Обратная обработка Обратная связь в межличностном общении

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Найдено 18 определений термина ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

En.: Feed-back

Практикующие новый гипноз всегда помнят, что речь идет о сотрудничестве, и не забывают сигнализировать пациенту о том, что им удается наблюдать. Их действительная цель -помочь пациенту реализовать то, о чем он вовсе не подозревал. При этом, как правило, происходит возврат информации:

- либо в открытой форме: «Это хорошо - позволить своему телу глубоко вздохнуть»;

- либо просто говоря «Да», как бы подтверждая, что принято некое послание. В этом случае пациент, возможно, не узнает причину комментария. Подобным же образом приборы биологической обратной связи сигнализируют пациенту о физиологической активности, не осознаваемой им, позволяя конкретизировать феномен и начать его подчинение; волевому контролю. В гипнозе этот возврат информации, или обратная связь, делает возможным бессознательное обучение, составляющее суть опыта в трансе.

Оцените определение:

Источник: Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г

Обратная связь (feedback)

Поступление из внешней среды в систему информации об изменениях ее (системы) состояния.

Источник: Д.Браун, Д.Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге, 2007 г

Обратная связь

feedback). Ответная реакция на данные стимулы.

Источник: М.Эми. Психотерапия как духовная практика//Глоссарий, 2003 г

Обратная связь

Feedback) — Информация, получаемая сотрудником в ходе выполнения рабочего задания от менеджера или коллег относительно достигнутых работником результатов.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение/Глоссарий по книге

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Специфический фактор групповой психотерапии. В процессе групповой психотерапии О. с. предоставляет пациенту информацию о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять собственные проблемы. Феномен О. с. проявляется в тех ситуациях, когда субъект восприятия имеет возможность получить от партнера по общению информацию о том, как он воспринимается. В качестве О. с. выступает любая информация, которую человек получает от реципиента своего поведения. О. с. может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной (фотографии, магнито- и видеозаписи и пр.) или личностной (вербальной и невербальной, оценочной или не содержащей оценки, эмоционально окрашенной и эмоционально нейтральной, описательной и содержащей интерпретацию, ролевой и индентификационной и пр.). О. с. в психотерапии способствует реализации ведущего механизма ее лечебного действия - конфронтации, однако как источник информации отличается от интерпретации. Интерпретация может быть неадекватной, неточной, искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. О. с. "правильна" уже сама по себе: она является информацией о том, как реагируют на поведение пациента другие участники психотерапевтического процесса. Вопрос о том, может ли О. с. содержать элементы интерпретации, однозначного ответа не находит. О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии О. с. более многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не просто О. с. - информацию о том, как он воспринимается другим человеком, но дифференцированную О. с., О. с. от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Таким образом, пациент видит себя в разных зеркалах, отражающих различные стороны его личности. Дифференцированная О. с. не только дает разноплановую информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на информацию, содержащуюся в О. с., также представляет интерес как для других участников группы (являясь обратной связью второго порядка, т. е. обратной связью на обратную связь), так и для самого пациента, позволяя ему увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на рассогласование образа "Я" с восприятием окружающих. Переработка и интеграция содержания О. с. в процессе групповой психотерапии обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует формированию более целостного и адекватного образа "Я", представления о себе и самопонимания в целом. Кратохвил (Kratochvil S., 1978) выделяет в самосознании, или образе "Я", 4 области: открытую (то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие), неизвестную (то, что человек не знает о себе и не знают другие), скрытую (то, что человек знает о себе, но не знают другие), слепую (то, что человек не знает о себе, но знают другие). О. с. несет информацию, позволяющую пациенту уменьшить слепую область самосознания. Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы О. с. необходима определенная атмосфера, характеризующаяся прежде всего взаимным принятием, чувством психологической безопасности, доброжелательностью, взаимной заинтересованностью, а также наличием мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и явления "размораживания", при котором участники группы готовы и могут отказаться от привычных, сложившихся способов восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и несовершенство. О. с. в группе более эффективна, если она не отсрочена, т. е. если предоставляется пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие психологические защитные механизмы. Эффективная О. с., по мнению ряда авторов, является в большей степени описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение участника группы, чем интерпретации, оценки и критику. Более эффективной будет также дифференцированная О. с., т. е. О. с., поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более достоверной и может оказать на него большее влияние. Иногда в тренинговых группах формируются определенные правила предоставления и принятия О. с. (например: "Говори о своих чувствах, но не оценивай", "Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому" и др.). Хотя в психотерапевтических группах такие правила жестко не формулируются, однако психотерапевт стремится к развитию в группе наиболее эффективных форм О. с. в рамках той или иной теоретической ориентации (см. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии).

