ОБРАЗ БОГА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БОГО-ОБРАЗ
God-image; Gottbild) - понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть воплощена в человеческой душе.
В отличие от теологов и многих христиан Юнг говорит не о Боге, а об образе Бога, и тем самым хочет пояснить, что все, что говорится от имени Бога, является разновидностью человеческой речи и психологическими высказываниями. "Образ Бога, который у нас есть или который мы себе творим, никогда не может быть отделен от человека", - отвечал он на критику Мартина Бубера. Занимаясь в области глубинной психологии образом Бога, мы сталкиваемся не с Богом, а с образами, представлениями и проекциями человека.
Когда такой образ спонтанно образуется в фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения явлением самости, символом психологической целостности:
"Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из бессознательного. Мы не можем сказать: являются ли Бог и бессознательное двумя различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целое! нести, который проявляет себя спонтанно в снах и т. п., и тенденция, зависящая от сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда символизирует и выражает Божество<...> Бого-образ не совпадает с бессознательным как таковым, но лишь со специфическим содержанием последнего, а именно - архетипом Самости" (CW 11, par. 757).
"Бого-образ можно объяснить как рефлексию Самости или соответственно объяснить Самость как божественный образ в человеке" (там же, par. 282).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ОБРАЗ БОГА
(God-Image; Gottesbild). Говоря психологически, Юнг постулировал реальность О. Б. как унифицирующего и трансцендентного символа, способного свести воедино разнородные психические фрагменты или объединить полярные противоположности. Как и любой образ, это — психический продукт, отличающийся от объекта, который он пытается представить и на который указывает. О. Б. свидетельствует о реальности, которая выходит за пределы сознания, предельно нуминозна (см. НУМИНОЗ), приковывает внимание, привлекает энергию и аналогична идее, что в схожих формах воздействовала на человечество во все времена и во всех частях земного шара. По существу, это образ всецелости (тотальности) «как высшая ценность и верховная доминанта в психической иерархии, образ Бога непосредственно связан с самостью или идентичен ей (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 170). Как образ всецелости, О. Б. содержит две стороны: добро и зло. Объясняя и различая Бога и О. Б., Юнг писал: «Вина вечной контаминации объекта и имаго заключается в том, что люди, как правило, не делают смыслового различия между «Богом» и «образом Бога» и, следовательно, полагают, что говорящий об «образе Бога» говорит о «Боге» и предлагает «теологические» объяснения. Психология как наука не вправе требовать гипостазирования образа Бога. Но факты остаются фактами, и приходится считаться с существованием образа Бога... Образ Бога соответствует определенному комплексу психологических фактов и является тем самым некоторой величиной, которой мы можем оперировать; но что есть Бог сам по себе, остается вопросом, лежащим вне сферы компетенции всей психологии» (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 528). С позиции психотерапии О. Б. функционирует, так сказать, как внутренняя церковь, как некий психический резервуар, система координат поведения, система ценностей и моральный арбитр. Под О. Б. Юнг понимал все, что индивид по опыту считал Богом, все, что представляло для него высшую ценность, выраженную сознательно или неосознанно, а также типичные религиозные мотивы, повторяющиеся в истории идей, догм, мифов, ритуалов и искусства (см. РЕЛИГИЯ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
187.89 кб

Образы города: пришельцы и богатыри

Ершов М. Ф.
В статье анализируются культурные аспекты генезиса города. Города кон-центрируют на своей территории различные сферы человеческой деятельности.
Читать PDF
139.24 кб

Образ Бога в творчестве Н. А. Бердяева и Д. Л. Андреева

Синельников Федор Ильич
This work is an actual comparison study of a possible accordance between the two qualities of God all-good and all-power, as it was understood by two great Russian religious thinkers: philosopher Nicholay Berdyaev (1874-1948) and
Читать PDF
363.21 кб

Образы бедности и богатства в российском общественном сознании

Львов С. В.
В статье показано, как представителя разных социально-демографических групп населения России понимают слова «бедность», «богатство», каковы основные характеристики бедности.
Читать PDF
581.96 кб

О различии воззрений на образ и подобие Бога в восточной патристике

Климков Олег Станиславович
В статье предлагается исследование святоотеческих взглядов на смысл и содержание библейской концепции об образе и подобии Бога в человеке.
Читать PDF
508.31 кб

СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ОБРАЗ БОГА В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Мильчарек Тадэуш Петрович, Мильчарек Наталья Александровна
Статья посвящена раскрытию взаимосвязи между социальной драматургией как доминирующим способом организации жизненной перспективы личности и формированием конфликтной религиозной идентичности на примере представлений современной ст
Читать PDF
245.03 кб

Ценность как экономический институт в концепте «Образование богатство»

Тимонин А. Ю.
Читать PDF
17.48 мб

Образ верховного бога в финно-угорской мифологии (сравнительный анализ)

Учайкина Н.И.
Читать PDF
362.11 кб

Религиозные образы в русском и американском кино: поиск Бога и человека

Глаголев Владимир Сергеевич, Медведева Светлана Михайловна
Религиозные образы присутствуют в таких текстах культуры, как кинематограф, наравне с пострелигиозными образами, сохраняющими нравственный потенциал религиозных по праву преемственности их общей эстетической оболочки.
Читать PDF
405.71 кб

Проблема формирования образа Бога у детей в зарубежной психологии религии

Фолиева Татьяна Александровна
Образ Бога дескриптивный набор изображений и некоторых поведенческих и когнитивных характеристик, определяющих отношение индивида к трансцендентной реальности.
Читать PDF
482.45 кб

«я» как образ и подобие Бога: размышление над трактатом Августина «о Троице»

Иващук О.Ф.
В статье предпринята попытка выявить категориальный каркас логики обоснования догмата о троичности христианского Бога в трактате Августина Гиппонийского “О Троице” и те мыслительные возможности, которые он предоставляет для консти
Читать PDF
310.95 кб

Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ

Алексеев Дмитрий Сергеевич, Бекишева Аксинья Викторовна
В статье предпринимается попытка социально-философского и культурологического анализа образов «супергероя» в современной популярной культуре и богатыря в былинном эпосе Киевской Руси.
Читать PDF
432.00 кб

Образ окружающего мира и образ бога в сознании представителей новых религиозных организаций

Лушпай С. А.
Читать PDF
174.45 кб

Образ Бога и образ сатаны в человеке согласно текстам Св. Тихона Задонского и Иоганна Арндта

Мельников Денис Валерьевич
В статье впервые подробно рассматривается влияние И. Арндта на учение Св. Тихона Задонского «об образе и подобии Божием» в человеке. Достигнуты следующие новые результаты: 1) раскрыто многоуровневое понимание как И.
Читать PDF
437.25 кб

Человек как образ Бога, образ мира и образ миросозидания: к перспективам христианской антропологии

Ланкин Вадим Геннадьевич
В статье ставятся проблемы современной антропологии в ключе перспектив христианской идеи о человеке как образе Бога.