ОБРАЗ МИРА

Найдено 2 определения термина ОБРАЗ МИРА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАЗ МИРА

целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. В этом понятии воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании сферы познавательной личности.

Образ мира и близкие понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, карта познавательная и прочие - несут в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание. В теории деятельности целостность образа мира выводится из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера человеческой деятельности. Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него, наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени, пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики. Их включение в индивидуальный акт познания обеспечивается участием целостного образа мира в порождении познавательных гипотез, выступающих как исходное звено при построении новых образов.

Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, есть выражение активной природы образа мира - в противоположность традиционным представлениям о познавательных образах как возникающих в результате рефлекторных процессов - реактивных, развертывающихся в ответ на внешние воздействия.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ОБРАЗ МИРА

целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Деятельностная природа О. м. проявляется в наличии у него наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики (А.Н. Леонтьев)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Найдено научных статей по теме — 12

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Скачать PDF

Соотношение «Образ жизни образ мира» как динамический фактор трансформации ментального пространства

Ходжабагиянц Татьяна Георгиевна
Рассматриваются закономерности возникновения психологических проблем, связанных с вхождением человека в инокультуру. Предлагаются подходы к изучению типологических различий и завязанных на них психологических проблем, обусловленных готовностью человека к изменению образа жизни и образа мира и различным сочетанием этих готовностей у конкретного человека.
Скачать PDF

Ригидность как общесистемное свойство, определяющее предпрофессиональный образ мира студентов

Козлова Наталья Викторовна
Личностно-профессиональное становление студентов в условиях высшего профессионального образования, представленное предпрофессиональным образом мира, рассматривается с позиции теории психологических систем. Общесистемным свойством, характеризующим направленность личностно-профессионального становления на пути к «акме», определена психическая ригидность. Выраженность показателей психической ригидности предоставляет возможность оценки качества предпрофессиональяого образа мира студентов
Скачать PDF

Образ мира и когнитивная карта как способы описания мыслительной деятельности

Даутов Денис Фатыхович
Приводятся результаты теоретического исследования понятий «образ мира» и «когнитивная карта». Выделяются и описываются основные их составляющие. Даётся качественный анализ полученных данных.
Скачать PDF

Образ мира современной молодежи и его структурно-содержательные характеристики (на примере Байкальск

Базарова Долгор Раднанимаевна
В статье рассмотрена проблема восприятия современного мира глазами молодежи, подробно раскрывается положительное отношение молодежи к представителям других национальностей, уважительное отношение друг к другу, этноконфессиональное единство современной молодежи.
Скачать PDF

Образ мира активных пользователей Интернета

Кулик Анастасия Андреевна, Шибанова Екатерина Сергеевна
В работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого выступало изучение образа мира активных пользователей Интернета. Доказано, что происходит трансформация содержательных компонентов образа мира, обусловленная включенностью субъекта в особый вид деятельности, который осуществляется в сети Интернет.
Скачать PDF

Образ мира в системе совладающего поведения людей с разной степенью выраженности религиозности

Шмелев И.М.
в статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копингстратегий человека
Скачать PDF

Соотношение концептов «Ментальная репрезентация» и «Образ мира» в психологии

Степашкина Валерия Александровна
В статье представлены основные общепсихологические подходы к пониманию феномена репрезентации мира. Определены концепты «ментальная репрезентация» и «образ мира». Представления о мире, выраженные в концепте ментальной репрезентации человека, рассматриваются как процессуальный и результативный аспекты по-знания мира, формирующие «образ мира» как целостную динамичную реальность личности.
Скачать PDF

Образ мира, агрессивность и рефлексивность у студентов педагогического профиля

Валиуллина Марина Евгеньевна
Решая проблему воспитания психологически здоровых учителей нового типа, необходимо учитывать индивидуальные особенности их образов мира. Статья отражает результаты исследования, целью которого явилось изучение структуры взаимосвязей между психологическими показателями личности (агрессивность и рефлексивность) и некоторыми характеристиками образа мира на примере студентов, чьей будущей профессией может стать педагогическая деятельность. Применяя методы психологического тестирования, анкетирования и математической статистики, автор приходит к выводу, что интенсивность проявления некоторых характеристик образа мира, агрессивности и рефлексивности отличается у учащихся в зависимости от их половой принадлежности. Кроме того, были обнаружены различия в рефлексивной регуляции агрессивных проявлений у юношей и девушек. На основе полученных данных возможна разработка программ для учителей нового типа, в рамках которых будущие педагоги смогут корректировать свой образ мира с целью повышения профессиональной идентичности и улучшения психологического здоровья в целом.Individual peculiarities of the world image should be regarded when the issue of education of psychologically healthy teachers is considered. The objective of this research is to study the structure of interrelations between various psychological indicators of the personality (aggression and reflexivity) and some characteristics of the world image in the case of students, whose future profession can be pedagogical activity. The methods of psychological testing, questioning, and mathematical statistics are applied in the research. The obtained results show that there are reliable interrelations between individual and psychological indicators and characteristics of the world image. The study reveals that the intensity of manifestations of certain characteristics concerning aggression, world image, and reflexivity differs in students depending on their gender. In addition, differences in the reflexive regulation of aggression are found between boys and girls. A number of conclusions are made on the basis of the obtained data. Exclusive methods aimed to train and develop future teachers of a new type, who will have such a world image that would correspond to their identity, would enable development of psychologically healthy persons without contradicting the principle of humanity. The results of the research can be used to develop special theoretical and practice-focused training courses for future teachers, advanced training courses for professional teachers to decrease psychological illiteracy and to improve psychological health.
Скачать PDF

