БОГО-ОБРАЗ это что такое БОГО-ОБРАЗ: определение — Психология.НЭС
ОБРАЗ ОБРАЗ ВООБРАЖЕНИЯ

ОБРАЗ БОГА

Найдено 2 определения термина ОБРАЗ БОГА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ОБРАЗ БОГА

см. Бого-Образ.

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

БОГО-ОБРАЗ

God-image; Gottbild) - понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть воплощена в человеческой душе.

В отличие от теологов и многих христиан Юнг говорит не о Боге, а об образе Бога, и тем самым хочет пояснить, что все, что говорится от имени Бога, является разновидностью человеческой речи и психологическими высказываниями. "Образ Бога, который у нас есть или который мы себе творим, никогда не может быть отделен от человека", - отвечал он на критику Мартина Бубера. Занимаясь в области глубинной психологии образом Бога, мы сталкиваемся не с Богом, а с образами, представлениями и проекциями человека.

Когда такой образ спонтанно образуется в фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения явлением самости, символом психологической целостности:

"Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из бессознательного. Мы не можем сказать: являются ли Бог и бессознательное двумя различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целое! нести, который проявляет себя спонтанно в снах и т. п., и тенденция, зависящая от сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда символизирует и выражает Божество<...> Бого-образ не совпадает с бессознательным как таковым, но лишь со специфическим содержанием последнего, а именно - архетипом Самости" (CW 11, par. 757).

"Бого-образ можно объяснить как рефлексию Самости или соответственно объяснить Самость как божественный образ в человеке" (там же, par. 282).

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Найдено рефератов по теме ОБРАЗ БОГА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема формирования образа Бога у детей в зарубежной психологии религии

Фолиева Татьяна Александровна
Образ Бога дескриптивный набор изображений и некоторых поведенческих и когнитивных характеристик, определяющих отношение индивида к трансцендентной реальности. Это личностный и социальный феномен является одной из центральных проблем зарубежной психологии религии, но практически не исследуется в отечественной науке. В статье рассматриваются ключевые западноевропейские и англо-американские работы, посвященные образу Бога у детей. В данных исследованиях выявляются источники (родители, Я) формирования; внешние (социальная среда, конфессиональная принадлежность) и внутренние (самоуважение, самоконтроль) факторы развития; специфика становления концепции Бога. Несмотря на констатацию кризиса в психологии религии данные работы не только не потеряли свою актуальность, но и открывают дальнейшие перспективы исследований религиозной социализации и религиозного образования.
Скачать PDF

Анализ влияния наличия веры в Бога на суицидологические показатели и клиникопсихологические характер

Байкова М.А.
Работа посвящена изучению вопроса о влиянии «веры в Бога» на антивитальный профиль индивида. Была исследована группа студентов, отрицательно ответивших на вопрос анкеты «Верите ли вы в Бога?» без учета половой принадлежности (847 человек, из которых 669 составили девушки и 178 юноши), а также с учетом гендерного разделения для более детального выявления антивитальных феноменов внутри групп. Так как существует устойчивое житейское мнение, что вера в Бога защищает человека от суицидального поведения, а также его несуицидальных эквивалентов, то логичным становится предположение о том, что отсутствие таковой способствует активизации суицидального радикала личности, и увеличивает ее общую аутоагрессивность. При осуществлении исследования авторы исходили из этой гипотезы, которая подтвердилась его результатами. В исследовании было выяснено, что верующих респондентов реже посещают суицидальные мысли, по сравнению с неверующими (22% и 30% соответственно); среди верующих юношей почти в три раза меньше количество молодых людей, имеющих парасуицид в анамнезе, по сравнению с неверующими (5% и 14% соответственно). Статистически значимых различий между группами верующих и неверующих девушек найдено не было. Также выяснено, что верующие в Бога респонденты имеют заметно меньшее количество предикторов аутоагрессии, что нашло более детальное отражение при исследовании гендерных особенностей внутри групп. В процессе исследования было установлено, что отсутствие веры в Бога плотно ассоциировано с различными антивитальными паттернами поведения и их предикторами, а также выявлено наличие гендерных отличий, характеризующих аутоагрессивный профиль, как верующих, так и неверующих молодых людей. Таким образом, указание респондентом на отсутствие / наличие «веры в Бога» может использоваться для оценки суицидального потенциала и устойчивости психо-эмоционального состояния индивида.
Скачать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Скачать PDF