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

СВЯЗЬ ОБРАТНАЯ

понятие, пришедшее в психологию из кибернетики. Трактуется как знаковые сообщения, вырабатываемые объектом взаимодействия в ответ на воздействия субъекта взаимодействия, получаемые последним и используемые им для корректировки дальнейшего взаимодействия с объектом.

Роль сигналов связи обратной в процессах психических хорошо иллюстрируется опытом, в коем испытуемому предлагается произносить какой-нибудь текст, и этот текст подают через микрофон в наушники с некоим запаздыванием. В таких условиях речь полностью расстраивается. Дело в том, что по мышечному и слуховому каналам поступает несогласованная информация. Такой прием применяется для выявления симулирования глухоты: при действительной глухоте задержка слуховых сигналов не вызывает расстройства речи.

Как механизм взаимопонимания связь обратная - это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и на этой основе - корректировка дальнейшей стратегии общения.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

feed-back) - ответное действие, регулирующая реакция, вызванная возникшей ситуацией. В групповой терапии ведущий часто запрашивает в конце эпизода индивидуальной работы обратную связь от участников группы. Целью может являться получение дополнительной информации, облегчающей протагонисту осознание его проблемы, но чаще всего обратная связь имеет больший смысл непосредственно для участника, который ее дает: она поощряет выражение собственных переживаний, т.е. глубинного отклика, вызванного в нем данной ситуацией; готовит почву для его последующей индивидуальной работы как клиента.

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон

СВЯЗЬ ОБРАТНАЯ

feedback) - сигнал на выходе какого-либо устройства, возникающий в ответ на поступающий на вход этого устройства сигнал. Механизмы обратной связи важны для регуляции многих физиологических процессов; например, они играют важную роль в процессе образования гормонов, а также в реакциях, проходящих с участием ферментов. При отрицательной обратной связи (negative feedback) увеличение выделения какого-либо вещества (например, гормона) прямо или косвенно подавляется дальнейшим увеличением его образования. При положительной обратной связи (positive feedback) увеличение выделения какого-либо вещества прямо или косвенно сопровождается увеличением выделения другого вещества.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

1. Первоначально в технике, информация, которая сигнализирует о протекании операции в системе или о состоянии системы в определенный момент времени. Спидометр обеспечивает обратную связь для водителя относительно расстояния, которое пройдено за единицу времени. 2. В кибернетике – значение было расширено и стало включать информацию, используемую системой, чтобы приспосабливаться и вносить изменения в ход выполнения операции. Термостат использует обратную связь относительно температуры в комнате, чтобы включать или выключать обогревательную систему. См. следящая система. Значение 2 было с энтузиазмом заимствованно психологией и стало применяться для того, чтобы характеризовать ряд ситуаций. 3. В исследованиях сенсорно-моторных процессов – информация, обеспечиваемая кинестетическими сообщениями из рецепторов в мышцах и указывающая направление движения. См., например, закон Фитта. 4. В научении – любая информация относительно правильности или адекватности реакции. Ранние теоретики когнитивных процессов приняли это значение взамен бихевиористского понятия подкрепления. Например, в эксперименте на решение проблем свет, который сигнализировал, был ли выбор правильным или нет, для когнитивистов был обратной связью; так или иначе, это, кажется, трудно квалифицировать как подкрепление в том смысле, что этим термином также обозначалась и пища для крысы в конце лабиринта. 5. В социальной психологии – любая реакция среды (включая других людей), которая служит основой для будущих действий. Улыбка в ответ на вашу улыбку считается социальной обратной связью. В качестве обобщения, кажется, можно заключить, что этот термин может использоваться для обозначения любой информации относительно функционирования одного или более компонентов системы, которая приводит к изменению этого функционирования. Иногда этот термин будет использоваться для обозначения скорее процесса или самой системы, чем информации, которая "поступает обратно" Чтобы предотвращать путаницу, здесь большинство авторов использует термины петля обратной связи или кругооборот обратной связи для обозначения процесса.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Обратная связь

вербальная и физическая реакция на людей и их сообщения.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. — СПб., 2003, глоссарий по книге

Связь обратная

Одно из основных понятий кибернетики, применяемое при моделировании систем, в том числе и биологических. Воздействие результатов производимого действия какой-либо системы на характер ее дальнейшего функционирования. Если ее влияние усиливает результаты функционирования, она признается положительной, если ослабляет – отрицательной.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

один из важнейших принципов управления и регулирования во всех сложных системах. Его суть — воздействие результатов деятельности какой-либо системы на ее состояние (функционирование). При увеличении рассогласования между исходными и заданными уровнями функционирования говорят о положительной О. с. Системы, организованные по принципу только положительной О. с, недолговечны. Уменьшение (минимизацию) характеризует отрицательная О. с. Системы, организованные по принципу отрицательной О. с, отличаются устойчивым функционированием. В биологических системах и сложных АСУ имеет место и положительная, и отрицательная О. с. По принципу О. с. происходит регуляция всех процессов в человеческом организме, управление поведением и деятельностью, которое осуществляется по внутреннему и внешнему контурам. По внутреннему контуру передается информация о выполнении движения от внутренних рецепторов двигательных органов, по внешнему — информация (чаще всего зрительная) о результатах движения (напр., рабочего действия).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Обратная связь

1. в технике – информация о протекании процессов в системе; например, спидометр сигнализирует о скорости движения машины; 2. в кибернетике – информация, используемая системой в процессах саморегуляции; например, холодильник сам включается или выключается согласно показаниям его датчика температуры; 3. в исследованиях сенсорно-моторных процессов – информация, обеспечивающая кинестетическими сообщениями из мышечных рецепторов и необходимая для адекватного выполнения движений тела и формирования моторных навыков. Синоним: Обратная афферентация; 4. в теории научения – любая информация относительно адекватности реакции. Термин заменяет выражение «подкрепление», принятое в бихевиоризме; 5. в социальной психологии – любая реакция среды (особенно других людей), которая служит основой для будущих действий индивида; 6. в теории восприятия – информация из органов чувств, необходимая для их эффективного функционирования. Синонимы: Петля обратной связи, Кругооборот обратной связи.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Обратная связь

в психотерапии) — (1) получение участниками психотерапевтического процесса взаимной информации о процессе, особенностях и результатах лечебных действий, (2) в процессе групповой психотерапии предоставление пациенту информации о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять собственные проблемы. О. с. может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной или личностной (вербальной и невербальной, оценочной и не содержащей оценки, описательной и содержащей интерпретацию). О. с. в психотерапии способствует реализации одного из ведущих механизмов ее действия — конфронтации (столкновение, противопоставление). Как источник информации О. с. отличается от интерпретации, которая может быть неточной, искаженной. О. с. является всегда информацией о том, как реагируют на поведение клиента другие участники психотерапевтического процесса. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту дифференцированную О. с. от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Иногда в группах формируются определенные правила предоставления и принятия О. с. (например, "Говори о своих чувствах, но не оценивай", "Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому"). Переработка и интеграция содержания О. с. в процессе психотерапии обеспечивает коррекцию личностных характеристик, способствует формированию более целостного и адекватного образа Я. Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы О. с. необходима атмосфера безопасности, принятия, направленности на самоисследование и коррекцию неэффективных моделей поведения. О. с. более эффективна, если она не отсрочена и дифференцирована (поступает к клиенту от нескольких людей). О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Обратная связь

Общий термин, имеющий несколько значений в психологии. Он может означать информацию, передаваемую мышцам и помогающую управлять движениями (кинестетическая обратная связь); информацию, сопровождающую выполнение задачи (обратная связь по результату), или информацию, получаемую от других людей при социальном взаимодействии с ними. В последнем значении термин «обратная связь» описывает общественное одобрение или неодобрение в виде улыбок, пожатия плечами, покачивания головой, различных замечаний и т. д.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Обратная связь

1) реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, понята ли переданная им информация; 2) средство обеспечения сличения реально достигнутого результата с идеально сформулированной целью.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

наличие взаимообусловленности в функционировании разделенных в пространстве и (или) во времени систем; отличительными признаками О. с. выступают: 1) направленность воздействия при переносе вещества, энергии, информации и 2) выделение управляемой и управляющей подсистем для эффективной регуляции режима взаимодействий. Различают положительные и отрицательные О. с. Первые усиливают, вторые замедляют протекание процессов. Понятие «О. с.» играет целеориентирующую эвристическую роль при моделировании структуры, принципов функционирования и развития комплексных самоорганизующиxся (органических, социальных и технических) систем. Конфликт представляет собой динамическую систему, в развитии которой О. с. играет важную роль. Любое действие оппонента является ответом на предшествующее действие по отношению к нему со стороны противника. Др. словами, взаимодействие между основными участниками конфликта организуется с учетом принципа положительной или отрицательной О. с.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая обратная связь как способ оценки и коррекции психофизиологического состояния человек