Образ мира и защитные механизмы Эго у девушек с различной эмоциональной устойчивостью

Валиуллина Марина Евгеньевна
Целью нашего исследования являлось обнаружение определенных достоверных различий при описании образа мира в структуре взаимосвязей между характеристиками, используемыми для описания мира, и бессознательными защитными механизмами Эго у девушек, обладающих разным уровнем эмоциональной устойчивости. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что искомые достоверные отличия существуют. Показано, что девушки с большей эмоциональной стабильностью представляют себе внешний мир более красочным и оптимистичным, относятся к нему более уважительно, чем эмоционально нестабильные. Эмоционально неустойчивые девушки испытывают большее чувство вины за неудовлетворительное, по их мнению, состояние окружающего мира. Выявлен ряд достоверных отличий в структуре взаимосвязей между показателями, используемыми для описания мира и защитными механизмами. Например, интенсификация защитного механизма регрессии (проявление инфантильного способа реагирования на актуальную жизненную ситуацию) в группе эмоционально неустойчивых девушек приводит к меньшей значимости для них красоты внешнего мира, к снижению чувства вины по отношению к нему. Если речь идет об эмоционально уравновешенных девушках, активизация регрессии приводит к снижению ответственности перед кем-либо за состояние внешнего мира, а также к сокращению усилий на рефлексию (самоосознание) своего внутреннего мира переживаний, мыслей, мотивов и т. п. Необходимость повышения рефлексии внешнего мира приводит у эмоционально неустойчивых девушек к усилению защитного механизма гиперкомпенсации (когда поведение, мысли и чувства противоположны истинным мотивам и чувствам) и к снижению рационализации (попытки логически осмыслить происходящее и тем самым оправдать свои мысли, чувства и поступки). В случае с эмоционально уравновешенными девушками обнаруживается противоположная картина: усиление рефлексии внешнего мира ведет к снижению активности механизма гиперкомпенсации и усиливает работу механизма рационализации. У эмоционально неустойчивых девушек их уверенность в том, что они испытывают любовь и уважение к внешнему миру, прямо пропорциональна активности таких защитных механизмов, как рационализация и гиперкомпенсация. У более уравновешенных девушек такая закономерность не наблюдается. Таким образом, эмоциональная устойчивость, безусловно, влияет на построение образа мира и на структуру взаимосвязей между защитными механизмами Эго и отдельными характеристиками отношения к миру.
Скачать PDF

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗ МИРА ЧЕЛОВЕКА: ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Богданова Тамара Геннадиевна
Статья посвящена теоретическому анализу понятия «образ мира» и выделению факторов, влияющих на его становление у представителей различных этносов. Первую группу составляют факторы, связанные с культурными традициями, вторую группу факторы, соотносимые с организацией речевой деятельности. К третьей группе относятся факторы, определяемые спецификой конкретных языков. В четвертую группу входят социально-психологические, в пятую образовательные факторы. Понятие «образ мира» и влияющие на его становление факторы дают возможность представить особенности усвоения ребенком ценностей того или иного этноса.
Скачать PDF

ОБРАЗ МИРА И ВРЕМЕНИ У ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАХОВ РОССИИ И БУДДИСТСКИХ МОНАХОВ НЕПАЛА

Палецкая А.А.
В данной статье описывается исследование, направленное на раскрытие и анализ содержания образа мира и времени монахов России и Непала. Образ мира представляет собой целостную, многоуровневую систему представлений человека о себе, своей деятельности, других людях и о мире; совокупность представлений субъекта о самом себе, психологический механизм, основной задачей которого является сопоставление данных представлений с образцами поведения, смысловыми ориентирами, образами человека. Образ мира это ориентировочная основа поведения субъекта. Время, являясь важнейшим компонентом жизнедеятельности человека, связывает все структуры реальности, проходит сквозной линией через всю жизнь. Время неотделимо от субъекта, оно связывает образ мира воедино и при этом служит составляющей образа мира. Результаты исследования выявили качественные и количественные (статистически значимые) различия по следующим методикам: ассоциативный эксперимент на стимулы «мир, в котором я живу» и «время», проективные методики «Картина мира», «Нарисуй время», «Прошлое, настоящее, будущее». Образ мира и времени монахов России отличает метафоричность, метафизичность и абстрактность. Образ мира и времени монахов Непала отличает реалистичность, позитивность, синкретичность системы «Я Мир».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!