God-image; Gottbild) - понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть воплощена в человеческой душе.
В отличие от теологов и многих христиан Юнг говорит не о Боге, а об образе Бога, и тем самым хочет пояснить, что все, что говорится от имени Бога, является разновидностью человеческой речи и психологическими высказываниями. "Образ Бога, который у нас есть или который мы себе творим, никогда не может быть отделен от человека", - отвечал он на критику Мартина Бубера. Занимаясь в области глубинной психологии образом Бога, мы сталкиваемся не с Богом, а с образами, представлениями и проекциями человека.
Когда такой образ спонтанно образуется в фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения явлением самости, символом психологической целостности:
"Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из бессознательного. Мы не можем сказать: являются ли Бог и бессознательное двумя различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целое! нести, который проявляет себя спонтанно в снах и т. п., и тенденция, зависящая от сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда символизирует и выражает Божество<...> Бого-образ не совпадает с бессознательным как таковым, но лишь со специфическим содержанием последнего, а именно - архетипом Самости" (CW 11, par. 757).
"Бого-образ можно объяснить как рефлексию Самости или соответственно объяснить Самость как божественный образ в человеке" (там же, par. 282).
ОБРАЗ БОГА
БОГО-ОБРАЗ
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ОБРАЗ БОГА
(God-Image; Gottesbild). Говоря психологически, Юнг постулировал реальность О. Б. как унифицирующего и трансцендентного символа, способного свести воедино разнородные психические фрагменты или объединить полярные противоположности. Как и любой образ, это — психический продукт, отличающийся от объекта, который он пытается представить и на который указывает. О. Б. свидетельствует о реальности, которая выходит за пределы сознания, предельно нуминозна (см. НУМИНОЗ), приковывает внимание, привлекает энергию и аналогична идее, что в схожих формах воздействовала на человечество во все времена и во всех частях земного шара. По существу, это образ всецелости (тотальности) «как высшая ценность и верховная доминанта в психической иерархии, образ Бога непосредственно связан с самостью или идентичен ей (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 170). Как образ всецелости, О. Б. содержит две стороны: добро и зло. Объясняя и различая Бога и О. Б., Юнг писал: «Вина вечной контаминации объекта и имаго заключается в том, что люди, как правило, не делают смыслового различия между «Богом» и «образом Бога» и, следовательно, полагают, что говорящий об «образе Бога» говорит о «Боге» и предлагает «теологические» объяснения. Психология как наука не вправе требовать гипостазирования образа Бога. Но факты остаются фактами, и приходится считаться с существованием образа Бога... Образ Бога соответствует определенному комплексу психологических фактов и является тем самым некоторой величиной, которой мы можем оперировать; но что есть Бог сам по себе, остается вопросом, лежащим вне сферы компетенции всей психологии» (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 528). С позиции психотерапии О. Б. функционирует, так сказать, как внутренняя церковь, как некий психический резервуар, система координат поведения, система ценностей и моральный арбитр. Под О. Б. Юнг понимал все, что индивид по опыту считал Богом, все, что представляло для него высшую ценность, выраженную сознательно или неосознанно, а также типичные религиозные мотивы, повторяющиеся в истории идей, догм, мифов, ритуалов и искусства (см. РЕЛИГИЯ).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.