Хало П.В.
Скачать PDF

Обратная связь в профессиональной коммуникации спортивного тренера как психолого-педагогическая проб

Чернявская Валентина Станиславовна, Каерова Елена Владиславовна
Представлен анализ характеристик обратной связи тренера по спортивно-оздоровительной работе. Обоснованы категории (уровни): эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Представлены результаты диагностики, самооценки и экспертной оценки тренирующихся относительно характеристик обратной связи тренера.
Скачать PDF

Имплицитное научение искусственным грамматикам: установка vs обратная связь

Агафонов Андрей Юрьевич, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
В статье описан ход и результаты исследования эффектов имплицитного научения в условиях действия установки и обратной связи. Эксперимент проводился с использованием искусственных грамматик. Было обнаружено, что выраженный эффект имплицитного научения имеет место только в условиях действия релевантной установки, когда испытуемый заранее информируется о наличии правила грамматики. Также можно предположить существование скрытого эффекта научения в условиях релевантной обратной связи, который выражается в отличии времени реакции при верных и ошибочных ответах.
Скачать PDF

Обратная связь в исследованиях межличностного взаимодействия

Амяга Наталья Валентиновна, Аймаутова Надежда Евгеньевна, Онзимба Ленюнго Жанна Борисовна
В статье рассматривается проблема интерпретации и изучения обратной связи в межличностном взаимодействии. С точки зрения авторов обратная связь всегда фиксируется из рефлексивной позиции. Исследователь обратной связи изучает ее также из позиции рефлексии, но второго порядка, имея своим предметом определенную картину прямых и обратных процессов, а также возможной рефлексии этих процессов самим действующим. Применительно к переговорам социолога и заказчика это означает возможность точно понимать и рефлектировать цели, интересы, а также средства ведения переговоров, которыми пользуется другая сторона, и таким образом определить успешность переговоров.
Скачать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей. Показано влияние на субъективную оценку боли таких факторов, как пол, возраст больных. Рассмотрено влияние восприятия боли на особенности самоотношения (характеристики «Образа Я»), самооценку больных.
Скачать PDF

Связь социального и общего интеллектов

Саутина Е.С.
Скачать PDF

Особенности личности и качество жизни больных: существует ли связь?

Васильева Ирина Андреевна
Статья посвящена соотношению показателей качества жизни и личностных характеристик больных с хроническими заболеваниями. На примере больных с терминальной почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом, продемонстрирована связь ряда личностных характеристик с показателями качества жизни. Установлено, что безусловным лидером по числу достоверных связей с параметрами качества жизни является личностная тревожность. The article is devoted to the issue of the relationship between personality characteristics and quality of life among patients with chronic diseases. The association of some personality traits with life quality of patients with the enddstage renal disease treated by hemodialysis has been found. Personal anxiety is shown to be an absolute leader in the number of significant correlations with life quality scores.
Скачать PDF

Оценка выраженности психопатологической симптоматики и ее связь с личностными характеристиками у выс

Жуков Юрий Юрьевич
В статье установлено, что уровень дистресса тесно связан с особенностями высшей нервной деятельности и свойствами нервной системы. Так, в группе спортсменов с высокими показателями дистресса отмечается повышение уровня тревожности и эмоциональной неустойчивости. Следует отметить, что данные характеристики являются также одним из показателей общей стрессоустойчивости.
Скачать PDF

Изучение представлений об идеальном партнере в подростковом возрасте: связь с родительским отношение

Буренкова Е. В., Орлова Л. Е.
В статье описано исследование, направленное на определение связи родительского отношения к подростку с его представлением об идеальном партнере. Получены характеристики межличностных отношений в супружеских парах родителей и их согласование с детскородительскими отношениями и с супружескими отношениями. Результаты исследования позволили определить портрет идеального партнера для подростка и согласовать его с реально существующим портретом партнера в супружеских отношениях родителей.
Скачать PDF

Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вуз

Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бучин И.В.
Скачать PDF

Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов

Наличаева София Александровна
Анализируются эмпирические данные о взаимосвязи самоактуализации с профессиональным выгоранием у педагогов. Показано, что интегральный уровень самоактуализации отрицательно связан с уровнем выгорания у педагогов. Педагоги с высоким уровнем самоактуализации более резистентны к выгоранию, чем педагоги с низким уровнем самоактуализации.
Скачать PDF

Связь понимания и представлений в педагогическом взаимодействии

Евдокимова Елена Гершечевна
В статье обосновывается связь феномена понимания и представлений в качестве одного из его показателей в педагогическом взаимодействии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 12