Образ я как результат самопознания младших подростков, воспитывающихся в условиях интерната

Шерешкова Е. А.
В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания.
Скачать PDF

Субъективный образ ситуации как фактор дифференциации поведенческих стратегий личности

Белан Елена Альбертовна
Обсуждается решающая роль субъект-ситуационного взаимодействия в дифференциации поведенческих стратегий личности. Показано, что определенный комплекс ситуационных параметров позволяет выявлять существенные различия между классами повседневных, значимых и трудных жизненных ситуаций. Рассматривается зависимость поведенческих стратегий от образа ситуации, отраженного в индивидуальном сознании субъекта взаимодействия
Скачать PDF

Графический образ в изобразительном творчестве детей

Нестерова Татьяна Владимировна
Изложены теоретические вопросы изучения графического образа рисунков детей, выделены его структурные компоненты, показано взаимодействие с познавательными, зрительно-двигательными, эмоциональными процессами, подчеркнута зависимость формирования графического образа от педагогической помощи. The article describes theoretical issues of study of graphic image of children's paintings: its structural components are pointed out; the interrelation with cognitive, visuallyimpellent and emotional processes is accentuated; dependence of formation of graphic image from educational help is emphasized.
Скачать PDF

Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации

Писарева Анастасия Александровна
В статье рассматривается значение качества взаимоотношений в семье для становления личности подростка и его адаптации в социуме. Поднимается вопрос значимости субъективного восприятия, понимания и оценки родителей самими подростками при формировании его личности. Предоставляются данные научного исследования, подтверждающие существование взаимосвязи между индивидуально-личностными качествами подростков и их отношением к образу родителей. Показано существование связи между социальной адаптацией и взаимоотношениями в семье. Обнаружены закономерности в восприятии себя на фоне сформированного субъективного видения подростком своих родителей.
Скачать PDF

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Скачать PDF

Образ как основа для математического описания психики

Чуриков В. А.
В работе дается попытка обоснования подхода, на основе которого дается возможность строгого описания информационных систем получающих и обрабатывающих информацию в виде образов. Каждую информационную систему можно разделить на две основных части пассивную и активную. Пассивная часть является совокупностью образов входящих в состав информационной системы, которые ею обрабатываются и хранятся в ней. Активная часть состоит из материальных структур информационной системы операторов, которые занимаются обработкой образов. Такой подход, названный иконодинамикой, в частности, дает возможность для описания информационных процессов в психике человека и животных
Скачать PDF

Образ Вооруженных Сил России как объект психологического исследования

Бушков Алексей Вячеславович
В статье обозначены основные подходы к изучению образа, выработанные психологической наукой. Автор, выбрав один из них, рассматривает сущность, формы, свойства и функции образа Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях, которые характеризуются стремительными, скоротечными, кардинальными преобразованиями количественной и качественной составляющих военной организации государства. Приводятся результаты эмпирического исследования, с помощью которого удалось выделить структуру и содержание образа Вооруженных Сил как фактора, оказывающего влияние на формирование личности военнослужащего. Автор приходит к заключению, что от того, как отражается в сознании конкретного военнослужащего, особенно офицера, новый образ Российских Вооруженных Сил, во многом зависит его отношение к выполнению служебного долга.
Скачать PDF

Служебное взаимодействие и психологический образ руководителя

Осинцева А.В.
Скачать PDF

Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек

Девятых С.Ю.
Рассматривая оцененные эталоны как регуляторы внутрисемейного взаимодействия, автор представляет результаты эмпирического исследования гендерных различий образа семьи и оценочных эталонов семьи в юношеском возрасте.Considering estimated standards as regulators of interaction inside the family, the author presents the results of the empirical research of gender distinctions in family image and family estimated standards at youthful age.
Скачать PDF