Обработка информации бессознательная

Найдено 1 определение:

Обработка информации бессознательная

unconscious information processing) До сих пор роль сознания в обработке сенсорной информации остается сложной проблемой, к-рой занимаются поразительно мало. Тем не менее, с возвращением "психики" на центральное место в американской психологии, ей уделяется все больше и больше внимания. Однако проблема остается, по существу, далекой от решения и заслуживает дальнейшего исслед. Экспериментальные данные. Одни из самых ясных доказательств бессознательного контролирования и семантического анализа текущих потоков информ. дают исслед. слухового восприятия. Напр., Кортин и Вуд предлагали испытуемым синхронно повторять прозаический текст, передаваемый через наушник в одно ухо одновременно с разрозненными словами, к-рые они слышали через др. наушник вторым ухом. Разумеется, испытуемые не могли затем вспомнить эти слова. Тем не менее, как сами слова, на к-рые ранее была выработана условная связь с ударом тока, так и их семантические ассоц. вызывали существенную кожно-гальваническую реакцию в момент их предъявления на др. ухо без мешающей задачи повторения. Позднее положительные доказательства О. и. б. были собраны в исслед. зрительного восприятия. Ряд особенно впечатляющих результатов сообщил Марсел. Во-первых, Марсел использовал короткие тахистоскопические предъявления, за к-рыми немедленно следовал визуальный маскировочный паттерн. Роль маскировочного паттерна в этом и подобных исслед. яв-ся решающей. Такая "обратная маскировка", по-видимому, блокирует нейрофизиологическую основу перцепта (иногда называемую "иконой") и тем самым препятствует его осознанию. Однако в то же самое время начиналась обработка по различным измерениям получаемой на короткое время подсказки, не закрываемой маской. В этой связи следует отметить, что ядром понятия О. и. б. яв-ся предположение о том, что сознание зависит от нейрофизиологической системы обработки, отличной от классических систем, к-рые передают сенсорную информ. от рецепторов к кортикальным центрам. В первой методике Марсела, предъявлялись либо слово, либо чистая карточка, с последующим маскированием. Испытуемому затем задавались 3 вопроса: а) было ли что-либо показано до маски? б) какое из двух показываемых сейчас слов (в надпороговом тесте) зрительно более схоже с подсказкой? в) какое из двух слов, показываемых далее, более схоже по значению с подсказкой? Методика Марсела состояла в постепенном уменьшении времени предъявления целевого объекта, начиная с весьма длительных интервалов, при к-рых испытуемый мог довольно точно судить о наличии или отсутствии слова на карточке. Он обнаружил, что даже после того, как суждение достигало случайного уровня, так что можно было предположить, что стимулы более не распознаются, все испытуемые все еще принимали точные решения выше уровня случайного совпадения по вопросам визуального сходства и значения. Достигнув случайного уровня в ответах на вопросы относительно визуального сходства, они все еще могли отвечать на уровне выше случайного на вопросы относительно значения. Этот эффект Марсел обозначил как "бессознательное чтение", предполагая, что эффективные лексические функции осуществляются при отсутствии осознания. Во втором эксперим. плане Марсела также использовался феномен ассоциативной преднастройки (associative priming), при к-ром предварительное предъявление вербального ассоциата (напр., "лошадь" [horse]) в качестве подсказки, появляющейся непосредственно перед целевой цепочкой букв (напр., "пони" [pony]), облегчало положительные лексическое решения - иными словами, реакции на целевые объекты происходили значимо быстрее, чем в контрольных случаях (напр., несвязанная подсказка "ружье" [rifle], предшествующая целевому объекту "пони"). Коротко говоря, результаты экспериментов Марсела свидетельствуют о том, что типичная ассоциативная преднастройка происходила всякий раз, когда ассоциативная подсказка маскировалась (т. е., предъявлялась на подпороговом уровне) и испытуемый поэтому не мог реагировать на нее сознательно. В качестве завершающей иллюстрации того, как происходит О. и. б., рассмотрим демонстрацию Кунст-Уилсоном и Зайонцем аффективного различения при отсутствии узнавания тождественных стимулов. Чрезвычайно короткие тахистоскопические предъявления (1 мс), исключающие осознанную идентификацию, применялись без маскировки. Испытуемым вначале предъявлялись 5 из 10 неправильных, произвольно построенных восьмиугольников. Затем им предлагалось выбрать по одной фигуре из 10 пар восьмиугольников, исходя из следующего: а) какой из них был показан ранее в условиях затрудненного распознавания и б) какой из них им больше нравится. Каждая пара, предъявляемая в течение 1 с, состояла из предварительно показанного восьмиугольника и контрольной фигуры, подобранной независимо от этого по аффективной ценности. Результаты, согласующиеся с предположениями Зайонца о первенстве аффективных реакций, ясно показали, что предпочтение отдается "знакомым" фигурам, однако при этом испытуемые не в состоянии отличить их от контрольных на основе узнавания по памяти. Только что описанные исслед. восприятия дополняют те более сложные и даже более противоречивые психодинамические исслед., к-рые также поддерживают принцип О. и. б. Все эти различные линии исслед-я сходятся в предположении о том, что О. и. б. следует принимать во внимание в любой полной картине психич. деятельности. См. также Контекстуальная ассоциация, Теория обработки информации, Восприятие (перцепция), Избирательное внимание, Бессознательные умозаключения М. Маркс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования

Забегалина Светлана Викторовна
В данной статье анализируется специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования, проблема малоизученная, но актуальная в условиях постоянных изменений окружающего мира
Читать PDF

Актогенез и самовозрастание информации в процессе ее обработки человеческим мозгом (из книги: бойко

Бойко Евгений Иванович
Читать PDF

Исследование взаимосвязи когнитивных стилей обработки информации с предрасположенностью личности к п

Сергеев Анатолий Анатольевич
Эффективность психологического воздействия определяется не только личностными особенностями коммуникатора, применяемыми им тактиками и стратегиями воздействия, но и предрасположенностью личности к это
Читать PDF

Использование тестов, современных компьютерных технологий и обработки информации в системе диагности

Калиниченко О.Ю.
В предлагаемой статье рассматривается возможность эффективности применения диагностических методик, направленных на выявление склонности к зависимости, анализируется возможность использования современ
Читать PDF

Эмпирическая проверка теории обработки социальной информации и влияние эмоций в ситуациях насилия

Боуэн Кендра Н., Робертс Дженнифер Дж., Коушэн Эрик, Бартула Аарон
Цель: исследование процесса принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска насилия.
Читать PDF

Влияние локальной и конфигуративной обработки лицевой информации на социальные суждения

Зорина Светлана Валерьевна, Камзина Оксана Анатольевна
В статье представлены результаты исследования влияния того, как конфигуративная обработка, в большей степени обусловленная низкочастотной информацией, и локальная обработка, извлекающая высокочастотну
Читать PDF

Информационное моделирование в системах обработки данных

Манухина Ольга Валерьевна
В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования у будущих учителей информатики умений информационного моделирования и использования для этого специальной методики обучения в рамках нормат
Читать PDF

Информационное моделирование в системах обработки данных

Манухина Ольга Валерьевна
В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования у будущих учителей информатики умений информационного моделирования и использования для этого специальной методики обучения в рамках нормат
Читать PDF

Применение информационных технологий для обучения математическим методам обработки информации

Брянцева Ольга Владимировна
Статья посвящена вопросу использования информационных технологий для освоения математических и статистических методов работы с информацией.
Читать PDF

Применение информационных технологий для обучения математическим методам обработки информации

Брянцева Ольга Владимировна
Статья посвящена вопросу использования информационных технологий для освоения математических и статистических методов работы с информацией.
Читать PDF

Исследование представлений об информационной безопасности у студентов технических специальностей вуз

Басанова Т.А.
Читать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: