 4.
ОБРАЗ МИРА
целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. В этом понятии воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании сферы познавательной личности.
Образ мира и близкие понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, карта познавательная и прочие - несут в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание. В теории деятельности целостность образа мира выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности. Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него, наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени, пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики. Их включение в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного образа мира в порождении познавательных гипотез, выступающих как исходное звено при построении новых образов.
Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, есть выражение активной природы образа мира - в противоположность традиционным представлениям о познавательных образах как возникающих в результате рефлекторных процессов - реактивных, развертывающихся в ответ на внешние воздействия.
Образ мира и близкие понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, карта познавательная и прочие - несут в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание. В теории деятельности целостность образа мира выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности. Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него, наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени, пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики. Их включение в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного образа мира в порождении познавательных гипотез, выступающих как исходное звено при построении новых образов.
Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, есть выражение активной природы образа мира - в противоположность традиционным представлениям о познавательных образах как возникающих в результате рефлекторных процессов - реактивных, развертывающихся в ответ на внешние воздействия.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Образ мира
целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, образ объективной реальности; методологическая установка, сформулированная А. Н. Леонтьевым, которая предписывает проводить исследование частных когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития его познавательной деятельности. О.
м. и близкие к нему понятия — картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. — имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание. В психологической теории деятельности целостность О. м. выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности, задающей О. м. как момент своего движения. Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени пятого квазиизмерения: системы значений. Воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики (А. Н. Леонтьев). Их включение в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного О. м. в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа. Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы построения образа. (Барышева Т. А.)
м. и близкие к нему понятия — картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. — имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание. В психологической теории деятельности целостность О. м. выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности, задающей О. м. как момент своего движения. Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени пятого квазиизмерения: системы значений. Воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики (А. Н. Леонтьев). Их включение в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного О. м. в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа. Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы построения образа. (Барышева Т. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014